Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Коллекционер Беренжер Прима собирает австралийское искусство аборигенов

Коллекционер Беренжер Прима собирает австралийское искусство аборигенов
Коллекционер Беренжер Прима собирает австралийское искусство аборигенов


Этим летом в Лондоне проходит масштабная выставка, посвящённая творчеству австралийской художницы Эмили Кам Кнгарвей (Emily Kam Kngwarray)  (1910–1996), ставшая первой крупной экспозицией её работ в Европе. Восемь из представленных произведений предоставлены Беренжер Прима, французским коллекционером и основательницей Fondation Opale  в Ленсе, Швейцария. Цель фонда — способствовать признанию современного аборигенского искусства как самостоятельного важного направления в мировом художественном пространстве.
 

Прима впервые столкнулась с искусством аборигенов ещё до поездки в Австралию. В 2002 году она посетила небольшую выставку Wati: Les hommes de loi  в парижском районе Марэ. Этот опыт оказал на неё глубокое впечатление:

    «Даже сейчас я не могу объяснить, что именно со мной произошло. Это было подобно прозрению. Ощущение стало только усиливаться с годами».
    

Она приобрела две работы и каталог выставки, а затем познакомилась с куратором Арно Сервалем, который пригласил её впервые посетить Австралию. Это путешествие открыло для Примат новый мир, с которым она связывает свою жизнь уже почти четверть века.


Искусство как голос поколений

Прима говорит, что не может представить свою жизнь без своей коллекции:

    «Я не могу выбрать одну единственную работу — у каждой есть своя энергия и ритм. Вместе они создают целый хор».

Многие из работ создаются коллективно, что делает их особенно значимыми для неё. Даже если бы она когда-нибудь рассталась с коллекцией, память о них осталась бы с ней навсегда.


Имя фонда — Opale (Опал)  — выбрано не случайно. Опалы играют важную роль в культуре аборигенов, а также символизируют многообразие цвета и света. Прима не хотела давать фонду собственное имя, но выбор подходящего аборигенного слова осложнялся наличием более чем сотни языков.

Здание фонда имеет стеклянные окна и солнечные панели, которые под определённым углом отражают множество цветов — как настоящий опал.


Из этнографии в современное искусство

Когда Прима начала собирать искусство два десятилетия назад, оно демонстрировалось в основном в этнографических музеях. Коммерческие галереи, специализирующиеся на этом направлении, были редкостью, и многие из них закрылись.

Сегодня ситуация изменилась: искусство аборигенов Австралии стало восприниматься как часть современного искусства. Например, в 2022 году при расширении Государственной галереи Нового Южного Уэльса  в Сиднее аборигенское искусство было размещено на первом этаже — прямо у входа.

Кроме того, такие известные коммерческие галереи, как Pace , начали активно представлять это направление.

 

Прима редко испытывает сожаления, но одно исключение — картина Клайффорда Пассума Тьяпальджарри (Clifford Possum Tjapaltjarri)  "Ancestorial Tales of Mount Allen Sites — Yuutjutiyung"  (1979). Это была одна из немногих его работ вне музеев. Она видела её и понимала её ценность, но не решилась заплатить требуемую сумму американскому владельцу. Работа ушла другому покупателю — швейцарскому коллекционеру Бруно Расчле .

    «Сначала я расстроилась, но потом подумала: здорово, что кто-то ещё ценит это искусство. Это увеличивает число людей, которые знают и любят его».

 

Поддержка через коллаборации

В рамках подготовки к выставке Эмили Кам Кнгарвей в Tate Modern , кураторы Келли Коул  и Кимберли Маултон  обратились к Прима с просьбой предоставить работы из её коллекции. Ранее она уже передавала свои картины в Национальную галерею Австралии  в Канберре для выставки 2023 года.

После завершения показа в Лондоне в январе 2026 года выставка переедет в Fondation Opale , где Прима надеется, что это поможет популяризировать других аборигенных художников.

На данный момент в фонде проходит выставка "Beneath the Reflections of the World" , которая продолжается с 15 июня 2025 года. В ней представлены работы американского художника-самоучки Форреста Бесса (Forrest Bess)  и австралийской художницы Салли Габори (Sally Gabori) .

Оба исследуют темы идентичности и преображения. Выставка противопоставляет интимные, наполненные символами работы Бесса с мощными, эмоциональными полотнами Габори, отражающими её связь с островом Бентинк в Австралии.

 

Оцените материал: 0.0/0

  Источник  Вчера 21 admin 
коллеционер, коллекция, искусство
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar