Коллекция, иллюстрирующая развитие эпохи поездов
Игорь Терехов работал начальником станции «Чернь», а сейчас он контролер-ревизор Тульской дирекции пригородных перевозок.
- Я первый железнодорожник в нашей семье, - рассказывает Игорь. -
Выбрал эту профессию потому, что форма понравилась. Когда был маленький,
мама решила отвезти меня на юг. Берет стоявшей у вагона проводницы
сразил меня наповал. Девушка позволила его поносить. Все два дня, что мы
были в дороге, берет не снимал. С тех проблема выбора жизненного пути
передо мной не стояла… Еще в училище будущий коллекционер по случаю купил жетон Тульских железнодорожных мастерских. Этот латунный кругляш, в старину служивший пропуском на работу, был первым экспонатом в обширном собрании Терехова. Игорь пошел по проторенному пути всех коллекционеров - стал постоянным посетителем городских антикварных магазинов, осматривал дома, приготовленные под снос, просил знакомых приносить разные железнодорожные старости. |
И за много лет собралась уникальная коллекция, иллюстрирующая развитие эпохи поездов в нашем регионе.
- Вот, смотрите, - мой собеседник показывает пожелтевший листок, помещенный в рамку под стекло, - это железнодорожное расписание от станции «Тула» 1915 года. Его ребята в старом доме нашли. А вот так раньше выглядели билеты на поезд. – Игорь достает плотные картонные прямоугольнички. – Этот от Тулы до Лаптево (Ясногорска), а этот - до Первой Засеки (Козлова Засека). Говорят, такого нет даже в музее «Ясная Поляна»…
- Вот, смотрите, - мой собеседник показывает пожелтевший листок, помещенный в рамку под стекло, - это железнодорожное расписание от станции «Тула» 1915 года. Его ребята в старом доме нашли. А вот так раньше выглядели билеты на поезд. – Игорь достает плотные картонные прямоугольнички. – Этот от Тулы до Лаптево (Ясногорска), а этот - до Первой Засеки (Козлова Засека). Говорят, такого нет даже в музее «Ясная Поляна»…
Еще одна интересная находка - «Инструкция начальникам станций,
полустанций и разъездов и их заместителям», изданная в 1892 году. В
числе прочего, в документе говорится, что начальник станции «не имеет
право употреблять труд служащих в свою пользу». Но при этом прописано,
что сторожа, стрелочники и рабочие «обязаны приносить дрова и воду на
квартиру начальника станции, помощника его и прочих агентов, занимающих
казенные помещения».
Старинную фотографию большой группы путейцев друг Терехова извлек из мусорной кучи на улице. Похоже, что снимок был сделан как раз на станции «Ясная Поляна».
Старинную фотографию большой группы путейцев друг Терехова извлек из мусорной кучи на улице. Похоже, что снимок был сделан как раз на станции «Ясная Поляна».
- Эти люди работали в Тульском паровозном депо, – показывает Игорь. – Видите, на кокарде паровоз с дымом. Кроме того, все они одеты в кожаные куртки и кожаные фуражки – спецодежду локомотивных бригад. Думаете, откуда революционные комиссары брали свои кожанки? Только с железной дороги. У нас позаимствовали…
Всем железнодорожникам и членам их семей выдавали специальные удостоверения личности. Коллекционер обладает любопытным женским документом. Под фотографией девушки со строгой прической, в графе «должность», указано: «жена таксировщика». Таксировщиками назывались железнодорожные служащие, работавшие в канцелярии.
В коллекции Игоря есть не только бумаги, но и предметы, относящиеся к истории железных дорог: знаки различия, форма, атрибуты вагонного быта и масса других занимательных вещей.
- Смотрите, какой изящный никелированный подстаканник, таких сохранилось немного, - продолжает Терехов. - На нем аббревиатура МПС, а на донышке - клеймо немецкого города, где эту вещицу сделали. Уверен, что вместе с «горбатыми» вагонами СВ подстаканник попал в СССР после войны по репарации.
А вот дореволюционная латунная рюмка. На первый взгляд, ничего
особенного в ней нет. Но если присмотреться, можно увидеть гравировку
«Курский вокзал». Так в старину именовался в Туле Московский вокзал. То
есть это рюмка из буфета нашего вокзала.
Присмотритесь к пряжкам от ремней. Такие носили нижние чины из числа железнодорожных служащих. Вот пряжка с аббревиатурой нашей, Московско-Курско-Нижегородской дороги. А эта - Московско-Киевско-Воронежская пряжка. Видите, на ней нет государственного герба. Значит, принадлежала она сотруднику частной железной дороги. У казенных служащих на пряжках, кроме герба, всегда помещались символы железной дороги - топор с якорем, а у «частников» были только первые буквы названия дороги.
Присмотритесь к пряжкам от ремней. Такие носили нижние чины из числа железнодорожных служащих. Вот пряжка с аббревиатурой нашей, Московско-Курско-Нижегородской дороги. А эта - Московско-Киевско-Воронежская пряжка. Видите, на ней нет государственного герба. Значит, принадлежала она сотруднику частной железной дороги. У казенных служащих на пряжках, кроме герба, всегда помещались символы железной дороги - топор с якорем, а у «частников» были только первые буквы названия дороги.
Какое отношение к поездам имеет якорь? До революции мы относились к ведомству путей сообщения, которое было основано в самом конце XVIII века. Поездов в то время не было, зато существовало судоходство, относившееся к ведомству путей сообщения. Оттуда и якорь, автоматически ставший символом всех входящих в ведомство подразделений. Кстати, топор с якорем благополучно пережили революцию и украшали форму железнодорожников вплоть до 1932 года, пока не ввели другую эмблему - французский ключ с молотком. Эти символы мы носим до сих пор…
В отличие от многих других коллекционеров, Терехов не прячет свои сокровища и охотно показывает их всем желающим. Жаль только, что для экспонатов его домашнего музея, которых хватило бы на полноценную экспозицию, не находится подходящего помещения.
Татьяна АНДРЕЕВА, tula.ru
Оцените материал:
01.05.12 1320
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |