Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
«Умная» коллекция поэта-геолога
«Умная» коллекция поэта-геолога


Он не считал, сколько у него в коллекции предметов, и не помнит, с чего все началось. Но все книжные шкафы в трехкомнатной квартире Анатолия Бармина забиты... нет, конечно, книгами, однако весьма специфическими. 54-летний ухтинец уже много лет собирает всевозможные словари, энциклопедии и справочники. Такое увлечение позволило ему принять участие в «Поле чудес» и даже попробовать свои силы в чемпионате России по разгадыванию кроссвордов.


«Мне абсолютно все равно, какой области человеческой деятельности посвящен тот или иной экземпляр коллекции. Главное — чтобы именно этой книги у меня до сих пор не было», - излагает свой основной принцип собирательства Анатолий. Впрочем, наверное, каждый истинный коллекционер мог бы подписаться под этими словами.

Однако Бармин признается, что некоторые энциклопедии или справочники он читает взахлеб, как художественную литературу.

Бессмысленно перечислять всю тематику его коллекции. Ее хозяин без ложной скромности утверждает: «Вот назовите любой изданный в России словарь, и он у меня есть!» Хотя это утверждение показалось весьма спорным, при осмотре сложилось впечатление, что Анатолий прав. Музыка и алкоголь, мистика и военное дело, философия и химия, авиация и русский жаргон, геология и живопись, лингвистика и азартные игры... Особняком в этом калейдоскопе стоят издания, посвященные Одессе, от которой Бармин в восторге. Здесь одни названия чего стоят! Как вам, скажем, такие: «Большой полутолковый словарь одесского языка» или фразеологический словарь «Умер-шмумер, лишь бы был здоров»? А «Словарь областного архангельского наречия» - дань малой родине коллекционера, появившегося на свет в маленькой поморской деревушке между Архангельском и Северодвинском.

«Обычно я приобретаю книги в магазинах или на книжных развалах. В каком бы городе и по каким бы делам ни бываю, обязательно выделяю время на посещение таких точек, могу бродить там часами. И никогда не ухожу с пустыми руками. Так и говорю своим спутникам: «Дайте мне три часа для «набега» на город», - смеется коллекционер. Наиболее часто посещаемый им книжный развал находится неподалеку от московской станции метро «Проспект мира». Свое самое последнее приобретение — 10-томный «Энциклопедический словарь изобразительного искусства» - наш герой считает уникальным.

Впрочем, одной лишь «бумагой» барминская коллекция отнюдь не ограничивается — на дворе же XXI век! На столе рядом с компьютером — стойки с десятками компакт-дисков, на которых записаны предметы коллекционирования, скачанные из Интернета. «Здесь есть диск и с уникальным изданием - «Словарем иностранных слов», изданном в конце XIX века, - не без гордости говорит Анатолий. - Я брал его том за томом у своих ухтинских знакомых и переписывал на электронный носитель. Это титанический труд, но как же мне было интересно!»


Своей увлеченностью к такого рода собирательству Бармин «заразился» еще в студенчестве. Он закончил в 1978 году Московский геологоразведочный институт, по специальности — геолог-«твердовик». По распределению попал в Воркуту, в объединении «Полярноуралгеология» проработал восемь лет. «На моей «совести» есть маленькое месторождение золота в районе реки Кожим, - утверждает первооткрыватель Бармин. - Тогда неподалеку от нашей партии работала знаменитая артель Вадима Туманова «Печора». Правда, его старатели искали россыпи драгоценного металла, а я — коренные залежи, так называемые жилы».

А потом началась перестройка и «Полярноуралгеология» начала, по выражению Бармина, постепенно «умирать». Он уехал из Заполярья и устроился в Ухтинскую геологоразведочную экспедицию (УГРЭ), которая тогда еще была подразделением воркутинского объединения. Анатолий признается, что в переводе ему очень помогла «мохнатая лапа» - тесть Николай Сергеевич Габлин, возглавлявший Специализированную гравиметрическую экспедицию (СГЭ-10). В нашем городе геолог Бармин также занимался разведкой неуглеводородных полезных ископаемых («искал все подряд, что попадется»), некоторое время работал на бокситах.

Собственно, он и сейчас трудится там же, правда, УГРЭ приказала долго жить, в ее офисе теперь размещается ООО «Геолог-1».

Бармин очень любит выезжать, как говорят геологи, «в поле». «Правда, сейчас оно уже не то — неделя и на базу. Вот, помню, раньше нас забрасывали в тайгу на вертолете на три-четыре месяца, затаривали ящиками тушенки и макарон. Свежий воздух, палатки, песни под гитару у костра...» - ностальгически вздыхает коллекционер-романтик.


Ну как в такой обстановке не впасть в поэтический соблазн! Анатолий в молодости писал стихи, но, по его словам, нечасто и неудачные. А в 45-летнем возрасте его как «прорвало». Результат — две книги, изданные в Москве: «ПС: словарный запас» и «Без пафоса». Впрочем, надо отметить, что это сборники произведений разных авторов, которых объединяет только одно — золотые студенческие денечки. «ПС — это группа ПС-73, то есть «Поиск и съемка». Ее выпускники решили опубликовать свои литературные изыски, приятно, что там есть и мои», - признается Бармин. В одной из книг напечатаны его четверостишия, по стилистике напоминающие знаменитые «гарики» Игоря Губермана. Однако сам автор именует их «перефоризмы», то есть перефразированные афоризмы.

А еще он любит музыку, умеет играть на гитаре. При таком сплаве прямая дорога в барды! «Мне очень нравится их творчество, сам иногда пою свои стихи, но не на широкой публике. Никогда не решусь участвовать в нашем бардовском фестивале: с дикцией у меня проблема, да и вообще стыдно...» - комплексует Анатолий. Насколько эти комплексы обоснованы, наши читатели хотя бы частично смогут оценить, познакомившись с некоторыми образчиками барминского творчества, приведенными ниже.


И все же коллекционирование остается главным увлечением его жизни. Между прочим именно оно позволило нашему герою «засветиться» на всероссийском уровне. В уже далеком 1995 году он, как и многие россияне, с интересом следил за перипетиями популярнейшего капитал-шоу «Поле чудес». И не только следил, но и действовал. Бармин отослал в адрес передачи три своих кроссворда, и только последняя попытка стала удачной. Заветное приглашение от Якубовича ухтинцу принесла гигантская крестословица «Прекрасное среди нас» длиной 5 метров 9 сантиметров, составленная из пятибуквенных слов. На эту работу у него ушло около двух лет! И хотя Анатолий в той игре не прошел в финал («Я даже не успел назвать ни одной буквы»), все же увез в Ухту подаренный телевизионщиками «утешительный» электроутюг и массу ярких впечатлений от столичной телевизионной «кухни». «За кулисами существуют различные «штатные ситуации»: на случай какого-нибудь дня рождения или детской истерики всегда есть небольшие, но приятные подарочки. Когда же Якубович ведет торг, за сценой сидит человек с кошельком и раскладывает купюры. Ведущий говорит: «Сто!» Он кладет. Говорит: «Двести!» Добавляет еще сто, и так далее», - рассказывал Бармин в интервью нашему корреспонденту (см. «НЭП+С» № 39 от 28 сентября 1995 года). Якубович не стал показывать знаменитый музей, ограничившись рассказом: «Представьте себе маленькую комнату. Я открываю дверь и оттуда все начинает вываливаться... А насчет съестных подарков не волнуйтесь! Съедается и выпивается абсолютно все, порой даже до окончания передачи».


А в марте 1997 года Анатолию посчастливилось участвовать в чемпионате России по отгадыванию кроссвордов, который был организован уже газетой «Поле чудес». Чтобы попасть на это необычное соревнование, которое проводилось в Санкт-Петербурге, ему сначала пришлось преодолеть весьма сложный заочный отборочный тур. Наш земляк это сделал и получил приглашение померяться силами с сильнейшими кроссвордистами страны. По условиям организаторов турнира каждому из 60 участников нужно было отгадать кроссворд из 100 слов за 100 минут. Причем пользоваться справочной литературой категорически воспрещалось! «Это было очень сложно», - признается Бармин. В итоге он не сумел найти ответ на 27 вопросов и занял только 30 место. А весь кроссворд разгадать не смог никто: победил человек, не сумевший справиться с 10 словами.


По его словам, семья относится к столь необычному хобби вполне нормально: «Они все у меня умные ребята». «Они» - это жена и трое взрослых детей. О супруге (преподавателе УГТУ и владелице магазина «Пес и кот») мы писали совсем недавно (см. «НЭП, № 27 от 16 июля 2010 года). Старшему сыну Сергею 25 лет, он закончил Московский государственный институт электронной техники, живет и работает в подмосковном Зеленограде. Его жена — режиссер, недавно закончила работу над новым фильмом.

Средняя дочь Светлана по специальности картограф, собственно, и по должности тоже: трудится в компании, занимающейся изданием карт и дорожных путеводителей Москвы и области. Младшая Ольга — художник, живет во Пскове. В ухтинской квартире Барминых на стене висит несколько ее акварелей (есть, например, «Трамвай на Французском бульваре» и «Одесский дворик» — чувствуется семейная любовь к «жемчужине у моря»).

Каждый год летом Анатолий с супругой ездят в подмосковный Дмитров, где живут родители Ирины (помните «мохнатую лапу»?) Стараются не забывать Одессу и побережье Белого моря. В поездки всегда берут с собой своих собак (таксу и эрдельтерьера), а трехцветную кошку оставляют друзьям. «Вокруг одни дамы, я сейчас в доме один «кобель» остался», - смеется наш герой.

А еще он попросил обязательно упомянуть о своих коллегах, входящих в ближний круг общения. И сам дал каждому емкую характеристику. «Леня Зырянов играет в шахматы с закрытыми глазами и всегда выигрывает. Валера Пронузов — отличный преферансист, раз в год мы с ним и Зыряновым обязательно расписываем «пулю», с ними очень приятно играть. С Натальей Сиваш мы вместе в УГРЭ работали, мне кажется, что она знает о геологии все. Мой начальник партии Володя Афанасенко — мужчина крупный и очень поэтичный, пишет хорошие стихи, причем мгновенно и на любую заданную тему. Возможно, именно благодаря ему и я стал писать», - рассказал на прощанье Бармин. Новых Вам словарей, коллекционер!

 

Перефоризмы от Анатолия Бармина

Гляжу на «Жигуль» я кручинно:
Нести как безденежья крест?
Не роскошь, конечно, машина,
А средство лишения средств.

Люди к звездам стремились всегда.
Кого-то манил астрограф,
Но привлекла кого-то звезда,
Чтоб получить автограф.

В законах физики – сумбуры.
Едва ль подумается вам,
Что в тоннах массовой культуры
Культуры масса – килограмм.

Закон сохранения может гласить,
Хоть это совсем не радует:
Когда начинают цены расти –
Рождаемость сразу падает.

Если же на пачке сигаретной
Слово «легкие» возможно прочитать,
То на водочной бутылке всеприметно
Надо слово «печень» начертать.

Опять новый год стучится к нам в двери,
И снова животному оду поем.
Когда ж они сгинут, восточные звери?
Когда ж по-людски заживем?

Деньги свойством обладают
(И нельзя не удивляться):
То кончаться начинают,
То кончают начинаться.

Мне фраз не понять, бывает, порой,
Вот приведу для примера одну:
Когда говорят «тряхнуть стариной»,
Какую часть тела имеют в виду?

Памяти моей собаки эрдельтерьера Фанты, сопровождавшей меня в течение десяти полевых сезонов и умершей от старости у меня на руках...
Я видел взгляд последний твой,
Собачий взгляд немой, усталый.
Апрель был, вечер рядовой
В тот час, когда тебя не стало.
С тобой ушла из бытия
Та часть моей таежной жизни,
Где были только ты и я,
И в честь тебя мне быть на тризне.
Я видел вздох последний твой,
Я слышал твой последний выдох.
Когда, припавши головой
К тебе, от слез не сразу высох.
Потом тряпицей не спеша
Укрыл, как саваном, несмело,
И в тихой скорби, чуть дыша,
Склонился над собачьим телом.
Не знаю, как там у собак.
Уверен, что не быть ответу.
А по-людски я сделал так:
Глаза закрыл, как человеку.
Май 2003 г.


В одном из храмов г. Фукуи этим летом обнаружен самый старый айнско-японский словарь, составленный буддийским монахом более трехсот лет назад.

Находка является старейшим айнско-японским словарем. Документ включает в себя 150 страниц, из которых в общей сложности 26 посвящены «введению в айнский». Словарь охватывает около 460 терминов, в том числе связанных с сезонами года, климатом, числами и семьей. Состояние находки было плохим, в частности, были обожжены края рукописи, текст оказался вполне читаем.

 

Если вы не знали...

Карамзин придумал слово «промышленность», Салтыков-Щедрин – слово «мягкотелость», а Достоевский – слово «стушеваться». Слово «станица» в русском языке употреблялось не только для обозначения казацкого поселения. В словаре В. Даля сказано, что это «стая или стадо, табун, гурт или вереница», и приведены примеры: «Волки зимой станицами бродят, гуси станицами летают». Слово «неделя» образовано на базе словосочетания не делати, и первоначально «неделя» обозначала «день отдыха».

Слово «авось» встречается  с XVI века в форме «авосе». Возникло оно, скорее всего, от указательной частицы осе, что значило «вот». Слово «авоська» появилось в русском литературном языке в 30-х годах XX века. Буквально «авоська» – это «хозяйственная сумка, которая берется с собой в расчете «авось что-нибудь да купишь». А вот в некоторых русских говорах «авоська» до сих пор значит «счастье и удача».

***На сайте mirslovarei. com можно найти множество словарей по бизнесу, экономике, юриспруденции, истории, русскому языку, медицине, геологии... А также такие интересные словари, как «Джинсовый словарь», «Словарь компьютерного жаргона», «Словарь нумизмата» и др.

***Самым большим словарем в мире является Deutsches Warterbuch. Он был начат Якобом и Вильгельмом Гриммами в 1854 году и закончен в 1971 году.

***Словарь, объемом 34 519 страниц, был издан в 33 томах.

Олег ЕВЛАМПИЕВ

Оцените материал: 0.0/0

    19.09.10 1832 antikvarius 
книги, коллекционер, коллекционирование, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar