Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Михаил Иванович не просто реставратор, в своей профессии он единственный в Ставрапольском регионе специалист высшей категории.
 
Тот, кто бывал в краевом музее изобразительных искусств, наверняка обратил внимание на грациозную мебель в залах «Золотой коллекции», изящную посуду, замысловатые фигурки и статуэтки на стендах. Из 115 музейных предметов старины рука мастера коснулась почти каждого.
 

Музейные залы «Золотой коллекции» уникальны, редко где еще встретишь столь заботливо воспроизведенный быт ушедшего времени. Скульптура, мебель, изразцовые стены… Обстановка старинного особняка с картинами в позолоченных рамах уводит тебя в дивный мир. Люди с их победами и поражениями уже в небытии, а принадлежащие им когда-то вещи остались.

«Это благодаря реставратору», - поясняет экскурсовод, называя имя умельца.

В молодости нам, журналистам, нравилось общаться с музейщиками. Много раз слышали мы от них, что реставрация старинных вещей и картин - искусство высочайшего класса. Музеи часто вынуждены пользоваться услугами столичных специалистов, а у нас, в Ставрополе, оказывается, есть свой Левша.

Конечно, захотелось познакомиться с человеком, владеющим уникальной профессией. Мы нашли телефон Михаила Ивановича и позвонили ему. Отыскался мастер… в Краснодарском крае.

Сегодня пенсионер временем своим может распоряжаться как хочет. Летом пропадает на даче, на Кубани. Там у Михаила Ивановича есть домик, несколько соток земли, оборудован погребок. Но люди находят его и здесь - иконку поправить, что-то из наследственной мебели починить.

А остальное время года Михаил Иванович живет в Ставрополе, и в музей изобразительных искусств наведывается как гость. Но помочь готов всегда, тем более что в музее его помнят не только люди, но и вещи. Опытным глазом мастер окидывает хитро слаженный инкрустированный стол, поглаживает темного дерева благородную столешницу, вспоминая, как когда-то возвращал этим древним штуковинам жизнь.

 

Как люди находят свое место в жизни? У каждого свой путь, далеко не всегда простой и прямой.

Михаил Иванович с детства любил рисовать, что называется руки чесались что-то смастерить, вылепить. Увидев коллекцию восточных масок, стал сам вырезать по дереву. Но реставрацией занялся гораздо позже.

Окончив Ставропольский технологический техникум, Балатрук выучился на техника-механика машин и оборудования швейных предприятий. В советское время это учебное заведение давало выпускникам крепкие знания: изучали и сопротивление материалов, и теорию машин, экономики, и даже высшую математику. Дошел до должности инженера «Ставрополькрайшвейбыта», но тут решил, что ему это не нужно.

И пошел учиться на художника. Первый опыт реставрационной работы Михаил Иванович получил в краеведческом музее им. Г.К. Праве. А закрепил его во время работы в археологическом учреждении «Наследие», занимаясь реставрацией находок.

«Работы было невпроворот, - делится мастер. - Приходилось восстанавливать золотые украшения, элементы упряжи, бронзовые и костяные бусы, булавки, деревянные колеса - редкость для археологических экспедиций. Пришлось повозиться с предметами захоронения «ипатовской принцессы», и в этом помогла богатая стажировка в Санкт-Петербургском этно-графическом музее.

 

Приобретенные знания и опыт пригодились, когда Михаил Иванович стал сотрудничать с музеем изобразительных искусств, особенно после того, как к нему отошло здание бывшего ЗАГСа.

Хозяйство находилось в плачевном состоянии: лепнина разбита, стены облуплены. Даже представить невозможно было, что вновь приобретенное здание государство охраняет как «историческую ценность».

Большие перемены начались с приходом на руководство музеем Зои Белой. Хватка у молодого директора обнаружилась не женская. Она всерьез взялась за восстановление жизнеобеспечения музея, параллельно шло восстановление фасада.

Балатрук взялся приводить в порядок декоративную лепнину, отливал недостающие металлические детали, контролировал строителей. А потом началась работа над интерьерами и экспонатами.

«Скажем, комод XVIII века Севрской мануфактуры с медальонами, то есть эмалевыми вставками, - рассказывал Михаил Иванович. - Вещь потрясающей красоты! Я разбирал его, чистил, подклеивал, отливал из олова недостающие ручки. Один медальон пришлось заново расписывать.

Или шикарный стол, что в главной комнате греческого искусства. В нем было немыслимое количество испорченных инкрустаций - украшений узорами из дерева, камня, металла. Инкрустация здесь такая тонкая, что несведущему человеку может показаться, будто это рисунки. Так вот этот стол пришлось восстанавливать почти полностью».

Чего только нет у Михаила Ивановича в домашней мастерской! Никогда не проходил мимо красивого камня на речке, что-то покупал, что-то дарили. Так в мастерскую попали олово, латунь, перламутр разных оттенков.

Взять, например, галиотис, который называют драгоценной раковиной океана. Галиотис - это перламутр, только очень яркий: тона - от темно-зеленого до густо-фиолетового. Сделал вставку из него, и сразу инкрустация «заговорила»!

 

«Вы не представляете, в каком состоянии я застал стулья в музее: сплошь колченогие, инкрустация осыпалась, ткань вытерлась, - продолжает свой рассказ реставратор. - Глубоко-глубоко, в складочках одного из стульев мне тогда удалось отыскать лоскуток ярко-малинового бархата.

На музейном совете решили искать такую же ткань. Ножки изготовил заново, точь-в-точь по размерам и цвету. На поврежденные места накладывал латочки, а потом тонировал их».

Что и говорить, гарнитур просто загляденье, будто новый! Всматриваясь в причудливые изгибы «листочков и цветочков», по-настоящему понимаешь, сколько терпения и нервов понадобилось мастеру, чтобы вернуть произведение искусства к жизни. Ангельская красота произрастает не иначе как из ангельского терпения.

Михаил Балатрук подводит нас к нарядным белым каминам. Они вроде бы простые на вид, но подсознательно создают необыкновенно праздничное настроение! А были, по словам реставратора, «не приведи господь какие».

Когда Балатрук впервые увидел камины, сердце сжалось от жалости: от времени их перекосило, плитка вся в сколах и трещинах, но самое печальное было в том, что исчезло главное украшение - эмалевые вставки. Доложили об этом директору Зое Александровне, которая на ноги подняла, кажется, всех, кто когда-то бывал в зале с каминами. И пропажа нашлась!

Камины разобрали, пронумеровали каждую деталь, вымыли, вычистили, обработали сколы, обновили серебряные узоры, и сегодня они стоят как новенькие.

 

Уходя на пенсию, Михаил Иванович как реставратор обеспечил надежный «тыл».

Сын Михаил окончил художественное училище, по профессии художник-живописец. Ему отец передает опыт штришок за штришком, стежок за стежком. Обучает мастерству, но не меньше приучает к аккуратности и усидчивости. Сын работает честно, цвет «видит» лучше отца, и тот признает это с чувством удовлетворения и благодарности судьбе.

А сам Михаил Иванович в последнее время часто берет в руку кисть, пишет акварели. Очень любит живопись и участвует в выставках. Входит в творческое объединение «Колесо», выезжает с коллегами на пленэр…

Предлагали ему вступить в Союз художников, но он не хочет. Зачем? Для статуса? Лишние хлопоты. Считает, что работа говорит сама за себя.

Принял участие в восстановлении доброго десятка фасадов старинных зданий, сотен предметов старины не только в родном Ставрополе, но и в других городах по всему югу России.

Так что Михаил Балатрук не только уникальный мастер, но в большей степени, может быть, гражданин России, возвращающий домам и вещам их прошлое.

А мы благодаря труду мастера становимся ближе к своим корням и к тому искусству, которое делает человека светлее.

 
Тамара ДРУЖИНИНА,Ирина ПАНАСКО
Оцените материал: 0.0/0

    17.07.16 2326 antikvarius 
реставратор, музей, искусство, живопись, мебель, художник
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar