Коллекционер из Витебска охотился за знаменитым "черным воронком" 6 лет
Коллекционеров раритетных авто называют "охотниками за привидениями" - эти люди готовы годами искать автомобиль, потом несколько лет уговаривать владельца его продать, а потом еще не один год кропотливо восстанавливать. То, что мы видим на редких выставках старинных авто, лишь часть коллекции, которая хранится у "охотников". Потому как многие из них считают свои находки делом частным и предпочитают любоваться ими в гараже, вдали от любопытных глаз. Показывают предмет своей гордости далеко не все. Мы нашли одного из коллекционеров, чтобы узнать, где восстанавливают любители ретро свои авто.
С виду ничем не примечательный дом вдали от центра Витебска. Ну кому придет в голову, что рядом с ним, за забором, под системой навесов "прячутся" раритетные машины, причем стоимость некоторых из них идет уже не на десятки, а на сотни тысяч долларов? Единственное, что выдает "охотника за привидениями", - передняя часть DKV "ауди" 1935 года выпуска, установленная на гараже. Эта машина восстановлению уже не подлежала, и из нее сделали светильник. Он же теперь - символ клуба "Автовитязь", который организовал Евгений Смольский, витебский коллекционер.
Заходим в гараж. Тут красуется "Москвич-401" (на снимке слева), по внешнему виду - как только что сошедший с конвейера.
- Эта малолитражка выпускалась в Москве с декабря 1946-го по 1954 год, аналог автомобиля "Opel Kadett K38", сходившего с конвейера в 1937-1940 годах в Германии, - дает историческую справку Евгений. - Прежние хозяева этого небольшого авто были мужчины в теле, больше ста килограммов весом каждый, а машинка маленькая совсем. Под их тяжестью лопались пружины в передней подвеске, но в остальном старинный автомобиль сохранился хорошо.
Коллекционер выезжает на авто из гаража. Я сажусь в салон и не могу скрыть удивления: здесь не то что панель управления, даже обивка сохранилась в прежнем виде.
- Для меня очень важно придать автомобилю историческую точность. Если переделать машину "под себя", оставить лишь внешнюю оболочку и начинить ее последними новинками техники, это нельзя назвать полноценной реставрацией, - рассуждает Евгений.
- А не остановят гаишники?
- Нет, что вы. Этот автомобиль честно прошел техосмотр, чем вызвал немало удивления у сотрудников ГАИ, - последовал ответ. - На этом "москвиче" я не езжу каждый день, а только по особым случаям. Зимой и вовсе стараюсь поберечь машину и держать ее в гараже. К тому же тут нет никакой системы отопления, "печка" не предусмотрена, поэтому в мороз кататься на ней просто холодно.
Однако чаще всего автомобили попадают к Евгению в нерабочем состоянии. На восстановление некоторых экземпляров может уйти несколько лет и кругленькая сумма.
- Причем, чтобы воссоздать автомобиль, что называется, до винтика, нужно разобрать несколько аналогичных автомобилей. Чтобы вернуть к жизни один олдтаймер, приходится жертвовать другими такими же, их в среде коллекционеров называют донорами. Из них вырезаются все рабочие элементы и ставятся на исходную машину, - объясняет Евгений.
Возвращаемся в гараж и выходим во двор у дома. Под несколькими навесами - редкие экземпляры советского и зарубежного автопрома. Заглядываем под один из них. Здесь первый автомобиль, с которого начиналась коллекция Евгения, - ЗАЗ-965, он же "горбатый".
- Историю прежних владельцев я знаю хорошо. Первым купил машину житель Витебска "за тысячу бутылок водки" - именно столько тогда она стоила в пересчете на ценник алкогольного напитка, - рассказывает коллекционер, снимая чехол с автомобиля. - Кстати, первая партия "горбатых" увидела свет в 1960 году. ЗАЗ-965 создали по образцу и подобию итальянского "Fiat-600", и он предназначался для массового распространения. Он был экономичным и доступным, но двигатель был слабым и шумным, салон - тесным. Но, как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Второй владелец перекрасил ЗАЗ в вишневый цвет и подарил сыну на 18-летие. Но Евгению, который случайно увидел авто у знакомых, "горбатый" тоже понравился, и он поспешил его перекупить.
Следующий автомобиль, обитающий во дворе, - легендарный "Опель-Олимпия". Название ему было дано в честь Берлинской Олимпиады 1936 года, поэтому на эмблеме радиатора изображена знаменитая скульптура "Дискобол". "Олимпия" стала первым в мире автомобилем, который по воздуху пересек океан: гигантский дирижабль в марте 1936 года доставил одну малолитражку в Рио-де-Жанейро. Что интересно, в Беларусь этот автомобиль тоже попал по воздуху.
- Военный родом из Витебска выкупил раритетное авто у пожилого немца и вывез с запчастями на родину на самолете "Ил-76". Мужчина не собирал редкие авто, не возил по выставкам свою "олимпию", а сам ездил на ней по делам, - рассказывает Евгений. - Эта нещадная эксплуатация сыграла положительную роль - автомобиль не сгнил от старости.
Позже этот военный продал свой "опель" Евгению. Теперь он на реставрации. Ждет своей реставрации в гараже коллекционера и знаменитый ГАЗ-М-1, "эмка". Этот автомобиль серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1936-го по 1943 год и был одним из символов своей эпохи.
"Эмка" стала известна как служебный автомобиль НКВД, в народе машину прозвали "черным воронком". Даже анекдот тридцатых годов подтверждает популярность автомобиля: "Сколько у нас автомобилей на душу населения?" - "Две машины: "черный воронок" и скорая психиатрическая помощь".
"Воронок", принадлежащий Евгению, когда-то получил летчик-герой за боевые заслуги. Позже автомобиль перешел в руки племянника героя из Витебска. Тот очень любил эту машину, часто ездил на ней, называл сокровищем и никому не продавал. "Охотники за привидениями" устали уговаривать владельца о продаже: предлагали ему 3 новеньких "опеля" или 2 квартиры в Минске.
- Многие коллекционеры знали об этой машине, я и сам много раз проходил мимо гаража, в котором хранилась эта "эмка", - вспоминает Евгений. - Шесть лет я боролся за этот автомобиль, уговаривал хозяина продать "эмку". В конце концов владелец согласился продать мне "черный воронок". Многие мои соперники, которые также охотились на этот автомобиль, затаили обиду…
Как известно, "эмка" - полная копия "Ford V8", который имел 8-цилиндровый двигатель. Но в советской легковушке в целях экономии установили 4-цилиндровый от полуторки. Так вот, по рассказам одного старожила, двигателями от "эмки" в годы войны комплектовали даже танки.
- Таких автомобилей сохранилось всего несколько штук по всему бывшему Советскому Союзу. И мой автомобиль один из тех, что лучше всего сохранились. Он в "родном" металле, с оригинальным двигателем и трансмиссией. А запчасти, которыми оснастил его последний владелец, мы заменяем на оригинальные.
Один из самых редких экземпляров в коллекции - детская машинка, копия советского бронированного автомобиля ЗИС-115. Оригинал могли позволить себе в СССР только высшие правительственные чины, его уменьшенную копию - их дети. Евгений полностью отреставрировал копию ЗИС-115 и подарил на день рождения сыну с надеждой на то, что маленький Егор, когда вырастет, продолжит семейную традицию собирать олдтаймеры.
07.02.12 5945
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |