Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Коллекция, иллюстрирующая развитие эпохи поездов



Игорь Терехов работал начальником станции «Чернь», а сейчас он контролер-ревизор Тульской дирекции пригородных перевозок.
- Я первый железнодорожник в нашей семье, - рассказывает Игорь. - Выбрал эту профессию потому, что форма понравилась. Когда был маленький, мама решила отвезти меня на юг. Берет стоявшей у вагона проводницы сразил меня наповал. Девушка позволила его поносить. Все два дня, что мы были в дороге, берет не снимал. С тех проблема выбора жизненного пути передо мной не стояла…
Еще в училище будущий коллекционер по случаю купил жетон Тульских железнодорожных мастерских. Этот латунный кругляш, в старину служивший пропуском на работу, был первым экспонатом в обширном собрании Терехова. Игорь пошел по проторенному пути всех коллекционеров - стал постоянным посетителем городских антикварных магазинов, осматривал дома, приготовленные под снос, просил знакомых приносить разные железнодорожные старости.
И за много лет собралась уникальная коллекция, иллюстрирующая развитие эпохи поездов в нашем регионе.
- Вот, смотрите, - мой собеседник показывает пожелтевший листок, помещенный в рамку под стекло, - это железнодорожное расписание от станции «Тула» 1915 года. Его ребята в старом доме нашли. А вот так раньше выглядели билеты на поезд. – Игорь достает плотные картонные прямоугольнички. – Этот от Тулы до Лаптево (Ясногорска), а этот - до Первой Засеки (Козлова Засека). Говорят, такого нет даже в музее «Ясная Поляна»…
Еще одна интересная находка - «Инструкция начальникам станций, полустанций и разъездов и их заместителям», изданная в 1892 году. В числе прочего, в документе говорится, что начальник станции «не имеет право употреблять труд служащих в свою пользу». Но при этом прописано, что сторожа, стрелочники и рабочие «обязаны приносить дрова и воду на квартиру начальника станции, помощника его и прочих агентов, занимающих казенные помещения».
Старинную фотографию большой группы путейцев друг Терехова извлек из мусорной кучи на улице. Похоже, что снимок был сделан как раз на станции «Ясная Поляна».

- Эти люди работали в Тульском паровозном депо, – показывает Игорь. – Видите, на кокарде паровоз с дымом. Кроме того, все они одеты в кожаные куртки и кожаные фуражки – спецодежду локомотивных бригад. Думаете, откуда революционные комиссары брали свои кожанки? Только с железной дороги. У нас позаимствовали…
Всем железнодорожникам и членам их семей выдавали специальные удостоверения личности. Коллекционер обладает любопытным женским документом. Под фотографией девушки со строгой прической, в графе «должность», указано: «жена таксировщика». Таксировщиками назывались железнодорожные служащие, работавшие в канцелярии.

В коллекции Игоря есть не только бумаги, но и предметы, относящиеся к истории железных дорог: знаки различия, форма, атрибуты вагонного быта и масса других занимательных вещей.
- Смотрите, какой изящный никелированный подстаканник, таких сохранилось немного, - продолжает Терехов. - На нем аббревиатура МПС, а на донышке - клеймо немецкого города, где эту вещицу сделали. Уверен, что вместе с «горбатыми» вагонами СВ подстаканник попал в СССР после войны по репарации.
 
А вот дореволюционная латунная рюмка. На первый взгляд, ничего особенного в ней нет. Но если присмотреться, можно увидеть гравировку «Курский вокзал». Так в старину именовался в Туле Московский вокзал. То есть это рюмка из буфета нашего вокзала.
Присмотритесь к пряжкам от ремней. Такие носили нижние чины из числа железнодорожных служащих. Вот пряжка с аббревиатурой нашей, Московско-Курско-Нижегородской дороги. А эта - Московско-Киевско-Воронежская пряжка. Видите, на ней нет государственного герба. Значит, принадлежала она сотруднику частной железной дороги. У казенных служащих на пряжках, кроме герба, всегда помещались символы железной дороги - топор с якорем, а у «частников» были только первые буквы названия дороги.

Какое отношение к поездам имеет якорь? До революции мы относились к ведомству путей сообщения, которое было основано в самом конце XVIII века. Поездов в то время не было, зато существовало судоходство, относившееся к ведомству путей сообщения. Оттуда и якорь, автоматически ставший символом всех входящих в ведомство подразделений. Кстати, топор с якорем благополучно пережили революцию и украшали форму железнодорожников вплоть до 1932 года, пока не ввели другую эмблему - французский ключ с молотком. Эти символы мы носим до сих пор…
В отличие от многих других коллекционеров, Терехов не прячет свои сокровища и охотно показывает их всем желающим. Жаль только, что для экспонатов его домашнего музея, которых хватило бы на полноценную экспозицию, не находится подходящего помещения.
 Татьяна АНДРЕЕВА, tula.ru
Оцените материал: 0.0/0

    01.05.12 1320 antikvarius 
коллекционер, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar