Мой знакомый, в недавнем прошлом майор милиции, моложав, подтянут, улыбчив. Но, как сообщил при нашей встрече, уже, увы, пенсионер.
-Сокращать нас начали и первым делом отправили на отдых тех сотрудников, кто старше сорока пяти лет. Вот я и попал в категорию пенсионеров, - рассказывал мне человек, не один год «оттрубивший» на нелёгкой должности участкового инспектора.
Для кого-то такой поворот судьбы стал бы, возможно, большой неприятностью и поводом для печали. Но Анатолий Петрович (имя и отчество изменены по просьбе героя материала), похоже, не особенно и расстраивался.
- И чем сейчас занимаетесь? – тем не менее осторожно интересуюсь я.
- Теперь я своё хобби сделал работой. И ни о чём не жалею, - улыбнулся экс-милиционер.
Анатолий Петрович всегда увлекался собиранием старинных вещей. Но беспокойная работа времени для любимого занятия оставляла немного. Когда тут рыться в руинах старых домов или откапывать военные раритеты в заброшенных блиндажах, если надо делать обходы участка, проводить душеспасительные беседы с местными алкашами, утихомиривать домашних дебоширов? Но теперь о неблагодарной работе «социального мусорщика» можно и забыть, переворачивая горы мусора бытового, ведь именно в таких кучах строительного и другого хлама и можно обнаружить подлинные шедевры старины. Да и раритеты ушедшей советской эпохи с каждым годом всё интереснее их ценителям.
- Моё «рабочее место» теперь – чердаки и подвалы старых домов, здания, подготовленные к сносу, - не стал скрывать профессиональных секретов мой собеседник. - В интернете «раскопал» информацию о том, что в Калининграде в этом году попадают под снос больше трёх десятков старых домов. Для «кладоискателя» это - настоящий праздник.
- А не боитесь конкурентов, ведь не вы один такой охотник до старины?
- Ну что вы, - отмахнулся Анатолий Петрович, - такого количества старых помещений на всех хватит, а одному мне их и за два года не обойти, ведь в каждом надо основательно покопаться, а на это уходят не часы, а дни.
Меня разобрало любопытство:
- И что на таких объектах попадается?
- О, много всего найти можно. Если дом довоенной постройки, то под половицами или на чердаке бывают спрятаны ценные вещи – украшения, монеты, посуда. Но чаще всего – безделушки, предметы домашнего обихода, старые открытки, фотографии… Всё это сегодня имеет ценность, даже за раритеты советской эпохи коллекционеры готовы выкладывать приличные деньги. Искать только надо. Вот, помню, экскаваторщик при сносе старого дома зацепил ковшом шкатулку с дорогими украшениями и старинными деньгами – повезло. Находку оценили в несколько десятков тысяч евро. А ведь я там был и ничего не обнаружил. Потом долго себя корил за небрежность в работе. Так что усердие и аккуратность нужны в любом деле, в том числе и при поиске раритетов.
Однако не город – главная рабочая площадка моего знакомого, а морской пляж Светлогорска, где Анатолий Петрович самозабвенно трудится с металлодетектором.
- Вставать приходится затемно, чтобы никому не мешать, и – в путь.
Но что можно найти на безлюдном пляже кроме пластиковых бутылок и водорослей, прибитых к берегу волной?
- Так думают люди непосвящённые, - улыбается поисковик. – На самом деле в песке столько всякого зарыто! Металлические деньги – само собой. Кстати, за день легко можно насобирать мелочью рублей 250-300. Но не это самое интересное. Часто нахожу часы, украшения из золота и серебра. При помощи металлодетектора всё это обнаружить не сложно. В любом случае поход на пляж финансово оправдан, находки случаются постоянно.
Вот у меня был случай. На пляже в Светлогорске подошла ко мне женщина. Говорит, потеряла дорогую серёжку, к тому же - подарок мужа, жалко… Просит помочь. Почему нет, отвечаю. Попробовать можно. И через несколько минут вернул отдыхающей её украшение.
- Отблагодарила?
- Конечно, ведь я работал.
- А как теперь вам быть, ведь светлогорский пляж зимние шторма уничтожили?
- Как меня успокоили старожилы – такое там случается не первый раз, и песок море опять намоет. Пляж рано или поздно вернётся, а пока, с началом лета, пойду «на войнушку». Так на жаргоне поисковиков называется работа за городом, там, где шли когда-то бои. В заброшенных немецких блиндажах много чего можно найти. Кто-то собирает оружие и боеприпасы, но я-то знаю, что это противозаконно. Так что ищу всякую мелочь. Немецкая промышленность работала качественно, всё, что принадлежало вермахту, было сделано на совесть, потому и сохранилось. Можно, если повезёт, найти знаки различия солдат и офицеров, посуду, прочие предметы быта, подковы… В общем, без «трофеев» из таких походов не возвращаешься.
- И куда это добро вы несёте?
- По большей части раздариваю, а вообще-то есть место, где раритетами обмениваются, там можно и приобрести много интересных вещей. И не обязательно это – «эхо войны», много там монет (на них сейчас спрос), значков, посуды немецкой и советской…
Одна такая «ярмарка» раритетов воскресным мартовским днём работала у здания бывшего Дворца культуры рыбаков. Даже непосвящённому в дела поисковиков человеку интересно пройтись по этим «торговым рядам». Чего там только нет! На холодной ещё весенней земле расставлены бюсты советских маршалов, вождь мирового пролетариата и отец народов соседствуют с металлическим изображением солдата вермахта. Каска советского образца – с головным убором американского солдата и каской же французского легионера времён Первой мировой. Чем старше вещь, тем она ценнее. За головной убор француза продавец просил четыре тысячи рублей, американская каска стоит чуть дешевле. Рядом кресты, медали иностранных государств. За них коллекционеры тоже готовы платить прилично. Крест, которым награждали пожарных в Баварии, его владелец оценивает в три тысячи рублей.
Народ в этом «клубе по интересам» собирается скорее не для торговли, а чтобы пообщаться. Хотя, конечно, есть и профессионалы. С одним из них разговорился.
Александр Фёдорович собирателем монет стал почти случайно. Сын, говорит, начал, да терпения не хватило. Вот отец и продолжил этот бизнес.
- У меня монеты российские, - показывает своё богатство пенсионер. – Вы не смотрите, что они не старинные, спрос есть и на эти десятирублёвки, иные тысячи стоят.
Как бы в подтверждение слов моего собеседника к нему подошёл средних лет мужчина со списком: вот, мол, что мне требуется.
Этот любитель собирает монеты, выпущенные в честь российских городов.
- Вот и мне это интересно, - оживился Александр Фёдорович. – Вижу монету, скажем, городу Галичу посвящённую, тут же заглядываю в справочник – чем же он знаменит?
Не только разговорчивый пенсионер с монетами так «подкован». Как правило, все, кто занимается поиском старины, много знают о своём предмете. Так что поговорить с этими людьми самых разных профессий, но объединённых одной страстью, - истинное удовольствие.
Николай ДМИТРИЕВ, kaliningradka.ru
Оцените материал:
23.03.12 898
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |