Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Чарльз Саатчи объявил о передаче государству части своей коллекции.



Известный британский медиа-магнат, коллекционер, пиарщик и рекламист Чарльз Саатчи объявил о передаче государству части своей коллекции вместе с помещением лондонской Saatchi Gallery, где она была выставлена. Всего около 200 художественных работ стоимостью свыше 25 млн фунтов стерлингов (37 млн долларов) теперь станут собственностью Великобритании.

Фото: saatchi-gallery.co.uk

Славу Саатчи в художественном мире принесла собранная им в конце 1990−х годов выставка молодых британских художников, известных как объединение Young British Artists. Именно оттуда выросли и обрели мировую известность Дэмиен Херст, Трэйси Эмин, братья Чэпмен и многие другие нынешние звезды, за чьи работы теперь борются музеи и коллекционеры. Работы некоторых из них (к примеру, инсталляции «Моя кровать» Эмин и «20:50» Уилсона) выставляются в галерее и теперь будут переданы государству вместе с другими экспонатами. В частной коллекции Саатчи остается еще несколько сотен работ, которые он планирует завещать членам своей семьи.

«Очень важно, чтобы этот музей всегда мог демонстрировать "живые” и эволюционирующие коллекции произведений искусства, а не превращался бы в архив истории искусства», – говорится в заявлении, опубликованном от имени Саатчи. Так что другие государственные культурные учреждения смогут со временем выставлять у себя работы, принадлежащие галерее. Представители музея Тейт в своем заявлении выразили уверенность, что экспозиция бывшей Saatchi Gallery позволит им «сделать более ценным национальное собрание». Отделение Tate Modern сейчас является крупнейшим в Британии государственным музеем современного искусства, но пополнение их коллекции затрудняется высокими ценами на работы.

В России практика безвозмездной передачи частной коллекции музею не так велика. Некоторые коллекционеры готовы сотрудничать с музеями и время от времени позволяют использовать свою собственность в проведении выставок. В 2004 году, например, Эрмитаж договорился с бизнесменом Владимиром Логвиненко о долгосрочном экспонировании в стенах музея трех картин Рубенса из его частной коллекции. Полотна прошли в Эрмитаже полный цикл технической, реставрационной и искусствоведческой экспертизы.

В начале того же года российский олигарх Виктор Вексельберг выкупил уникальную коллекцию ювелирных изделий Фаберже на аукционе Sotheby’s. Несколько раз с тех пор он предоставлял ее для выставок, пока музеи сражались между собой за право владеть собранием. В прошлом году Вексельберг официально заявил, что считает неправильным передавать эту коллекцию государству, хотя со временем в Москве может быть построен музей для ее постоянного хранения.

В сентябре 2007 года гендиректор «Газпроминвестхолдинга» Алишер Усманов по схожей схеме выкупил перед аукционом Sotheby’s коллекцию русского искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Сразу зашла речь о том, что Усманов передаст работы одному из российских музеев. Тогда называли и ГМИИ имени Пушкина, и Музеи Московского Кремля, и Русский музей в Санкт-Петербурге. Через месяц после аукциона 450 картин русских художников, живопись и графика были переданы Константиновскому дворцу в Стрельне, под Санкт-Петербургом.

Известный британский медиа-магнат Чарльз Саатчи

Известный британский медиа-магнат Чарльз Саатчи

Фото: dailymail.co.uk

Будучи частной коллекцией, экспозиция Saatchi Gallery регулярно пополнялась новыми работами, купленными на деньги от продажи старых. Однако вряд ли британское законодательство разрешает государственным музеям распродавать свои собрания с какой бы то ни было целью. Несмотря ни на что некоторые работы Саатчи позволит выставить на продажу, и за счет вырученных денег государство надеется обновить коллекцию музея.

– Насколько мне известно, таких прецедентов в России нет и не может быть по определению, – говорит Зельфира Трегулова, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля. – У нас существует закон о Музейном фонде РФ, который запрещает государственным музеям продавать свои коллекции. Отчуждение экспонатов у нас невозможно. А на Западе один из самых известных примеров последних десятилетий связан с музеем Гуггенхайма, который продал несколько картин Шагала и Кандинского, чтобы пополнить свою коллекцию другими произведениями искусства.

Хотя музей Гуггенхайма и не принадлежит к числу государственных, история с продажей картин из его собрания вызвала сильный резонанс. Многие упрекали гендиректора Томаса Кренса за обмен «одного Кандинского» и двух работ Шагала на частную коллекцию американского искусства. Пока точно не известно, когда именно 67−летний Саатчи намерен уйти в отставку. Поэтому вполне возможно, что все подготовленные к продаже работы найдут покупателей еще до того, как галерея перейдет в собственность государства.

Так или иначе, вся экспозиция останется в Лондоне, в здании дворца герцога Йоркского, которое до сих пор арендовал Саатчи для своей галереи. Только называться Saatchi Gallery теперь будет Музеем современного искусства (Museum of Contemporary Art). MOCA сохранит весь штат и будет работать в прежнем режиме – с возможностью бесплатного посещения и постоянным обновлением экспозиции. Руководство галереи гарантирует, что музей по-прежнему будет финансироваться за счет спонсорских пожертвований и мероприятий, не считая доходов от книжного магазина и ресторана.

Эксперт

Оцените материал: 0.0/0

    28.07.10 1501 antikvarius 
искусство, коллекционер, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar