О выставке рассказывает искусствовед и коллекционер Александра Марамзина, много лет изучающая японскую культуру:
– Япония – единственная страна в мире, где театр имеет поразительное многообразие форм, от древнейших до ультрасовременных. Нынешняя Япония – по сути, богатейшее хранилище традиционной театральной культуры Азии: в стране до сих пор существуют исполнительские искусства, бесследно исчезнувшие на азиатском континенте. Возникшие в свое время под прямым влиянием ритуальной и игровой культуры Китая, Кореи, Индии, Тибета, Персии (а в идейном плане – шаманизма, синтоизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, индуизма), несколько изменившиеся, эти исполнительские искусства сохранились в Японии.
– Япония – единственная страна в мире, где театр имеет поразительное многообразие форм, от древнейших до ультрасовременных. Нынешняя Япония – по сути, богатейшее хранилище традиционной театральной культуры Азии: в стране до сих пор существуют исполнительские искусства, бесследно исчезнувшие на азиатском континенте. Возникшие в свое время под прямым влиянием ритуальной и игровой культуры Китая, Кореи, Индии, Тибета, Персии (а в идейном плане – шаманизма, синтоизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, индуизма), несколько изменившиеся, эти исполнительские искусства сохранились в Японии.
Из большого множества видов театров Японии лишь за четырьмя из них - бугаку, бунраку, кабуки и ногаку — закрепился статус "традиционных". Все они в большей или меньшей степени представлены на выставке кукольными сценками из представлений, отдельными куклами, изображающими актёров на сцене, или исторических личностей (Бенкэй – воин-монах и военачальник Есицунэ - идеал самураев), являющимися персонажами спектаклей многих театров. На выставке экспонируются и предметы (ракетки, мяч, куклы-ракушки, трикотажные изделия), украшенные изображениями актёров театра Кабуки.
Драматические позы кукол-актёров напоминают о наиболее интересных эпизодах в постановках театров Но, Кабуки и более древних, в них прочитывается характер персонажа и предугадывается развитие дальнейшего действия.
Широко представлена на выставке печатная графика японского художника Хидеки Ноу, (род. 1913), посвятившего себя традиционному японскому искусству. Графические листы альбома "Драма Но" знакомят нас с многочисленными персонажами пьес театра Но, собранных по классическим циклам: о богах, о воинах, о женщинах. Некоторые из этих персонажей представлены и куклами.
Выставка вызовет интерес у всех новосибирцев, интересующихся историей и культурой Японии, она существенно расширяет границы наших знаний представлений об этой стране. А кроме того с этой выставки начинается Год театра в Новосибирском художественном музее.