Главная Клуб Темы Клуба
Домашнее. Предметы быта.
Звенящие коллекции
Есть такая песня Александра Башлачева - «Время колокольчиков», а в ней такие строки: «Загремим, засвистим, защелкаем/Проберет до костей, до кончиков/Эй, братва! Чуете печенками/Грозный смех русских колокольчиков?». Для кого-то звон поддужных колокольчиков да бубенцов действительно был грозным, кому-то обещал скорую встречу или письмо, дальнюю дорогу… Колокольчики на Руси – символ целой эпохи.
Поддужный колокольчик когда-то был непременным атрибутом российских дорог. Не случайно его порой сравнивают с автомобильным клаксоном – предупреждающий звон не только обращал внимание пешеходов на быстро несущуюся тройку, но и извещал издалека служащих почтовой станции, что пора готовить сменную упряжку лошадей.
МУЗЫКА ДОРОГИ
До колокольчиков, понятное дело, додумались не сразу. Поначалу ямщики попросту лихо свистели, чтобы резвой тройке уступили дорогу. Но ведь на Руси издавна любили колокольный звон, вот и отлил неведомый первый мастер маленькой подобие большого церковного колокола. Поначалу использовали их при пастьбе домашних животных, это был своего рода оберег, отпугивающий звоном нечистую силу. Да и хозяевам легче было обнаружить заблудившуюся животину. А вот в той же Англии колокольчик привязывали к рогам быка или коровы. Лишь после того, как не прижился в русской почте западно-европейский рожок, а за пугающий свист стали наказывать вплоть до батогов, на дуге конной упряжи появился колокольчик. Произошло это в конце XVIII века.
У колокольчика была не только предупреждающая функция, его звоном по-настоящему наслаждались, заслушивались, он успокаивал, отводил горькие думы. Ехать с колокольчиком не каждый имел право, поначалу их звоном наслаждались лишь почтовые повозки. «Только почте и проезжающим по почте дозволено ехать с колокольчиком», - писал В. И. Даль в своем словаре.
Но ведь с музыкой ездить каждому охота, тогда и стали к дуге лошади прикреплять бубенцы. Порой их даже по тону подбирали, так что при езде звучал чуть ли не оркестр.
Коротка была история поддужных колокольчиков и бубенчиков на российских дорогах – всего-то века полтора. Но оставили они неизгладимый след в русской истории и культуре. Каких колокольчиков только не было! Все зависело от фантазии мастера или заказчика, от качества материала, условий литья, места производства. Самые известные центры производства этих колокольчиков находились вдоль главных российских дорог – Сибирского, Московско-Петербургского и некоторых других трактов. Самый известный из поддужных колокольчиков – валдайский. Ему, пожалуй, ничуть не уступали колокольчики, отлитые в Слободском, Пурехе, Вологде, Касимове, Павлове, Елабуге, Рязани, Кунгуре, а также в Сибири или Прибалтике.
ДОЛГОЕ ЭХО
Самому раннему из обнаруженных колокольчиков в 2002 году исполнилось двести лет. Смолкла дорожная их музыка на просторах России, теперь они звенят лишь в нашей истории. Немало могут поведать колокольчики из музейных и частных коллекций. Уже много лет их собирает Дмитрий НИКУЛИН.
Автомобиль у него, конечно, есть, но манит и чарует Дмитрия и былая музыка российских дорог. Рыбак рыбака, как говорится… Вот и с Димой познакомились мы уже более десяти лет назад, хоть и нечасто виделись, но увлечение историей сближает, а потому и общались на «ты».
- Дима, самые ранние из обнаруженных колокольчиков датировались 1802 годом. А в твоей коллекции какой самый старый?
- Как раз 1802 года. Это, впрочем, нынче уже не такая редкость, хотя в некоторых старых изданиях написано, что раритет. Еще лет 20-30 назад они встречались довольно редко, но сейчас все-таки почаще.
Собирать колокольчики Дмитрий Никулин начал еще в студенческие годы. Находки случались в основном в деревнях: что-то покупал, что-то менял. Нынче ездить особенно некогда, да и дорогое это удовольствие, так ведь есть газета бесплатных объявлений, появились и антикварные лавки. Специалистов по колокольчикам практически нет, цены люди с потолка назначают: могут за сто рублей весьма приличный экземпляр отдать, а могут и за совсем ерунду тысячу с лишним запросить.
- Традиционно одним из старейших центров литья колокольчиков считается Валдай, не зря же там и музей есть, и научные конференции проходят. Приходилось бывать там?
- Конференции проводят не только в Валдае, но и в других городах. Конечно, я бывал на них – и в Валдае, и в Ростове, и в других городах. Обычно приезжает человек двадцать, зачастую люди с очень солидным положением в обществе, иные даже с охраной. Коллекционеры, искусствоведы делают доклады, делятся новинками. Обычно первый день – официальный, а потом, как водится, неформальное общение.
- А какие колокольчики наиболее редкие?
- Самые молодые, но редкие и дорогие – вологодские колокольчики. Там ведь не было колокольных центров, просто работало несколько мастеров у себя на подворье. Стоит банька, к примеру, в ней мастер и льет колокольчики. У нас я вологодских не встречал, их, видимо, на Вологодчине и надо искать, да нынче уж навряд ли найдешь.
- Чем же они так ценны?
- Тем, что повторов практически не встречается. Каждый колокольчик – чуть ли не штучная работа, отливали-то их небольшими партиями. Среди них встречаются колокольчики с весьма оригинальными надписями, к примеру: «Нет малахая, так хреном помахаю» или «Обвенчалися и ети помчалися».
ЗВОНОК СУДЬБЫ
Да уж, надписи на колокольчиках порой встречаются самые разные: от скромной «Дар Валдая» до самых игривых. И все-таки чаще всего это память о мастере, отлившем колокольчик. Давно уже этих мастеров в живых нет, дети и внуки их давно похоронены, но звенят творения их рук до сих пор. Вот колокольчик работы Григория Тепленина – он отлит почти два века назад, в 1810 году. Вот экземпляр из Павлова, сработанный братьями Гамулиными в 1877 году. А это память о кунгурском мастере Василии Святухине. Совсем как фамилия революционного вождя читается имя мастера колокольных дел из Касимова Лёнина. Лука Каркин, представитель известной династии из города Слободского, изготовил вот этот колокольчик в 1813 году.
Дмитрий Никулин в последние годы особое внимание уделяет мастерам из нашей Вятской губернии – из Слободского, Елабуги… Не исключено, что и на территории Удмуртии когда-то отливали колокольчики – Сибирский тракт прошел ведь и через удмуртские земли. Особенно Дмитрия интересует город Сарапул, где работал колокольный мастер Михаил Рябинин, отливавший большие колокола от 200 до 1200 пудов. Музей колоколов в Валдае выпускает специализированное издание, Дмитрий Никулин в нем опубликовал статью о сарапульском мастере. Во многих прикамских селах звучали колокола Рябинина, на колокольне Покровской церкви Сарапула висел колокол его работы в 650 пудов. Отливал мастер и для Глазовского уезда. Уходили рябининские колокола и в другие губернии – Рязанскую, Саратовскую, Пензенскую, Костромскую. По мнению Дмитрия, отливка больших храмовых колоколов ничуть не исключает и работу над колокольчиками – спрос-то на них в нашей Вятской губернии был большой.
Коллекционер специально в Сарапул съездил, определил место, где заводик Михаила Рябинина находился. Сейчас эта территория находится под частной застройкой, так что не исключено, что кто-нибудь из сарапульских жителей обнаружит во время копки огорода кусочки колокольной бронзы, а то вдруг и целый колокольчик.
«Глагол времен, металла звон» - это ведь не только о больших храмовых колоколах. Их меньшие братья, поддужные колокольчики той же сакральной силой обладают. Именно колокольчик познакомил Дмитрия с будущей женой. Приятель сообщил ему, что у знакомой девушки при входе в квартиру висит колокольчик – за веревочку дернешь, он зазвенит. Так он и прозвенел в Диминой судьбе.
ЛЮДИ-КОЛОКОЛЬЧИКИ
Коллекционеров поддужных колокольчиков в России немало, есть они и в Удмуртии. Дмитрий Никулин с многими из них общается по Интернету, делятся коллекционеры своими открытиями, сообщают о находках, ищут что-либо на обмен, консультируются. Тут тебе и Москва, и Киров, и Тюмень, и Омск, и Владивосток…
Музеи нашей республики Дмитрий также изучил. В России существует Ассоциация колокольного искусства, в нее входят и те, кто занимается поддужными колокольчиками. Когда составляли общий каталог, Никулина попросили собрать данные по Удмуртии. Колокольчиков нашими музейщиками собрано немало, но ничего необычного среди них нет, разве что в Сарапуле более или менее интересная коллекция.
- Дима, ну а ты свою коллекцию для собственного любования только собираешь? Или она у тебя как-то работает?
- Друзья, конечно, смотрят, но я ее не таю от людей интересующихся. С покойным коллекционером Анатолием Майером мы делали несколько выставок. Лет шесть назад я выставлял колокольчики в Воткинске, когда что-то более или менее собралось: фотографии центров колокольного промысла, старые открытки. Я же писал во все музеи, интересовался, а нет ли у них чего-нибудь любопытного по колокольной части. О своей коллекции рассказал – в Воткинске только сразу откликнулись.
БУДЕТ КОЛОКОЛ…
Но не только поддужные колокольчики интересуют Дмитрия Никулина, музыкой больших колоколов также он увлечен. Литье церковного колокола – своего рода духовный подвиг, полностью подчиняющий себе мастера и его жизнь, судьбу. В былые времена колокольчик ведь считался ширпотребом, а вот литье колоколов за века обросло традициями. Например, перед отливкой храмового колокола распускали какой-нибудь слух, чем больше людей эту нелепицу будет повторять, тем и голос у будущего колокола выйдет чище и мощнее.
Ученые давно доказали, что колокол – еще и источник ультразвука. Не случайно его так не переносят грызуны, он убивает опасные бактерии, не случайно во время эпидемий постоянно звонили в колокола. Так что выражение «церковная крыса» является абсолютно неверным.
На колокола и колокольчики обычно шла бронза, ни один другой материал больше не дает такого звука. Добавляли и серебро, отсюда выражение «серебряный звон». Зато вот «малиновым» звон называли явно от душевной услады, которую давала колокольная музыка.
- Дима, а сегодня где заказывают и отливают колокола?
- В Воронеже есть две большие фирмы. На серьезном уровне отливают в Каменск-Уральске на фирме «Пятков и К°», ничем не уступают старым мастерам ни по звуку, ни по форме, ни по орнаменту.
- А у нас в Удмуртии?
- Было несколько попыток, но неудычных. Один наш колокол я видел в Сям-Можге, это, пожалуй, пример того, как не надо отливать. Вот царь-пушку они отлили действительно хорошую, серьезная работа. Пытались на глазовском ЧМЗ делать циркониевые колокола. Вроде и форма ничего, но не звенят они. И ведь ради этого они взяли нормальный, добрый колокол и распилили его, чтобы только посмотреть, как он устроен! Пытались отливать колокола и в Воткинске, результатов я не знаю, но там серьезный товарищ этим занимался, он именно технолог по литью. Кстати, в Воткинске в свое время уже отливали колокола, только это было побочное производство, связанное с выпуском пароходов.
Воткинский старый колокол более десяти лет назад и познакомил нас с Дмитрием Никулиным. В одной из своих статей описал я такой колокол, увиденный мною на пасеке у моего знакомого в Дебесском районе. Почти сразу меня нашел Дима, подробно все выспросил, только мало я ему мог рассказать. Года через два довелось мне снова оказаться на той же пасеке. Это ведь гора с горой не сходятся, а люди весьма часто – в это же время и Никулин по дороге в Глазов сделал специально крюк, заехал в ту деревню на тыловайской дороге, чтобы только сфотографировать колокол.
СЛУШАЮЩИЕ ВРЕМЯ
Сегодня поддужными колокольчиками дорожат. И не потому что они денег стоят, большинство из них не так уж дороги. Колокольчики – это уже история, как же ей не дорожить! Тому же Дмитрию Никулину незнакомые люди почти бесплатно порой отдавали свои экземпляры. Ну, стоит дома один колокольчик, ну два где-то завалялись… А тут человек столько лет их изучает, собирает, чего ж не отдать в хорошие руки! Попутно еще и расписную дугу вручат, которой более века – в хозяйстве не используется, выбросить жалко, а тут человеку радость.
Немало колоколов видел я у коллекционера всего, что связано с лошадьми – Ольги Мошкиной. Тут работы и слободских, и пурехских, и других мастеров. До сих пор помню колокольчик мастера Чернигина из Пуреха, работы известных слободских мастеров Жевлакова и Макушина. Колокольчик Михаила Макушина отлит в 1810 году, на нем дивная «юбочка с птичками». А звук как долго держится! Кажется, уже и не слышно, а поднесешь колокольчик к уху – до сих пор вибрирует.
В дебесском музее истории Сибирского тракта хранятся колокольчики из коллекции Николая Каракулова. Однажды во время своих странствий довелось ночевать мне в этом здании бывшей казармы нижних чинов при конно-этапном пункте. Особые это ощущения – ночь среди предметов старины в старом, столько разных людей помнящем помещении. Мимо прокатил на большой скорости большегруз и, вписываясь в поворот, начал тормозить. И музейные колокольчики, будто услышав дорожные звуки, завибрировали тонко-тонко, словно вспоминая о прошлом, о тех пассажирах, кто заслушивался их музыкой.
Еще одна звонкая коллекция
Источник | |
|
14.10.09 Просмотров: 15365 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |