Полковник Перлин – главный харьковский эксперт и необычный коллекционер
Практически все в коллекции начальника Научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра (НИЭКЦ) при ГУМВД Украины в Харьковской области Станислава Перлина связано с органами правопорядка и армией – фуражки и другие элементы мундиров, всевозможные документы.
И периоды времени, к которым все это добро относится, самые разнообразные – от наполеоновских войн до Великой Отечественной войны. Причем обо всем этом полковник Перлин рассказывает со знанием хорошего историка-краеведа.
Может быть, неправильно выбрал в свое время профессию Станислав Игоревич?
— Никакой ошибки здесь не было, — говорит Станислав Перлин. — Что касается моих коллекций, они связаны большей частью с полицией, армией, милицией. В то же время, я — кадровый милиционер. И определился с будущей профессией еще во втором классе средней школы. После окончания Украинской юридической академии (ныне — Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого) я полтора десятка лет отдал работе в уголовном розыске. А в нынешний свой кабинет пришел 10 лет назад с должности начальника Фрунзенского райотдела милиции. Я всегда понимал, чем занимаюсь. И уверен, что всегда был полезен…
Отметим, что Станиславу Игоревичу удалось собрать в НИЭКЦ людей, «99 процентов которых болеют за порученное им дело». Причем за последние годы, в течение которых весьма существенно обновился кадровый состав харьковской (и не только харьковской) милиции, основа коллектива Центра осталась прежней. Главный эксперт-криминалист области объясняет этот факт своей «абсолютной аполитичностью».
— Я никогда не пытался привнести в свои подразделения политику и предостерегал от этого своих подчиненных, — отмечает полковник Перлин. – В нашем Центре работают профессионалы. А все начальники областного управления милиции понимают, что в этом подразделении необходимы набравшие серьезный опыт люди. Для нас есть исключительно криминалистика и повседневный труд, который состоит, в основном, в выездах на место происшествия и исследовании предметов, которые там обнаружены. Ни на что другое у нас времени практически не остается…
Станиславу Игоревичу явно пригодились навыки, полученные во время работы в уголовном розыске. Он с гордостью вспоминает, как в 1997 году тогдашний министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко вручил ему грамоту как лучшему начальнику розыска. И наградные часы от министра Станислав Перлин считает одной из самых знаковых своих наград.
— В истории независимой Украины 1990-е годы были очень сложными для всех, не только для милиции, — считает полковник. — Но практически никто из нас тогда из милиции не ушел. Я был тогда «опером» уголовного розыска и считал, что это настоящее мужское дело. Горжусь этим до сих пор…
От разговора о проведенных в Центре в рамках расследования «громких» делах начальник НИЭКЦ категорически отказался. О тех уголовных делах, которые находятся в производстве, говорить он не имеет права. А старые дела… По мнению Станислава Перлина, «некорректно рассказывать о методах, способах раскрытия преступлений». Ведь таким образом эксперты могут усложнить свою задачу. Достаточно вспомнить, как в свое время широкое обсуждение достижений дактилоскопии привело к тому, что преступники стали надевать перчатки. Впрочем, сегодня все мы имеем возможность наблюдать за суперэффективной работой экспертов в телесериалах «Морская полиция», «След» и ряде других. «Телевизионные» эксперты выглядят там волшебниками, а их аппаратура — просто фантастической.
— В Украине, как и во всем мире, эксперты-криминалисты сегодня продолжают поиски отпечатков пальцев на месте преступления, — сообщил Станислав Игоревич. — Волшебство и фантастику оставим на совести сценаристов сериалов. Другой вопрос – во многих странах автоматизированная проверка тех же отпечатков пальцев приносит сравнительно быстрые результаты. У нас могло бы это получаться не хуже, если бы наши сограждане, скажем, при получении паспорта оставляли свои отпечатки пальцев…
В МВД Украины уверены, что правоохранительным органам крайне необходима единая Национальная база учета генетических признаков человека. Пока создание такой базы сдерживается из-за отсутствия четкого законодательного урегулирования, а также недостаточного количества и мощности имеющихся ДНК-лабораторий. В то же время, ДНК-анализ позволяет со стопроцентной вероятностью идентифицировать личность преступника и эффективно доказывать его причастность к совершению противоправных действий.
Понятное дело, против таких мер выступают правозащитники, которые не без оснований видят здесь нарушение прав человека. Однако президент вроде как демократических США Барак Обама уже заявил, что хочет создать единую национальную базу данных ДНК. А недавно полиция Нидерландов, благодаря массовому и добровольному анализу ДНК местных жителей, раскрыла совершённое еще в 1999 году тяжкое преступление. Есть подобные примеры и в нашей стране. При расследовании серийных убийств и изнасилований на Киевщине в 2006—2009 годах было полное отсутствие «следовой информации». Кроме как биологического происхождения. Проведенные молекулярно-генетические экспертизы позволили работникам милиции объединить эти преступления. А по результатам отработки широкого (около 600 человек) круга подозреваемых установить личность преступника… Но мы далеко отошли от коллекций Станислава Перлина, в которой одних только фуражек насчитывается более трехсот штук.
— Давайте не будем о фуражках, — предложил полковник. — Лично мне более интересно все, связанное с Наполеоном и подвигом нашего народа во время Отечественной войны 1812 года. Я хорошо знаю этот период. Мне очень нравятся стихи Дениса Давыдова. Я собираю книги о Наполеоне на разных языках. У меня есть копии его автографов, медали… И вообще много автографов – Петра Сабурова, Пешкова, Святополка Мирского, Багалея, Менжинского, Кагановича, Микояна, Буденного, Ворошилова, Ковпака (с его рекомендацией в партию одному из партизан с печатью партизанского соединения)… Из современных автографов – Леонида Кравчука, Леонида Кучмы, Алена Делона, Пьера Ришара, Бельмондо и много других…
А еще у Станислава Перлина сотни фотографий офицеров начала двадцатого века, десятки газет. Одна из них – харьковские «Губернские известия» 1848 года. Есть «Новая Россия», выпущенная в 1919 году, когда Харьков заняли войска Деникина. Коллекционирование фуражек принесло Станиславу Игоревичу известность среди собирателей различного раритета… Такое впечатление, что нет таких старых вещей, которые не собирал бы полковник Перлин. Но, не будь его на то добрая воля, об этих раритетах никто бы не узнал. Так эти вещи и пропали бы.
К примеру, кому сегодня, кроме Станислава Перлина, нужны старые газеты? А такую печатную продукцию продолжают (хотя все реже и реже) находить в старых чемоданах, на чердаках и подвалах. Полковник Перлин мечтает создать музей старых харьковских газет. Чтобы любой посетитель мог здесь не только посмотреть на их пожелтевшие страницы, но и прочесть о событиях давно минувших дней. А пока что коллекционер охотно делится своими сокровищами с музеями. В частности, в экспозиции на мемориальном комплексе «Высота маршала Конева» имеется около полусотни переданных Перлиным экспонатов. Около тысячи нарукавных нашивок (шевронов) он подарил музею Академии МВД Украины. Для Станислава Перлина очень важно, чтобы бережно собранные им коллекции попали в хорошие руки.
Аркадий Генкин
23.12.13 4745
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |