Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Авто

Что мы знаем о велосипеде? Часть 2


Начало читаем здесь.

Первое упоминание о таинственном "Ордене Солнца и Луны"мы встречаем в рукописи «Деяния римлян» (FAITS DES ROMAINS). «Деяния римлян» - историческое повествование в прозе, излагающее историю Рима и не только, являющееся переработанной французской компиляцией из произведений Саллюстия, Лукиана и Светония. Приблизительные даты создания произведения 1230-1240-е годы.

   
  
На этой миниатюре из старинной рукописи мы видим впереди войска, выступающего из крепости, вооруженного воина верхом на двухколёсной повозке удивительно напоминающей велосипед. Обратим внимание на щит воина. На красном фоне щита мы видим , говоря языком геральдики, восстающего льва опирающегося на два колеса. Это одно из первых изображений герба рыцарей «Ордена Солнца и Луны».

Нам удалось найти более поздние варианты этого герба ещё в нескольких исторических документах.

Например в Общем Гербовнике XIV столетия («белленвильская рукопись») герб короля Англии сопровождается гербами его вассалов. Среди прочих там есть герб этого секретного ордена.
  
   

  
А это - фрагмент из гербовника XV века. Опять тот же герб.
  

  
На красном щите герба изображен восстающий золотой крылатый лев с короной на голове, опирающийся передними и задними лапами на два колеса.

В полном варианте герба над щитом изображено восходящее Солнце, поверх которого - Луна. Также на гербе присутствуют щитодержатели: противовосстающие серебряные крылатый лев и грифон, каждый из которых опирается на колесо. Внизу, на стилизованной ленте, латинскими буквами написан девиз ордена : ” IN VELOX LIBERTAS”. Перевести это можно так: «свобода в быстроте», «в скорости освобождение» или "быстрее к свободе"

Перевод неоднозначен, как и сама символика герба.
  
 
  
Лев – один из самых часто встречающихся символов силы и величия на протяжении тысяч лет. Общая символика: божественная, солнечная энергия ( символ огня и Солнца), царственная власть, сила, храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита. Лев – основная фигура для персонификации самого Солнца. Крылатый лев олицетворяет мощь и лёгкость одновременно. В средневековой Шотландии и Англии лев олицетворяет королевскую власть, это основной символ мощи Британской империи в Х1Х веке («Британский лев»).

Ричарда 1 (1157-1199) за храбрость называли «Львиное сердце».

Грифон - солнечное гибридное существо, соединяющее голову, крылья и когти орла с телом льва. Так как эти животные символизируют власть над воздухом и землёй (король птиц и король зверей), то грифон - впечатляющий

символ силы и бдительности. Он стал популярным начиная со II тысячелетия до н.э.

 «Луна и Солнце, вечно катящиеся по небосводу, сменяя день и ночь, видимо,символизировали для членов ордена два колеса их необычных средств передвижения, стремительно несущих их к свободе, - предполагает Питер Годвард,- колесо - один из главных символов космической движущей силы, которая управляет планетами и звездами, а также непрерывного изменения и повторения. Первые колеса были цельными, поэтому их ранние изображения лишь немногим отличаются от дисков, которые представляли Луну и Солнце. Колесо со спицами появилось около 2000 года до н. э. и закрепило за ним солярный символизм. Колесо — символ солнечной энергии. Солнце — это колесо, вращающееся в Небесах: Солнце — центр, а спицы колеса — лучи.

У велосипеда одно колесо догоняет другое, как Луна вечно догоняет в небе Солнце. Наиболее архаической формой солярного мифа представляются близнечные мифы, в которых Солнце и Луна образуют пару связанных и вместе с тем противопоставленных друг другу культурных героев (часто братьев), один из которых подчинён другому и выполняет его поручения».

Луну, изображенную поверх Солнца мы встречаем и на современном гербе города Милана, а крылатый Лев связанный с именем святого Марка, является символом Венеции.
 
     


  
Почему Италия и Милан?

Комментирует Пьер Жюстен:

«Символика Милана и Венеции в гербе рыцарей «Ордена Солнца и Луны», не случайна и говорит о том, что свои уникальные, по тем временам, средства передвижения они, скорее всего, изготавливали в Италии, в тех же ремесленных мастерских, где производились рыцарские доспехи. Наиболее прочные элементы: несущие части рамы, колёса, сиденье, элементы руля и вращающего механизма делали мастера оружейники. Например, украшенный чеканкой руль найденного в Шато-Гайар велосипеда сделан из соединённых бронзовой перемычкой рукояток двух мечей.

Согласно «Chronicon Extravagans» Гальвано Фиамма (1298—1344), Милан стал крупным центром производства и экспорта доспехов. Не могу утверждать насчет XIII в., но в середине XIV в. в этом уже не было сомнений, ибо английские и французские тексты, начиная с этого времени, постоянно говорят о латах из Ломбардии и Милана. Из архивов Датини нам также известно, что в 60-х гг. XIV в. вся Северная Италия экспортировала большое количество доспехов во все страны Европы, в особенности во Францию и Испанию. Это продолжалось весь XIV в., а также в XV и XVI вв. Итальянские мастера были настолько искусны, что могли изготовлять доспехи в стиле тех стран, куда они экспортировались, и даже немцы, имея в XV в. свои собственные крупные центры производства лат, импортировали доспехи в немецком стиле из Милана.

йПо-видимому, самые знаменитые итальянские мастера XV в. происходили из миланского семейства Миссалья, или, если полностью, де Негрони да Элло детто Миссалья. Именно клеймо одной из мастерских Миссалья обнаружено на фрагменте кирасы, из которой сделано крыло велосипеда, найденного в Шато-Гайар. Я уверен, что древний велосипед относится никак не ранее чем к пятнадцатому веку и имеет итальянское происхождение. И повода для дальнейших дискуссий не вижу».[3]

Однако, руководитель раскопок, профессор Джон Уильямс придерживается другой точки зрения: «Мне кажется, в найденном экземпляре велосипеда изпользованы доспехи представителей разных школ . В частности рифленые латы (фр. armure cannellee, Maximilienne, um. armature spigolata), ошибочно именуемые в среде коллекционеров «миланским доспехом», можно рассматривать как изобретение Максимилиана I (1459—1519) , который благодаря рифлению задумал усилить латы, не увеличивая их толщины и веса. Сейчас исследователи называют их на этом основании более правильно «максимилиановский доспех» (ок. 1475 г .) Такого рода латы немецкие, большей частью нюрнбергского производства.

  В найденном велосипеде использованы «максимилиановские» наплечники (нем. Achseln, фр. epaulieres, ит. spallacci, англ. shoulder plates, pauldrons) передние (лицевые) крылья (нем. Vorderfluge, фр. ailes, ит. ale, lunette) и наручи (нем. Armzeug, фр. brassards, ит. bracciale, англ. brassards, vambrage).

Что касается фрагментов кирас, латных руковиц , перчаток (нем. Handschuhe, фр. gantelets, ит. manopole, англ. gauntlet) и крагов (нем. Stulpen), то они имеют , бесспорно, итальянское происхождение.»
 

 
Они сделали это...

Летом 2008 года история находки в Шато-Гайар получила неожиданное продолжение…

Уже упомянутые Стив Беркли и Эндрю Хопкинс инженеры из Кембриджа, принимавшие активное участие в раскопках, оказались заядлыми велосипедистами и, буквально, загорелись идеей реконструкции уникального велосипеда. Но речь шла не о макете , не о муляже. Они решили воссоздать его полноразмерную копию в металле, во всех мелочах и подробностях и так, чтобы на нём можно было передвигаться.

В качестве каркаса решено было использовать переделанную раму обычного велосипеда. Сварочные и слесарные работы выполнили специалисты из научно-технического центра. Но главной задачей было восстановить «рыцарский костюм» этого уникального памятника средневековой инженерной мысли. Где взять оружейников, мастеров доспешников, которые смогли бы справиться с такой филигранной работой.

Стив и Эндрю исколесили весь север Италии, не говоря о самом Милане, пытаясь найти хранителей традиций и секретов мастерства знаменитой династии Миссалья . Инженеры были убеждены в том, что именно миланские мастера, блестяще имитировавшие разные техники и школы доспеха могли изготовить такой эклектичный и разнообразный по стилю велосипед.

Помог , как всегда "его величество" случай. Питер Годвард, главный велосипедовед, будучи в курсе проблем двух молодых инженеров-археологов, решил позвонить своему давнему знакомому, ныне 82-летнему коллекционеру Андреа Кастиллесу и узнать, нет ли у него на примете достойных реставраторов-оружейников.

Питер так же послал ему фотографии с раскопок в Шато-Гайар. Ответ пришёл незамедлительно.

И какой ответ!

Андреа знал итальянского мастера, предки которого ещё в IX веке были кузнецами в Милане. В своё время он даже купил у этого человека старинные рисунки и чертежи XIV-XV веков из семейного архива и поддержал его заказами в трудный момент.

Андреа срочно встретился с Джованни Феррели, так зовут этого мастера, и показал ему фотографии, чертежи и схемы Беркли и Хопкинса. Реакция Джованни была по-итальянски эмоциональной. Как пишет Кастиллес "Он возвёел глаза к небу, пошептал "О, Санта Мария! Этого не может быть!" и стал молча, еле сдерживая слёзы, как безумный трясти передо мной фотографиями ."

Оказалось, в семейном архиве Джованни Феррелли были рисунки нашего велосипеда. В это невозможно поверить, но это факт.
 
   
  
Андреа прислал нам фотокопии этих старинных изображений .Там были схематичные рисунки со всеми техническими подробностями, размерами, способами крепления деталей и т. д ., наброски с орнаментами для чеканки и травления, технологическими пояснениями и даже описан способ закалки металла. Словом, всё что нужно для полной аутентичной реконструкции. Кстати, на одном из рисунков в правом верхнем углу стояло клеймо клана оружейников Миссалья, а на некоторых других красовался крылатый коронованный лев опирающийся на два колеса.
  
   
  
А ещё Джованни сказал, что восстановить этот велосипед - для него дело чести. Это была судьба!

Спустя полгода целая бригада "железных дел" мастеров под чутким руководством Джованни Феррели закончила свою работу. Стив Беркли и Эндрю Хопкинс, инициаторы проекта, были счастливы, сбылась их мечта. Что получилось - вы видите на этой фотографии. Двухколёсного "красавца" назвали "Ричард Львиное Сердце", в честь легендарного хозяина замка Шато-Гайар, чья земля так долго берегла, и, наконец-то, открыла археологам свою удивительную тайну.
  
   
  
Много тайн хранит Земля , но ещё больше неизведанного в самом человеке.

Рыцари «Ордена Солнца и Луны»... Кто были эти люди, бросившие в оскаленную пасть мрачного, жестокого средневековья свой девиз «IN VELOX LIBERTAS»?

Впервые за многие тысячелетия человек ехал, двигая себя сам и загнанная лошадь не хрипела под ним. Мчался он через леса и поля, своими усилиями вращая Солнце и Луну, приводя в движение всю Вселенную и чувствовал себя равным Богу.

Что мог прокричать человек, впервые разогнавшись с горы на своем «рыцарь-сипеде»? - «БЫСТРЕЕ К СВОБОДЕ!»

Они не стяжали, они служили и отдавали себя. Велосипед - самое рыцарское средство передвижения. Велосипедист отдает свои силы, а не забирает силы других. Он находится в гармонии с природой, а не порабощает её.

 А если глубже, отношение к велосипеду предопределяет выбор человека в главных вопросах существования : Иметь или Быть? Брать или Отдавать? Найти свой путь к себе или идти по пути, который выбрали за тебя другие?

Каждый решает сам.

Как гласит старинный рыцарский девиз: "Fais se que dois, - adviegne que peut" (фр.)

"ДЕЛАЙ, ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ,ЧТО БУДЕТ"

Сэнди Коллинз (Sandy Collins), статья подготовлена по материалам журнала "Scientific Archavelogy" №5 2009 г,

перевёл с английского: Борис Индриков



Источник | | Автор: Сэнди Коллинз, фото indrikov.com
| Категория: Авто
| Теги: велосипед, коллекционер, раритет, коллекция, антиквариат 20.09.09 Просмотров: 8904 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar