Этнограф Юрий Мельничук собирает коллекцию винтажных вышивок
Заместитель директора Украинского института истории моды этнограф Юрий Мельничук 15 лет собирает коллекцию. На данный момент у него более полутысячи экспонатов. Юрий Алексеевич вышивать учился с детства от мамы. Позже исследовал образцы и техники народных швов в музеях. 20 лет преподает вышивку на выездных семинарах.
С чего началась Ваша коллекция?
- Спусковым механизмом стала моя поездка в Америку в 2003 году. В музеях диаспоры есть преимущественно украинская вышивка с западных регионов Украины. Есть даже пара кролевецких рушников. Но ни одного полтавского с красным деревом.
В те годы мы много разного антиквариата покупали для музея Гончара. Тогда продавалось особенно много полтавских рушников с деревом жизни. Они стоили по 40-50 гривен. Самый богатый - сто. "Какая пробема? - Говорю диаспоре в Штатах. - У нас есть рынок антикварный. Я приеду в Киев и что-то для вас куплю". На этой волне я пошел на ярмарку, купил раз около 5 рушников, второй раз, десятый. Уже их где-то собралось с полсотни.
Я эти рушники постирал, а потом думаю: какой же я им отдам? Решил: ни одного. Чего оно туда должно ехать, если оно нужно здесь? Оно здесь родилось, оно здесь должно жить. Я так им ничего не передал. А потом я темпы уже не сбавлял и покупал дальше.
Еще 10 лет назад антикварные рушники и сорочки стоили копейки. И их было много.
Люди еще не знали им цены и мало этим интересовались. Сейчас интерес значительно возрос, а с ним и цены, идет вторичная и третичная перепродажа антиквариата.
Нам надо покупать сейчас старую одежду, пока она осталась. Вы видели, сколько иностранцев ходят по таким антикварным ярмаркам? Они это покупают и вывозят. Оно оседает в тех их коллекциях, потому что экзотика. А эти сокровища должны быть у нас.
Почему часто продают старые вишивки за бесценок?
- Потому что не понимают их ценности. Бывший министр культуры Василий Вовкун 10 лет проработал режиссером на Буковине. Он тоже начал коллекционировать одежду. Говорит, приехал как-то в большое красивое село. В доме культуры вечером должен был быть концерт, который он ставил как режиссер. Утром наладили аппаратуру, поставили декорации, у него полдня было свободных. Он пошел гулять по селу. Идет по улице и видит: посреди двора женщина разложила костер и бросает в него вышитые рубашки. Он заскакивает на это двор: "Вы дура? Что вы делаете?" Женщина оторопела: "Как что делаю? Умерла бабушка, и я сжигаю старые вещи после нее". - "Ну как можно жечь? Это же шедевры!" - "У нас, - говорит, - традиция после стариков все сжигать".
Я понимаю сжечь старые фуфайки, дырявые юбки, грязные одеяла. Но как можно сжечь вышивки, рушники, рубашки, в которые столько труда вложено и это родовая реликвия? Это те узоры, по которым теперь плачет половина населения. Потому что войны, голод и раскулачивание это все уничтожили.
Моя бабушка рассказывала - в 1933-м году на Пасху, успела семья, пятеро детей и они с мужем, только позавтракать - заезжает целый обоз подвод - большевики приехали раскулачивать: "Платите 5 тысяч рублей". У бабы с дедом нет таких денег. Дед не хотел в колхоз идти работать. Дальше уже никто не спрашивал - забрали овцы, коровы, лошади. Вымели все в кладовке, и со стен начали сдирать рушники: "Это колхозное добро. Дояркам надо руки во что-то вытирать".
От бабы не осталось ничего. Война и второй голод все забрали. По селу прошелся - разве что ткани послевоенные. Бабыной вышивки нет никакой.
У нас в семье сохраняем мою детскую рубашечку, которую носил в 5 лет. Она довольно проста - крестиком вышитый хмель или виноград. Эту распашонку вышивала прабабушка для моего отца. Ее носили мой отец, мы с братом ее и сносили. Ее немного реставрировали, залатали, накрохмалилы, и она уже хранится как семейная реликвия.
Сейчас из-за лихолетий мы все это должны как-то наверстывать. Но мы счастливы у Бога, потому что мы земледельческая страна, а культ земледельческий благодаря летнему обрядовому кругу дал нам десятки тысяч узоров. Разные праздники - разные обряды и различные узоры. Это все нужно исследовать.
Есть мифы, детям почти ничего не вышивали, потому что они быстро растут. Так ли это?
- Это не так. Вышивали. Конечно, ребенок не бегал в этом каждый день. Как и взрослые. Веся народная вышитая одежда - это праздничный воскресный, свадебный, в церковь наряд. Не корову в этом пасти и не к свиньям ходить.
Маленькую девичью рубашечку на 5-летнюю девочку из села Русов Снятинского района, где родился Василий Стефаник, я купил в Косове лет 8 назад. Покутье - это заповедник, в котором сохранилось колоссальные количество и очень богатые рубашки.
Иду по Косовскому рынку, уже выхожу с той ярмарки. Но, как говорится, на ловца и зверь бежит. Вдруг случайно разворачиваюсь налево и издали вижу - что-то там через ряд маленькое лежит вышитое красным. Подхожу - девичья рубашечка. И больше ничего тот мужчина не продавал. Просил за нее 150 гривен. Я поторговался и взял на 10 гривен дешевле. Но сразу понял, что это шедевр.
Кстати, художники грешат: они любят изобразить девушку в красной плахте с лопатой посреди огорода. На самом деле к работе одевали черную дергу, кусок полотна. Все. Ну разве что где-то чуть вышито.
Правда ли, что сильнее всего защищает человека одежда, вышитая узорами из его родного региона?
- В фильме "Код нации" мы делали исследования: приходили в космополитическом наряде - джинсах, брюках, футболках и с помощью датчиков замеряли энергетическое поле человека. А потом одевали народную одежду - и смотрели, как меняется это энергетическое поле. Оказалось - если вышивка с края, откуда происходят ваши предки - она вас защищает и помогает. То есть, если целостность энергетического поля нарушена из-за стрессов, плохого питания, воды и воздуха, или родовые какие-то вещи, которые на ДНК у нас записаны, в энергетическом поле видны целые как будто выкушенные участки. Такое энергетическое поле народная одежда выравнивает - она увеличивает энергетическое поле почти вдвое и латает прорехи в нем. А если человек надевает не свой костюм, то в лучшем случае в его энергетическом поле не фиксируется никаких изменений, а бывает, оно и ухудшается. Мы проводили исследования с помощью иностранцев.
Многие меня спрашивают - а если от предков не осталось в доме ничего? Тогда езжайте в те края, откуда ваши предки, и смотрите в музеях и частных коллекциях образцы вышивки. На чем душа ваша дрогнет - это ваше. Вы почувствуете резонанс.
Какие орнаменты в современных рубашках - новообразования?
- У нас сейчас в народной одежде винегрет с колбасой, потому что шароварщина все забила. Люди надевают аляповатыми рубашки, вышитые крестиком. Крестик и гладь - более поздняя техника, которая к нам пришла в 20 веке. В Украине так называемые "брокаровские" узоры нивелировали давнюю вышивку, которая содержит более 250 швов. Крестик раньше только входил в рушниковые швы, в геометрических или растительных орнаментах. Например, на Полтавщине в один крестик шиты диагональные черенки в листочках назывались "свиная дорожка", а косые стежки - "куриный брод".
Крестиковые красно-черные узоры - это влияние западной Европы. Их создали дизайнеры, которые брали расчерченную бумагу и рисовали на ней натуралистическое изображение этих роз. Их роль чисто декоративная.
Тогда как в народе вышитые розы имели право носить только целомудренные девушки. Девушка, которая лишилась девственности, надеть рубашку с вышитыми розами не имела права. Этот маркер был точный. В селе стоит чихнуть тихоченько в углу, как все село знало. К такой девушке могли подойти соседки и сказать: что ты надела? Розы - это девичья одежда, как и венки. Замужние женщины в Украине венков не носят.
А в настоящий момент все эти коды осквернили театральные труппы и танцевальные коллективы. Изысканное и сложное белое шитье со сцены не видно. А вот когда розы повишивать - так за километр видно. О таких аляповатыми рубашках народ сказал: рукава - как в кровь обмакнутые.
Западноевропейские разлапистые розы и листья, которыми зашит весь рукав, похожие на красно-черное месиво, которое народ назвал "ад". С одной стороны, это цвета ада, а с другой - это ад шить его. Потому что народные узоры имеют ритм. Человек отшил один рапорт, другой. И уже этот узор у него на подсознании. Вы его вышиваете уже и можете петь. А вот о брокаровской вышивке сказано: "Что девушки делают? -вишивають и поют, а матери порют и плачут". Потому что вышивать и петь при этих розах не получается. Там все время надо считать крестики, чтобы получилось не как нибудь.
Если расцветлая роза - это цветок Богородицы, это символ честного девичества, то востмиугольную вышитую звезду могли носить все.
Рубашки часто вышивали двусторонней гладью. Мы имеем в результате чистое изображение с изнанки, которое отличается от лицевой как негатив от позитива на фотопленке: то, что зашито с лица, белое с изнанки и наоборот. Эффект зеркала символизирует мир и антимир, видимое и невидимое.
Девушки на выданье после Первой Пречистой освобождались от полевых работ и имели время вышивать и готовить приданое. Говорят - пришла Пречистая - стала девка речистая. Она уже может говорить. Но не просто, а вышивая или прядучи.
Белье - в городском костюме это тонкая белая рубашка или штаны. А в народе белье - это рубашка. Кто из женщин может похвастаться, что в их гардеробе такго богатого дорогого белья сто пар? А в приданном девушки этих рубашек должно было быть много - 50-70 у девушки среднего достатка. Сто и больше в богатой.
Вышивание, наверное, отнимало у женщин много времени. Где они его находили, если нужно было все время работать на земле?
- Есть стереотип: это же как наши бабушки вышивали. Все представляем старушку, сидящую и вышивающую. Она вышивала, когда была молодой девушкой и имела хорошее зрение. На тоненьком полотне это все вышивала с любовью большой. А старшая бабушка только воспоминания рассказывает.
Во время экспедиции, бывало, спрашиваем: "Бабушка, это же вы вышивали? - Я вышивала. - А можете показать, как вы это делали? -" Детки, я не помню ". Она это вышивала в юности, потом замуж вышла. Дети пошли один за другим. Тяжелые времена. Не было когда вышивать. Вышивка закончилось. Моя бабушка благородного рода Марьяна Казановская родила 9 детей. Шестерых вырастила взрослых. Так когда было вышивать?
Сейчас люди имеют больше времени на вышивку. Но не все понимают, нужно ли этому учиться. Считают - а что там за мудрость вышивать крестиком. На самом деле там же 250 швов, о которых мы уже не знаем.
Богатая вышивка есть в тех краях, где крестьяне имеют поле, пахотную землю. Сеют много зерна. Имеют как прокормиться и достаточно остатков, чтобы продать их. Торговля происходила по берегам крупных судоходных рек: Днепр, Днестр и их притоки. Купцы продавали и ткань, и материалы для вышивания. В буковинцев одна рубашка может быть вышита шерстяными, хлопковыми, шелковыми нитями, сусальным золотом, то есть золотыми нитями, блестками, то есть, пайетками, и бисером. Это свидетельствовало о состоятельности.
Богатая и роскошная вышивка в приднестровских селах. Там мужские рубашки вышивали белым. А взять вглубь материка - уже скромнее гораздо вышивка: только уставки зашиты, рукава никто там не зашивал.
Какие магические свойства имеет вышиванка?
- Гуцулы называли сорочку - лудина. То есть, сорочка - как еще один человек - такую защиту она давала.
В свадебных обрядах во многих местностях и на Гуцульщине жених надевал две рубашки одновременно. Первая на теле была родовая рубашка, которую вышила мама, а поверх нее одевалась рубашка, которую вышила ему невеста. Делалось это для того, чтобы он принял енерегии невесты в своем роде и чтобы между ними установилось взаимопонимание. В народе говорили, что таким образом, когда муж надевает ее рубашку, девушка "присушивает" его к себе. Он начинает ее лучше понимать. Потому ткань, из которой она работала, на которой вышивала, настолько насыщена уже ее мыслями, чувствами, любовью.
Сильные цвета - красный, белый, синий, желтый. Причем в таком порядке. Это хроматический порядок во вселенной. Красный - начало, импульс, восток, огонь. Белый - это север, накопления информации, вода. Синий - воздух, трансформация, запад. Желтый - юг, результат, земля. Люди надевают одежду этих цветов интуитивно. Чувствуют, какие энергии сильные в каждый конктетный день. Все стихии происходят из пятого элемента - космического эфира. Это черный цвет.
В системе майя между черным и синим не делается разницы. Возможно, потому красно-синее вышитье на белой ткани характерно для очень древних образцов. До эры анилиновых красителей в первой половине 19-го века на Подолье Тропинин рисовал крестьян в красно-синих вышиванках. В старых коллекциях Викентия Хвойки - красно-синее вышитье, а не красно-черное.
В рушниках особенно это прослеживается. Рушники с начала 19-го века красно-синие. Затем синий цвет заменили на черный. Это не совсем правильно. Потому что традиция предполагает, что в свадебных рушниках черного не должно быть.
В детской одежде так же. Детям надо вышивать красно-синим, а не красно-черным. Доминировать должен красный. Синий - как контур.
Борщевские черные рубашки вовсе не траурные. То все смешное мифотворчество, когда рассказывают, что в 12-14 веке татары-турки напали на Подолье и выкосили всех мужчин. На самом деле весь регион карпато-балканской культуры вышивал шерстью из черных овец. Татары здесь ни при чем. Затем нити уже появились хлопчатобумажные и разноцветные, но традиция осталась. Черный - цвет очень сильный. Как и белый. Но если белый отдает энергию, то черный ее аккумулирует. Он поглощает и впитывает информацию.
На Подолье даже свадебные рубашки вышивают одним черным цветом.
Если подоляне любят черную вышивку, то визитная карточка Полесья - красный. А белым по белому не только Полтавщина вышивала, а все регионы.
Источник 25.01.17 2323
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |