Чарльз Саатчи объявил о передаче государству части своей коллекции.
Известный британский медиа-магнат, коллекционер, пиарщик и рекламист Чарльз Саатчи объявил о передаче государству части своей коллекции вместе с помещением лондонской Saatchi Gallery, где она была выставлена. Всего около 200 художественных работ стоимостью свыше 25 млн фунтов стерлингов (37 млн долларов) теперь станут собственностью Великобритании.
Фото: saatchi-gallery.co.uk
Славу Саатчи в художественном мире принесла собранная им в конце 1990−х годов выставка молодых британских художников, известных как объединение Young British Artists. Именно оттуда выросли и обрели мировую известность Дэмиен Херст, Трэйси Эмин, братья Чэпмен и многие другие нынешние звезды, за чьи работы теперь борются музеи и коллекционеры. Работы некоторых из них (к примеру, инсталляции «Моя кровать» Эмин и «20:50» Уилсона) выставляются в галерее и теперь будут переданы государству вместе с другими экспонатами. В частной коллекции Саатчи остается еще несколько сотен работ, которые он планирует завещать членам своей семьи.
«Очень важно, чтобы этот музей всегда мог демонстрировать "живые” и эволюционирующие коллекции произведений искусства, а не превращался бы в архив истории искусства», – говорится в заявлении, опубликованном от имени Саатчи. Так что другие государственные культурные учреждения смогут со временем выставлять у себя работы, принадлежащие галерее. Представители музея Тейт в своем заявлении выразили уверенность, что экспозиция бывшей Saatchi Gallery позволит им «сделать более ценным национальное собрание». Отделение Tate Modern сейчас является крупнейшим в Британии государственным музеем современного искусства, но пополнение их коллекции затрудняется высокими ценами на работы.
В России практика безвозмездной передачи частной коллекции музею не так велика. Некоторые коллекционеры готовы сотрудничать с музеями и время от времени позволяют использовать свою собственность в проведении выставок. В 2004 году, например, Эрмитаж договорился с бизнесменом Владимиром Логвиненко о долгосрочном экспонировании в стенах музея трех картин Рубенса из его частной коллекции. Полотна прошли в Эрмитаже полный цикл технической, реставрационной и искусствоведческой экспертизы.
В начале того же года российский олигарх Виктор Вексельберг выкупил уникальную коллекцию ювелирных изделий Фаберже на аукционе Sotheby’s. Несколько раз с тех пор он предоставлял ее для выставок, пока музеи сражались между собой за право владеть собранием. В прошлом году Вексельберг официально заявил, что считает неправильным передавать эту коллекцию государству, хотя со временем в Москве может быть построен музей для ее постоянного хранения.
В сентябре 2007 года гендиректор «Газпроминвестхолдинга» Алишер
Усманов по схожей схеме выкупил перед аукционом Sotheby’s
коллекцию русского искусства Мстислава Ростроповича и Галины
Вишневской. Сразу зашла речь о том, что Усманов передаст
работы одному из российских музеев. Тогда называли и ГМИИ имени Пушкина,
и Музеи Московского Кремля, и Русский музей
Известный британский
Фото: dailymail.co.uk
Будучи частной коллекцией, экспозиция Saatchi Gallery регулярно пополнялась новыми работами, купленными на деньги от продажи старых. Однако вряд ли британское законодательство разрешает государственным музеям распродавать свои собрания с какой бы то ни было целью. Несмотря ни на что некоторые работы Саатчи позволит выставить на продажу, и за счет вырученных денег государство надеется обновить коллекцию музея.
– Насколько мне известно, таких прецедентов в России нет и не может быть по определению, – говорит Зельфира Трегулова, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля. – У нас существует закон о Музейном фонде РФ, который запрещает государственным музеям продавать свои коллекции. Отчуждение экспонатов у нас невозможно. А на Западе один из самых известных примеров последних десятилетий связан с музеем Гуггенхайма, который продал несколько картин Шагала и Кандинского, чтобы пополнить свою коллекцию другими произведениями искусства.
Хотя музей Гуггенхайма и не принадлежит к числу государственных, история с продажей картин из его собрания вызвала сильный резонанс. Многие упрекали гендиректора Томаса Кренса за обмен «одного Кандинского» и двух работ Шагала на частную коллекцию американского искусства. Пока точно не известно, когда именно 67−летний Саатчи намерен уйти в отставку. Поэтому вполне возможно, что все подготовленные к продаже работы найдут покупателей еще до того, как галерея перейдет в собственность государства.
Так или иначе, вся экспозиция останется в Лондоне, в здании дворца
герцога Йоркского, которое до сих пор арендовал Саатчи для своей
галереи. Только называться Saatchi Gallery теперь будет Музеем
современного искусства (Museum of Contemporary Art). MOCA сохранит весь
штат и будет работать в прежнем режиме – с возможностью бесплатного
посещения и постоянным обновлением экспозиции. Руководство галереи
гарантирует, что музей
28.07.10 1501
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |