Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Художественная выставка «Немеркнущие краски русской эмали» в Архангельске



В «Ночь музеев» в архангельском Старинном особняке открылась художественная выставка «Немеркнущие краски русской эмали», которая, как предполагается, будет работать до ноября.

На ней показаны произведения ювелирного искусства, украшенные эмалью.

Большинство этих предметов созданы в России в XIX веке. Хотя эмаль, которая представляет собой особый сплав стекла, обычно в виде порошка, известна русским умельцам еще с домонгольского периода, но ее «золотой век» в России пришелся именно на XIX век, как рассказала Евгения Дубровская, сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Краски эмали действительно с годами и столетиями не меркнут, а изысканность ювелирного мастерства русских эмальеров, яркость и чистота цвета их произведений снискали славу по всему миру. Правда, после 1917 года в России предметы роскоши стали не в моде, фабрики в Москве и Петербурге закрыли, и искусство эмали чуть было не забылось. Разве что коллекционеры и музейщики по-прежнему выискивают на международных аукционах произведения некогда знаменитых русских эмальерных фабрик Маршака, как его называли при жизни – «украинского Фаберже», Немирова-Колодкина, поставщиков Императорского двора Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, торгового ювелирного дома «Болинъ», чьи владельцы двести лет служили шести российским императорам.

Надо сказать, что выставка состоялась по предложению частного коллекционера из Москвы и основа ее – предметы, находящиеся в домашних музеях трех любителей русской эмали.

Правда, есть предметы, принадлежащие и архангельскому музейному объединению, но их немного. Если честно, то частные коллекции богаче музейной.

Зачем московские коллекционеры, которые даже имен своих не называют, «загорелись» выставкой в Архангельске? Желание показать зрителю новые произведения искусства и поделиться радостью от созерцания особенной красоты, ответила Евгения Дубровская. И процитировала одного из них: «Хочется, чтобы люди видели эту красоту...» Еще, вероятно, в столице избыток выставочных площадок, и потому чуть более ста предметов, даже высокохудожественных, могут «затеряться» на московских просторах, а в Архангельске выставка станет событием предстоящего лета, – так совершенно справедливо могли подумать коллекционеры.

Итак, на выставке представлены предметы светского и церковного обихода, декорированные эмалью по серебру, медному литью и фарфору. Эмаль по медному литью – это иконы, складни, кресты, старинные церковные книги, обложки которых украшены эмалевыми дробницами – миниатюрными накладными изображениями. ЭМАЛЬ по серебру представляет целая коллекция серебряных портсигаров, один из которых, судя по гравировке, принадлежал в свое время известному драматическому актеру Малого театра Федору Петровичу Гореву. А портсигар в те времена был все равно что ныне – мобильный телефон: он многое мог рассказать о благосостоянии своего владельца.

Но в отличие от нынешнего мобильного, портсигар еще мог поведать об образованности и вкусе владельца – портсигары делали на заказ в единственном экземпляре.

К тому же такая вещь считалась достойным подарком, например, к юбилею.

Вот эмаль по фарфору – единственный образец на архангельской выставке. Это шоколадница с крышкой и блюдцем, изготовленная на знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции. Мануфактуре покровительствовала мадам де Помпадур, фаворитка короля Людовика XV, которая и была настоящим «королем» Франции на протяжении двадцати лет.

В ее честь оттенок розового цвета, который стал визитной карточкой Севрской фабрики, назвали «розовый Помпадур». На шоколаднице на фоне «розового Помпадура» изображен портрет несчастной королевы Марии Антуанетты, казненной революционерами. Каким образом эта вещь сохранилась в веках, понять трудно: обычно победившие революционеры всех времен и народов не выносят вида своих врагов ни в каком виде.

Еще Евгения Дубровская обращает внимание посетителей на нефритовую книжку в футляре фирмы «Болинъ»: серебро и эмаль на цельной нефритовой пластине. И это произведение искусства представляет собой всего лишь записную книжку тогдашнего богача! Скорее всего, это тоже подарок, потому как вещь и тогда уже была довольно дорогостоящей.

Надо сказать, что мастераэмальеры должны обладать не только навыками художника, но и технолога. Нужно много поэкспериментировать с различными окисями металлов, чтобы добиться нужного оттенка эмали, а это сложная, емкая, кропотливая работа, подчеркнула Евгения Алексеевна. Специалисты говорят, что на иконах, например, количество эмалей различно – от трех до шести, как можно заметить на архангельской выставке.

Но некоторые утверждают, что встречаются произведения с эмалями девяти цветов. Во всяком случае, техники, характерные для русской эмальерной школы, на выставке представлены почти полностью.

К слову, нынешние владельцы этих предметов, от которых не отказался бы и Эрмитаж, решили представить архангелогородцам выставку со всей ответственностью и серьезностью – к ней на их средства выпущен цветной каталог, что нынче редкость, так как у самих музейщиков редко на это остаются «свободные» деньги. Каталог можно приобрести, посетив выставку «Немеркнущие краски русской эмали».

Говорят, что коллекционер из Москвы, не раскрывающий свое имя, задумал еще одну выставку в Архангельске – из другой своей коллекции. А НА САМОМ открытии выставки произошло неожиданное событие. Тот самый коллекционер из Москвы передал для экспозиции творение самого Фаберже. Это почетный знак «Заслуженный деятель декоративно-прикладного искусства» в виде креста, украшенный зеленой прозрачной эмалью и бриллиантами с портретом Карла Фаберже. Этим знаком один из самых известных ювелиров мира награждал своих талантливых мастеров.

Можно, конечно, иным посетителям оставаться равнодушными к предметам роскоши, каковыми всегда были изделия с эмалью.

Но один человек написал в Интернете, что главная роскошь – это возможность вживую соприкасаться с замечательными произведениями искусства, каких сегодняшняя повседневная жизнь более не создает. Разве он не прав?

Елена ИРХА, pravdasevera.ru

Оцените материал: 0.0/0

    23.05.13 2433 antikvarius 
портсигар, литье, эмаль, коллекционер, коллекция, фарфор, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar