Долгожданная выставка «Нижегородский гипюр»
|
При первом взгляде на экспозицию
зритель приходит в недоумение: какой же это гипюр? Представленные на
выставке работы больше напоминают кружево или, на худой конец,
причудливую вышивку, но никак не привычный тонкий и декоративный
материал для праздничных платьев, который продаётся в каждом текстильном
магазине Рязани. По признанию организаторов, такая реакция наблюдается
не только у рядовых посетителей, но даже у сотрудников музея. Слишком
сильно разошлись название «гипюр» и удивительный промысел, который
именовался этим словом.
Нижегородский гипюр за своё недолгое существование успел претерпеть множество изменений, что объясняется самой историей его возникновения. Так, в околовоенные годы труд нижегородских кружевниц перестал быть востребован, спрос шёл на утилитарные вещи, а никак не на изыски. И мастерицы, оставшись без работы, были вынуждены искать своим талантам новое применение. Вдохновившись чудом добытыми образцами испанского и венецианского кружева, женщины решились сделать что-то подобное, но менее трудоёмкое и более доступное для рядового потребителя. Вдобавок исходить приходилось из советских реалий и царящего кругом дефицита. Так, имея в запасе лишь грубое льняное полотно, мастерицы дали рождение новому, уникальному промыслу — гипюру. Чтобы облегчить тяжёлый материал, было решено убрать из него лишние нити. В итоге после удаления определённого числа продольных и поперечных нитей (ручным продёргиванием ткани занимались преимущественно дети) в руках вышивальщиц оставалась воздушная льняная сетка, ячейки которой впоследствии укреплялись тонкими белыми нитями. Дальше шла работа самих мастериц, пускавших по получившейся сетке затейливые узоры и изящные орнаменты. Новоиспечённый гипюр представлял собой вышивку, хотя обладал всеми декоративными качествами кружева, выглядел нарядно и оригинально и быстро вошёл в моду. Гипюром стали украшать всё ― от полотенец и скатертей до одежды и занавесок. Если в самом начале в фаворе был геометрический орнамент, то с расцветом промысла появились растительные узоры из отдельных крупных и мелких элементов. А ещё позже с помощью модной техники стали создавать крупные полотна и сюжетные композиции большей частью на тему социалистических достижений. Со временем сложился целый набор признаков, по которым специалист может отличить нижегородский гипюр, скажем, от гипюра горьковского. Крупная сетка, наличие ромбовидных узоров, сочетание различных видов вышивок и растительных орнаментов и непременное соседство традиционной вышивки по ткани — вот характерные признаки нижегородского промысла. Расцвет нижегородского гипюра пришёлся на 1940-1960 годы, промысел активно существовал вплоть до восьмидесятых годов XX века и пришёл в упадок к девяностым. Сегодня во всей Нижегородской области осталась лишь одна Чкаловская фабрика, продолжающая традиции этой уникальной вышивки. Да и на ней коллектив мастериц состоит всего-то из шести вышивальщиц. На выставке, открытой в Рязанском кремле, представлены образцы продукции Городецкой строчевышивальной фабрики, относящиеся к 1970-1990-х годам XX века. Сегодня фабрика закрыта, и из истории стёрлись даже имена мастериц. Организаторы посетовали, что не смогли достойно подписать многие из экспонатов и воздать должное таланту нижегородских вышивальщиц. Но ещё обиднее для современных коллекционеров — это утрата уникальной техники, владение которой сосредоточенно на сегодняшний день в руках всего нескольких человек. В XXI веке удивительный промысел нижегородский гипюр находится фактически на грани вымирания. Ольга Миловзорова, mediaryazan.ru |
Оцените материал:
23.03.12 5860
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |