Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Об аукционах современного искусства в Нью-Йорке 11-13 мая.

Об аукционах современного искусства в Нью-Йорке 11-13 мая.


Аукционный дом Christie`s вытащил счастливую карту — получил для продажи коллекцию писателя, режиссера и сценариста Майкла Крайтона. Автор романов "Штамм "Андромеда"" и "Парк юрского периода", сценарист телесериала "Скорая помощь" и режиссер фильма "Большое ограбление поезда" оказался еще и тонким знатоком современного искусства. Он был дружен с Роем Лихтенштейном, Робертом Раушенбергом и Классом Ольденбургом; Дэвид Хокни писал портрет Крайтона. В 1970 году он познакомился с Джаспером Джонсом, и именно Крайтона художник попросил в 1977 году написать статьи к каталогу его выставки в Музее Уитни.

Майкл Крайтон никогда не выставлял свою коллекцию, и только теперь, через два года после его смерти, обнаружилось ее высочайшее качество. И также то, что всегда очень украшает коллекцию,— очевидный индивидуальный вкус владельца. 

Центр собрания — это "Флаг" Джаспера Джонса, одна из важнейших картин важнейшей серии легендарного патриарха американского искусства. Картина практически превращается в предмет — но не сам флаг, а нечто совсем иное, муляж патриотического символа. Почти то же самое делал с обыденными предметами поп-арт, но неодадаист Джаспер Джонс не собирается при этом отказываться от живописи — американский флаг нарисован в фактурной и сочной технике энкаустики. "Флаг" 1960-1966 годов оценен в $10-15 тыс. Друг и соратник Джаспера Джонса по неодадаизму Роберт Раушенберг представлен в коллекции Крайтона своей "комбинированной живописью" — абстрактным диптихом, к которому подклеена фотография из журнала и подвешен на веревочке мешочек с чем-то тяжелым внутри (1960-1961 годы, $6-9 млн). 

Картинка с увеличенным в сотню раз типографским растром Роя Лихтенштейна, картины-слова концептуалиста Эда Руша, "антимонументы" поп-скульптора Класса Ольденбурга тоже есть в коллекции — и в таком контексте чрезвычайно интересно выглядят картины Пабло Пикассо. Его "Женщина и девочки" ($5,5-7,5 млн) написаны в 1961 году, то есть они современницы всех вышеупомянутых порождений послевоенного искусства. Его же "Женщина в розовом платье" ($5,5-7,5 млн) 1917 года указывает, откуда все эти порождения взялись. 

Среди произведений из других коллекций у Christie`s самое внушительное — это "Антропометрия N 93 (Буйвол)" Ива Кляйна тех же 1960-1961 годов, для создания которой художник использовал отпечатки тел облитых синей краской натурщиц. Огромная картина некоторое время висела в парижской квартире художника, ныне она продается за сумму около $10 млн. 

Аукционный дом Phillips de Pury на своем аукционе будет представлять коллекцию, собранную Хэлси Минором из Сан-Франциско, составившим себе капитал продажей новых технологий. В искусстве его тоже, очевидно, привлекали новые технологии — он собирал работы новых художников, использующих самые современные художественные и технические методы своего времени. Очевидно, поэтому в его коллекции — дизайнерские объекты Марка Ньюсона 1960-х годов, совмещающие формы ар-деко с ракетной сталью и самолетными заклепками. 


Энди Уорхол. «Автопортрет», 1986 год. Sotheby’s, эстимейт $10–15 млн

Картина "Злая, потому что вместо молока гипс" Эда Руши — это обращение классика американского поп-арта к наследию сюрреализма, обманка в обманке. Обманут и зритель, которому предъявляют птицу, совсем как настоящую, только гигантского размера, но обманута и птица, обнаружившая вместо молока гипс в стакане. Не обманут только коллекционер — это полотно 1965 года оценено ныне в $2-3 млн. "Медсестра в Голливуде" Ричарда Принса, пожалуй, самая знаковая, самая убойная из провокационной серии, пародирующей обложки бульварного чтива (2004 год, $5-7 млн). Хэлси Минор весьма удачно дополнил картину "объяснением", сделанным самим Ричардом Принсом,— гуашью с медсестрой и обложкой романа, откуда она была срисована ($60-80 тыс.). 

Основной аукцион Phillips de Pury возглавляет "Rubber" Жан-Мишеля Баскья. Это кривляющийся зубастый персонаж вроде карточного короля, трижды написанный прямо на деревянной двери в 1984 году (эстимейт $1,5-2,5 млн). "Солнечная обнаженная" Тома Вессельмана написана, когда поп-арт уже отцвел, в 2004 году, и все равно стоит $0,8-1,2 млн — вот что значит узнаваемый образ и репутация. Современные художники по части создания модных образов и репутаций далеко обошли своих предшественников поп-артистов. Пример — шведский скульптор Урс Фишер, который хоть и работает с самыми разными материалами и образами, но добивается всякий раз одного. Тот, кто хоть раз увидит его произведение — огромную яму, вырытую посреди галереи, совместно гниющие половинки огурца и банана или сыр, поросший черными человеческими волосами,— никогда его не забудет. На аукционе представлена скульптура "The Grass Munchers" — сплетение рук трех равно нечеловеческих видов (2007 год, $400-600 тыс.). 

Главный козырь Sotheby`s — огромный "Автопортрет" Энди Уорхола 1986 года. Эта серия — последние автопортреты в жизни художника (он умер в начале 1987 года), созданные на основе маленькой полароидной фотографии, на которой отец поп-арта снят во вздыбленном, "испуганном" белом парике. Большинство шелкографий в этой серии — меньшего размера, большие (274 на 274 см) наперечет, все разного цвета, и хранятся они в основном в музеях США. Выставленный на торги фиолетовый "Автопортрет" оценен в $10-15 млн. 


Ричард Принс. «Медсестра в Голливуде», 2004 год. Phillips de Pury, эстимейт $5–7 млн

Список выставок, в которых участвовало полотно Джексона Поллока "Номер 12A, 1948: желтый, серый, черный", занимает полную страницу каталога. А опубликована впервые эта картина была в журнале Life в 1949 году в качестве иллюстрации к статье с заголовком "Джексон Поллок: является ли он самым великим из здравствующих художников США?". Поводом к статье послужила сенсационная выставка в нью-йоркской галерее Бетти Парсонс, на которой Поллок впервые показал картины, созданные изобретенным им способом: художник двигался вокруг положенного на пол холста и брызгал, лил на него краску, практически не прикасаясь кистью. Это было рождение абстрактного экспрессионизма — направления, ставшего одним из главных вкладов США в историю современного искусства. Только потому, что "Номер 12A, 1948: желтый, серый, черный" такого небольшого для художника размера (58 на 78 см), он оценен в скромнейшие $4-6 млн. 

Виллем де Кунинг, другой лидер американского абстрактного экспрессионизма, все же не мог до конца изжить тяжкое наследие веков европейского искусства: хоть его полотна и абстракции, но фигуративные, в их основе чаще фигура обнаженной, реже — пейзаж, пусть и полностью разрушенные и растворенные в месиве мазков. На аукционе будут живописный "Сикамор" 1955 года ($3,5-4,5 млн) и редкий на аукционах образец скульптурного творчества художника — бронзовая "Женщина, сидящая на скамейке" 1972 года ($3-4 млн), представляющая собой энергично захватывающее вокруг себя пространство чудовище. 

Еще за одно важное для Америки художественное течение — минимализм отвечает на Sotheby`s Брюс Марден. Начав с беспредметных монохромов, художник затем подпал под влияние культуры Азии. Японская каллиграфия вдохновила его на серию "Холодная гора" — с будто свисающим кружевом серебристо-серых лент на белом фоне. Картина из этой серии 1988-1989 годов оценена в $10-15 млн. Самое же дорогое произведение на торгах Sotheby`s — "Без названия" Марка Ротко в красных тонах, $18-25 млн. 

Нью-Йорк, 11, 12 и 13 мая
Татьяна Маркина , Журнал «Weekend»  
Оцените материал: 0.0/0

    07.05.10 1670 antikvarius 
искусство, аукцион, коллекционер, Christies
Аукционы


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar