Одна из крупнейших частных коллекций произведений искусства на бумаге прячется у всех на виду в самом сердце Парижа
«Интерьер с Саскией в постели» (1640–1641) Рембрандта Харменса ван Рейна. Fondation Custodia, Коллекция Frits Lugt, Париж. Fondation Custodia, Париж
«Вид на Квиринал в Риме», около 1856–1859 годов, Эдгар Дега. Fondation Custodia, коллекция Frits Lugt, Париж.
С середины 20-го века фонд, созданный Фрицем Лугтом, собрал тысячи рисунков и гравюр известных европейских мастеров, таких как Леонардо да Винчи, Рембрандт и Гойя.
Коллекция произведений искусства Fondation Custodia в Париже может быть неизвестна широкой публике. Тем не менее, она более заметна по расположению всего в двух шагах от Национальной ассамблеи, с Луксорским обелиском и Большим дворцом на заднем плане.
Одна из самых выдающихся частных коллекций произведений искусства в мире, фонд владеет пятью веками европейских рисунков и гравюр. Он включает в себя драгоценные камни из Королевской коллекции короля Англии и занимает два смежных особняка до эпохи Османа в самом сердце Парижа. В зданиях находится штаб-квартира учреждения, а также дом его директора.
Эти городские дворцы с огромными окнами, пропускающими знаменитый свет города, были приобретены в 1947 году голландцем Фрицем Лугтом (1884–1970) для размещения тысяч произведений искусства, которые он собирал и ценил на протяжении всей своей жизни. Коллекция Лугта также включает в себя мебель и антиквариат, и фонд расширил свою деятельность, чтобы воплотить в жизнь видение филантропа о внесении вклада в историю искусства.
Фонду принадлежит около 7 000 рисунков, 15 000 гравюр, 450 картин и 55 000 подписанных писем, в основном голландских и фламандских художников, а также французских, итальянских, немецких и других европейцев, а иногда и испанских художников, таких как Гойя и Соролья.
Первоначальная коллекция Лугта включала 21 произведение его фаворита — Рембрандта — и два из семи существующих подписанных писем Рембрандта.
Операционные расходы фонда, заработная плата 25 сотрудников и новые приобретения финансируются за счет «небольшого состояния», завещанного Лугтом и его женой Якобой Лугт-Клевер, богатой наследницей.
Коллекция недавно пополнилась 500 масляными набросками, многие из которых были сделаны на открытом воздухе, что дает «обзор этой техники, использовавшейся с 1780-1880 годов, до появления импрессионизма», — говорит Ханс Буйс, куратор и временный директор учреждения после внезапной смерти Гера Луйтена в декабре 2022.
Хотя многие из этих эскизов висят на стенах, рисунки из коллекции необходимо защищать от света для надлежащей сохранности. В отличие от подавляющего большинства учреждений, которые хранят свои рисунки в коробках, фонд хранит их традиционным способом — между страницами оригинальных кожаных альбомов (сами же произведения искусства), сложенными на полках нескольких охраняемых комнат.
Хотя коллекция фонда может похвастаться наличием работ таких мастеров, как Рембрандт, Брейгель, Рубенс, Ватто и Энгр, дух коллекции Лугта заключается в продвижении работ менее известных художников.
«Он [Лугт] очень любил простые мотивы», — говорит Буйс, указывая на несколько набросков идеализированных пейзажей.
Временные выставки музея преследуют ту же цель: рисунки предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции Рейксмузеума в Амстердаме (Créer. Dessiner pour les arts decoratifs 1500-1900) и выставка голландских работ на бумаге 18 века из Королевского музея изящных искусств Бельгии в Брюсселе (Cabinet de dessins néerlandais. Le XVIIIe siécle).
«Будучи частным фондом, мы не обязаны организовывать впечатляющие выставки», — говорит Буйс, гордясь спросом на коллекцию фонда со стороны учреждений по всему миру.
«Они помогают нам распространять информацию о менее известных артистах».
Возрождение Якоба Вреля
В июне фонд представил полную ретроспективу Якоба Вреля (ок. 1630-1680), малоизвестного художника Золотого века Голландии, которого называют «предшественником Вермеера».
Сесиль Тэнтюрье, куратор коллекции Вреля, предоставленной Музеем Маурицхёйс в Гааге, сказала, что Врель и Вермеер разделяют вкус к загадочной обстановке и тихим интимным сценам.
Картины Вреля были необычны для того периода тем, что они часто изображали почти пустые пространства и имели множество различных подписей, идентифицирующих его работы. Врель нарисовал фигуры, повернутые спиной и смотрящие на что-то сквозь решетку, окно или дверной проем. Или люди в моменты самоанализа со скрытыми лицами.
«Женщина у окна, машущая ребенку» Якоба Вреля, около 1655 года. Fondation Custodia, собрание Фрица Люгта, Париж.
Тэнтюрье говорит, что Врель опередил свое время в изображении «взгляда», который отражает роль художника и человеческую природу.
Еще одной основной миссией фонда является его онлайн-база данных коллекционных знаков — штампованных инициалов или других знаков, которые коллекционеры обычно ставят на обратной стороне произведений искусства для идентификации своих коллекций.
Фриц Лугт был первым, кто задокументировал эти знаки, а онлайн-база данных фонда теперь содержит 9000 записей.
В настоящее время сотрудники Фонда анализируют и оцифровывают еще 3000 марок.
«Это мировая справочная база данных коллекционных марок», — говорит Петер Фюринг, научный консультант проекта.
Историки, эксперты и аукционные дома используют этот инструмент, чтобы проследить происхождение европейских и американских произведений на бумаге и даже внести свой вклад в исследование их атрибуции.
Источник 30.06.23 1661
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |