Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Этнограф Юрий Мельничук собирает коллекцию винтажных вышивок

Этнограф Юрий Мельничук собирает коллекцию винтажных вышивок
Этнограф Юрий Мельничук собирает коллекцию винтажных вышивок


Заместитель директора Украинского института истории моды этнограф Юрий Мельничук 15 лет собирает коллекцию. На данный момент у него более полутысячи экспонатов. Юрий Алексеевич вышивать учился с детства от мамы. Позже исследовал образцы и техники народных швов в музеях. 20 лет преподает вышивку на выездных семинарах.

 

С чего началась Ваша коллекция?

- Спусковым механизмом стала моя поездка в Америку в 2003 году. В музеях диаспоры есть преимущественно украинская вышивка с западных регионов Украины. Есть даже пара кролевецких рушников. Но ни одного полтавского с красным деревом.

В те годы мы много разного антиквариата покупали для музея Гончара. Тогда продавалось особенно много полтавских рушников с деревом жизни. Они стоили по 40-50 гривен. Самый богатый - сто. "Какая пробема? - Говорю диаспоре в Штатах. - У нас есть рынок антикварный. Я приеду в Киев и что-то для вас куплю". На этой волне я пошел на ярмарку, купил раз около 5 рушников, второй раз, десятый. Уже их где-то собралось с полсотни.

Я эти рушники постирал, а потом думаю: какой же я им отдам? Решил: ни одного. Чего оно туда должно ехать, если оно нужно здесь? Оно здесь родилось, оно здесь должно жить. Я так им ничего не передал. А потом я темпы уже не сбавлял и покупал дальше.

Еще 10 лет назад антикварные рушники и сорочки стоили копейки. И их было много.

Люди еще не знали им цены и мало этим интересовались. Сейчас интерес значительно возрос, а с ним и цены, идет вторичная и третичная перепродажа антиквариата.

Нам надо покупать сейчас старую одежду, пока она осталась. Вы видели, сколько иностранцев ходят по таким антикварным ярмаркам? Они это покупают и вывозят. Оно оседает в тех их коллекциях, потому что экзотика. А эти сокровища должны быть у нас.

 

Почему  часто продают старые вишивки за бесценок?

- Потому что не понимают их ценности. Бывший министр культуры Василий Вовкун 10 лет проработал режиссером на Буковине. Он тоже начал коллекционировать одежду. Говорит, приехал как-то в большое красивое село. В доме культуры вечером должен был быть концерт, который он ставил как режиссер. Утром наладили аппаратуру, поставили декорации, у него полдня было свободных. Он пошел гулять по селу. Идет по улице и видит: посреди двора женщина разложила костер и бросает в него вышитые рубашки. Он заскакивает на это двор: "Вы дура? Что вы делаете?" Женщина оторопела: "Как что делаю? Умерла бабушка, и я сжигаю старые вещи после нее". - "Ну как можно жечь? Это же шедевры!" - "У нас, - говорит, - традиция после стариков все сжигать".

Я понимаю сжечь старые фуфайки, дырявые юбки, грязные одеяла. Но как можно сжечь вышивки, рушники, рубашки, в которые столько труда вложено и это родовая реликвия? Это те узоры, по которым теперь плачет половина населения. Потому что войны, голод и раскулачивание это все уничтожили.

Моя бабушка рассказывала - в 1933-м году на Пасху, успела семья, пятеро детей и они с мужем, только позавтракать - заезжает целый обоз подвод - большевики приехали раскулачивать: "Платите 5 тысяч рублей". У бабы с дедом нет таких денег. Дед не хотел в колхоз идти работать. Дальше уже никто не спрашивал - забрали овцы, коровы, лошади. Вымели все в кладовке, и со стен начали сдирать рушники: "Это колхозное добро. Дояркам надо руки во что-то вытирать".

От бабы не осталось ничего. Война и второй голод все забрали. По селу прошелся - разве что ткани послевоенные. Бабыной вышивки нет никакой.

У нас в семье сохраняем мою детскую рубашечку, которую носил в 5 лет. Она довольно проста - крестиком вышитый хмель или виноград. Эту распашонку вышивала прабабушка для моего отца. Ее носили мой отец, мы с братом ее и сносили. Ее немного реставрировали, залатали, накрохмалилы, и она уже хранится как семейная реликвия.

Сейчас из-за лихолетий мы все это должны как-то наверстывать. Но мы счастливы у Бога, потому что мы земледельческая страна, а культ земледельческий благодаря летнему обрядовому кругу дал нам десятки тысяч узоров. Разные праздники - разные обряды и различные узоры. Это все нужно исследовать.

 

Есть мифы, детям почти ничего не вышивали, потому что они быстро растут. Так ли это?

- Это не так. Вышивали. Конечно, ребенок не бегал в этом каждый день. Как и взрослые. Веся народная вышитая одежда - это праздничный воскресный, свадебный, в церковь наряд. Не корову в этом пасти и не к свиньям ходить.

Маленькую девичью рубашечку на 5-летнюю девочку из села Русов Снятинского района, где родился Василий Стефаник, я купил в Косове лет 8 назад. Покутье - это заповедник, в котором сохранилось колоссальные количество и очень богатые рубашки.

Иду по Косовскому рынку, уже выхожу с той ярмарки. Но, как говорится, на ловца и зверь бежит. Вдруг случайно разворачиваюсь налево и издали вижу - что-то там через ряд маленькое лежит вышитое красным. Подхожу - девичья рубашечка. И больше ничего тот мужчина не продавал. Просил за нее 150 гривен. Я поторговался и взял на 10 гривен дешевле. Но сразу понял, что это шедевр.

Кстати, художники грешат: они любят изобразить девушку в красной плахте с лопатой посреди огорода. На самом деле к работе одевали черную дергу, кусок полотна. Все. Ну разве что где-то чуть вышито.

 

Правда ли, что сильнее всего защищает человека одежда, вышитая узорами из его родного региона?

- В фильме "Код нации" мы делали исследования: приходили в космополитическом наряде - джинсах, брюках, футболках и с помощью датчиков замеряли энергетическое поле человека. А потом одевали народную одежду - и смотрели, как меняется это энергетическое поле. Оказалось - если вышивка с края, откуда происходят ваши предки - она ​​вас защищает и помогает. То есть, если целостность энергетического поля нарушена из-за стрессов, плохого питания, воды и воздуха, или родовые какие-то вещи, которые на ДНК у нас записаны, в энергетическом поле видны целые как будто выкушенные участки. Такое энергетическое поле народная одежда выравнивает - она увеличивает энергетическое поле почти вдвое и латает прорехи в нем. А если человек надевает не свой костюм, то в лучшем случае в его энергетическом поле не фиксируется никаких изменений, а бывает, оно и ухудшается. Мы проводили исследования с помощью иностранцев.

Многие меня спрашивают - а если от предков не осталось в доме ничего? Тогда езжайте в те края, откуда ваши предки, и смотрите в музеях и частных коллекциях образцы вышивки. На чем душа ваша дрогнет - это ваше. Вы почувствуете резонанс.

 

Какие орнаменты в современных рубашках - новообразования?

- У нас сейчас в народной одежде винегрет с колбасой, потому что шароварщина все забила. Люди надевают аляповатыми рубашки, вышитые крестиком. Крестик и гладь - более поздняя техника, которая к нам пришла в 20 веке. В Украине так называемые "брокаровские" узоры нивелировали давнюю вышивку, которая содержит более 250 швов. Крестик раньше только входил в рушниковые швы, в геометрических или растительных орнаментах. Например, на Полтавщине в один крестик шиты диагональные черенки в листочках назывались "свиная дорожка", а косые стежки - "куриный брод".

Крестиковые красно-черные узоры - это влияние западной Европы. Их создали дизайнеры, которые брали расчерченную бумагу и рисовали на ней натуралистическое изображение этих роз. Их роль чисто декоративная.

Тогда как в народе вышитые розы имели право носить только целомудренные девушки. Девушка, которая лишилась девственности, надеть рубашку с вышитыми розами не имела права. Этот маркер был точный. В селе стоит чихнуть тихоченько в углу, как все село знало. К такой девушке могли подойти соседки и сказать: что ты надела? Розы - это девичья одежда, как и венки. Замужние женщины в Украине венков не носят.

А в настоящий момент все эти коды осквернили театральные труппы и танцевальные коллективы. Изысканное и сложное белое шитье со сцены не видно. А вот когда розы повишивать - так за километр видно. О таких аляповатыми рубашках народ сказал: рукава - как в кровь обмакнутые.

Западноевропейские разлапистые розы и листья, которыми зашит весь рукав, похожие на красно-черное месиво, которое народ назвал "ад". С одной стороны, это цвета ада, а с другой - это ад шить его. Потому что народные узоры имеют ритм. Человек отшил один рапорт, другой. И уже этот узор у него на подсознании. Вы его вышиваете уже и можете петь. А вот о брокаровской вышивке сказано: "Что девушки делают? -вишивають и поют, а матери порют и плачут". Потому что вышивать и петь при этих розах не получается. Там все время надо считать крестики, чтобы получилось не как нибудь.

Если расцветлая роза - это цветок Богородицы, это символ честного девичества, то востмиугольную вышитую звезду могли носить все.

Рубашки часто вышивали двусторонней гладью. Мы имеем в результате чистое изображение с изнанки, которое отличается от лицевой как негатив от позитива на фотопленке: то, что зашито с лица, белое с изнанки и наоборот. Эффект зеркала символизирует мир и антимир, видимое и невидимое.

Девушки на выданье после Первой Пречистой освобождались от полевых работ и имели время вышивать и готовить приданое. Говорят - пришла Пречистая - стала девка речистая. Она уже может говорить. Но не просто, а вышивая или прядучи.

Белье - в городском костюме это тонкая белая рубашка или штаны. А в народе белье - это рубашка. Кто из женщин может похвастаться, что в их гардеробе такго богатого дорогого белья сто пар? А в приданном девушки этих рубашек должно было быть много - 50-70 у девушки среднего достатка. Сто и больше в богатой.

 

Вышивание, наверное, отнимало у женщин много времени. Где они его находили, если нужно было все время работать на земле?

- Есть стереотип: это же как наши бабушки вышивали. Все представляем старушку, сидящую и вышивающую. Она вышивала, когда была молодой девушкой и имела хорошее зрение. На тоненьком полотне это все вышивала с любовью большой. А старшая бабушка только воспоминания рассказывает.

Во время экспедиции, бывало, спрашиваем: "Бабушка, это же вы вышивали? - Я вышивала. - А можете показать, как вы это делали? -" Детки, я не помню ". Она это вышивала в юности, потом замуж вышла. Дети пошли один за другим. Тяжелые времена. Не было когда вышивать. Вышивка закончилось. Моя бабушка благородного рода Марьяна Казановская родила 9 детей. Шестерых вырастила взрослых. Так когда было вышивать?

Сейчас люди имеют больше времени на вышивку. Но не все понимают, нужно ли этому учиться. Считают - а что там за мудрость вышивать крестиком. На самом деле там же 250 швов, о которых мы уже не знаем.

Богатая вышивка есть в тех краях, где крестьяне имеют поле, пахотную землю. Сеют много зерна. Имеют как прокормиться и достаточно остатков, чтобы продать их. Торговля происходила по берегам крупных судоходных рек: Днепр, Днестр и их притоки. Купцы продавали и ткань, и материалы для вышивания. В буковинцев одна рубашка может быть вышита шерстяными, хлопковыми, шелковыми нитями, сусальным золотом, то есть золотыми нитями, блестками, то есть, пайетками, и бисером. Это свидетельствовало о состоятельности.

Богатая и роскошная вышивка в приднестровских селах. Там мужские рубашки вышивали белым. А взять вглубь материка - уже скромнее гораздо вышивка: только уставки зашиты, рукава никто там не зашивал.

 

Какие магические свойства имеет вышиванка?

- Гуцулы называли сорочку - лудина. То есть, сорочка - как еще один человек - такую защиту она давала.

В свадебных обрядах во многих местностях и на Гуцульщине жених надевал две рубашки одновременно. Первая на теле была родовая рубашка, которую вышила мама, а поверх нее одевалась рубашка, которую вышила ему невеста. Делалось это для того, чтобы он принял енерегии невесты в своем роде и чтобы между ними установилось взаимопонимание. В народе говорили, что таким образом, когда муж надевает ее рубашку, девушка "присушивает" его к себе. Он начинает ее лучше понимать. Потому ткань, из которой она работала, на которой вышивала, настолько насыщена уже ее мыслями, чувствами, любовью.

Сильные цвета - красный, белый, синий, желтый. Причем в таком порядке. Это хроматический порядок во вселенной. Красный - начало, импульс, восток, огонь. Белый - это север, накопления информации, вода. Синий - воздух, трансформация, запад. Желтый - юг, результат, земля. Люди надевают одежду этих цветов интуитивно. Чувствуют, какие энергии сильные в каждый конктетный день. Все стихии происходят из пятого элемента - космического эфира. Это черный цвет.

В системе майя между черным и синим не делается разницы. Возможно, потому красно-синее вышитье на белой ткани характерно для очень древних образцов. До эры анилиновых красителей в первой половине 19-го века на Подолье Тропинин рисовал крестьян в красно-синих вышиванках. В старых коллекциях Викентия Хвойки - красно-синее вышитье, а не красно-черное.

В рушниках особенно это прослеживается. Рушники с начала 19-го века красно-синие. Затем синий цвет заменили на черный. Это не совсем правильно. Потому что традиция предполагает, что в свадебных рушниках черного не должно быть.

В детской одежде так же. Детям надо вышивать красно-синим, а не красно-черным. Доминировать должен красный. Синий - как контур.

Борщевские черные рубашки вовсе не траурные. То все смешное мифотворчество, когда рассказывают, что в 12-14 веке татары-турки напали на Подолье и выкосили всех мужчин. На самом деле весь регион карпато-балканской культуры вышивал шерстью из черных овец. Татары здесь ни при чем. Затем нити уже появились хлопчатобумажные и разноцветные, но традиция осталась. Черный - цвет очень сильный. Как и белый. Но если белый отдает энергию, то черный ее аккумулирует. Он поглощает и впитывает информацию.

На Подолье даже свадебные рубашки вышивают одним черным цветом.

Если подоляне любят черную вышивку, то визитная карточка Полесья - красный. А белым по белому не только Полтавщина вышивала, а все регионы.

Оцените материал: 0.0/0

  Источник  25.01.17 2340 antikvarius 
вышивка, винтаж, коллекционер, коллекция, одежда
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar