Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Авто

Что мы знаем о велосипеде? Или историческая велосипедная коллекция


В мае 2008 года археологи из Бристольского университета, проводя раскопки на территории замка Шато-Гайар (Франция), сделали сенсационную находку. На глубине двух с половиной метров был обнаружен комплекс железных предметов, составлявших защитные доспехи воина . Рядом археологи обнаружили второе захоронение, хорошо сохранившийся скелет лошади. В раскопе были также найдены монеты денье турнуа (франц.denier tournois – турский денье) французский тип денария, чеканенный Филиппом II Августом (1180-1223) , а также монеты чеканки герцогства Аквитании с именем Ричарда, что позволяет предположить , что найденные доспехи относятся к периоду правления Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199гг.).


Шато-Гайяр был любимым замком короля Ричарда. Он не пожалел на него ни средств, ни сил. Говорят, король лично выбрал место для его сооружения и деятельно участвовал в разработке проекта. По замыслу Ричарда Шато-Гайяр должен был защищать английские владения в северо-западной части Франции, поскольку Ричард Львиное Сердце, будучи английским королём, носил и титул герцога Нормандского.
  
"На меловом утесе, напоминающем формой своей шпору, у подножия которого лежит городок Пти-Андели, высится замок Шато-Гайар,господствуя над всей Верхней Нормандией. Как раз в этом месте Сена среди тучных лугов образует широкую излучину, и Шато-Гайар, как страж, озирает гладь ее вод на десять лье вниз и вверх по течению. По приказу короля Ричарда Львиное Сердце его построили в течение двух лет, в обход договоров и с целью грозить отсюда королю Франции. Увидев свое детище, воздвигнутое на утесе, сверкающее белизной свежей каменной кладки, опоясанное двойным кольцом крепостных стен, сверками, спускными решетками, амбразурами, с тринадцатью башенками и главной двухэтажной башней, Ричард воскликнул: "Какой веселый замок!" - откуда и пошло название Шато-Гайар (Chateau-Gaillard - "веселый замок" (фр.))"-так описывает замок Морис Дрюон в "Узнице Шато-Гайар"[1]

«Мои солдаты возьмут этот замок, даже если его стены будут сделаны из железа», — предрёк французский король Филипп II Август. «Мои солдаты отстоят его, даже если его стены будут сделаны из масла», — дерзко ответил ему король Ричард Львиное Сердце.

Десять лет спустя Филипп II Август вместе с прочими нормандскими землями отобрал у Ричарда и его любимую крепость.С тех пор Шато-Гайар перестала быть военной крепостью, ее превратили в королевскую тюрьму.

Здесь заточали важных государственных преступников. Тому, за кем убирали подъемный мост Шато-Гайара, уже никогда не суждено было увидеть белый свет." В 1314 году замок служит местом тюремного заключения двух невесток французского короля Филиппа IV Красивого, Маргариты и Бланш. На протяжении столетней войны замок Гайар подвергался неоднократным осадам. В 1417 году он переходит в руки англичан после шестнадцатимесячной осады. Компаньон Жанны Д,Арк захватывает его в 1429 году. Но уже в 1430 году крепость снова попадает под власть англичан. В 1449 году Карл VII Победитель возвращает его в свое владение. На исходе последней осады Генрихом Наварским королевским указом был дан приказ о разрушении укреплений. Верующие Анделиса, «капусины» в 1603 году и «пенитенты» в 1610 году, получают разрешение на разрушение замка. Крушение стен остановилось в 1611 году, когда «капусины» посчитали, что им уже достаточно разрушенных стен, чтобы покрыть спрос на камень.

В 1852 году руины замка Гайар были признаны историческим памятником Франции. Множественные археологические раскопки производились в этой местности начиная с 1885 по 2000 год. В 2008 году учёным из бристольского университета во главе с профессором Джоном Уильямсом , доктором археологии, удалось договориться с правительством Франции о возобновлении раскопок и, как видно, не зря. Найденное захоронение оказалось уникальным и привлекло к себе внимание специалистов из разных стран: археологов, историков и даже инженеров.

Необычным в этой находке учёным показалось само расположение фрагментов железных доспехов. Сверху они напоминали очертания велосипеда.
  

  
Каково же было изумление археологов, когда бережно извлеченные фрагменты удалось очистить от многовековых наслоений грунта и рассмотреть подробнее. Без сомнения, это были детали пролежавшего в земле почти девять веков рыцарского велосипеда!

«-Это действительно очень необычная находка,- рассказывает руководитель экспедиции, профессор Бристольского университета Джон Уильямс, - велосипед в ХII веке, в это трудно поверить, но в ходе раскопок сомнений в подлинности захоронения у нас не возникло.

Хорошую сохранность металлических фрагментов, вскоре, удалось объяснить . Спектральный анализ образцов показал наличие остатков свечного воска. Видимо, перед погребением поверхность древнего велосипеда была обработана расплавленным воском, который не позволил процессу коррозии разрушить металл. Кстати, о металле.
 

 
  
Ещё в гальштатское время в Европе появились основные навыки пластической обработки железа, редкие попытки изготовления стальных клинков путем науглероживания железа и его закалки. В последующей латенской эпохе была полностью освоена технология изготовления стали, вклю¬чая довольно сложные способы получения сварных деталей с высоким качеством поверхности устойчивой к трению.

 Металлографическое изучение железных деталей и метод микроскопического изучения шлифов позволяют нам с уверенностью говорить, что основные элементы конструкции этого необычного средневекового велосипеда сделаны именно из стали. Как видно, рецепты изготовления стальных изделий практически без особых изменений прошли через все римское время и оказали определенное влияние на уровень кузнеч¬ного ремесла раннесредневековой Европы.»
 
  
  
  
Постепенно учёным удалось воссоздать облик необычного в эпоху рыцарей средства передвижения. Помогли инженеры- конструкторы Стив Беркли и Эндрю Хопкинс прибывшие на раскопки из Научно-технического центра при Кембриджском университете.

«Когда мне позвонили и сообщили что в раскопе, предположительно ХII века найдена конструкция похожая на велосипед , я воскликнул - невероятно! - рассказывает Стив, - Если бы не руководитель экспедиции , Джон Уильямс, которого я отлично знаю, посчитал бы это первоапрельской шуткой. Однако, факт остается фактом - в Шато-Гайар действительно нашли редчайшего "предка" современного велосипеда. Помогая археологам извлекать фрагмент за фрагментом, мы с Эндрю пытались на месте в чертежах и схемах представить себе внешний вид и общую конструкцию узлов велосипеда, как всё это могло крутиться и работать. Скажу честно, мы постепенно прониклись восхищением и уважением к средневековому изобретателю, придумавшему и реализовавшему в те времена столь сложный технический проект.
 
   
  
Интересно также было понять технологию изготовления каждого элемента этого рыцарь-сипеда.

 Рама максимально облегчена и имеет перегородчатую структуру, наподобие крыла самолёта: стальные прутья идущие вдоль рамы прикреплены к поперечным подковообразным пластинам. Снаружи рама обшита элементами рыцарских доспехов, в частности, использованы наручи (Bracer) и наплечники ( Pauldron) скреплённые между собой круглыми заклёпками. Передняя вилка и задняя часть рамы - цельнокованые и обшиты снаружи (Greav) наголенниками. Вынос руля и сам руль сделаны из рукояток мечей. Части лезвий мечей (видимо пришедших в негодность на полях битв) были использованы, как жесткие профили для усиления прочности конструкции. Седло крепилось с помощью восьми кованных металлических дуг, которые служили своеобразными амортизаторами во время езды. В отделке седла использовались кожа и ткань, остатки которых найдены при раскопках.

На раме в качестве ёмкости для воды был закреплен рог с металлической крышкой.
   
Особого внимания достойны колёса этого чудо-велосипеда. Чтобы уменьшить тряску во время движения , на металлические обода наматывали конский волос, затем оборачивали по-окружности лентами из грубой кожи и лишь после этого в колесо монтировались массивные с гравированным узором железные спицы, а снаружи обод обшивался металлическими пластинами, которые могли сдвигаться относительно друг друга в процессе качения. Колеса надёжно защищали «кожухи-крылья» сделанные из частей кирас и латных перчаток.


Как же мог двигаться этот «двухколёсный экипаж»?

Рассказывает Эндрю Хопкинс:

- В раскопе найдены два металлических диска с заостренными зубцами по краям. Один диск был откопан в зоне расположения заднего колеса. Второй диск найден в районе нижней части рамы, с прикреплённой к нему рукояткой меча ( видимо древний прообраз шатуна) вместе с металлическими деталями напоминающими по-виду педали. Между дисками обнаружены остатки цепи с декоративными накладками. Можно предположить, что мы столкнулись с первым образцом трансмиссии, механизма цепной передачи, применённым в средневековой Европе. Хотя цепная передача известна людям давно, ещё Герон использовал первые такие механизмы для передвижения декораций в афинском театре. Всё-таки удивительно, как смогли средневековые мастера воплотить такой механизм в металле в ХII веке.

А двенадцатый ли это век?

Мнения учёных, на этот счёт, разделились.

- Монеты могли попасть в раскоп случайно, во время выемки грунта, - считает профессор археологии Пьер Жюстен, представитель французской академии наук, участвовавший в раскопках в Шато-Гайар.- Я, как специалист по рыцарскому вооружению, считаю, что части кирасы (Cuirass), наручи (Bracer), латные перчатки (Gauntlet) и латные рукавицы ( Mitten Gauntlet), которые были использованы при изготовлении этой, безусловно выдающейся находки, относятся ко второй половине пятнадцатого века , но не как не двенадцатого и имеют итальянское происхождение. На некоторых частях доспехов найдено клеймо мастера миланской школы доспеха из династии Миссалья.

И главное: рентгеноструктурный анализ металла фрагментов кирасы, выявил структуру, почти идентичную миланским доспехам изготовленным в аналогичный период времени."

Вот цитата из справочника по рыцарскому вооружению:

«Milanese armour - "миланский доспех". Итальянский полный доспех XV века, современник готического доспеха, отличавшийся от него более скругленными формами и меньшим количеством рифленых деталей. В основном производился в Милане и Венеции»

Учёные спорят о деталях открытия, но никто из них не подвергает сомнению сенсационности самой находки.

 
  
Откуда велосипед в средневековье?

Чтобы ответить на этот вопрос, на место раскопок прибыл известный во всём мире специалист по истории велосипеда, доктор Питер Годвард ( Pieter Godward) с историко-археологического факультета Кардиффского университета.

" Велосипед - более древнее изобретение человеческой цивилизации, чем мы думаем. - рассказывает Питер Годвард,- Сенсационная находка в Шато-Гайар подтверждает результаты многолетних исследований ученых нашего университета. Ещё в 1962 году весь мир облетела весть об уникальной находке французских археологов на территории Версаля. Тогда, во время раскопок, разрешенных правительством Франции , в одном из колодцев была обнаружена боковая галерея, которая вела в обширное подземелье дворца, где среди прочих предметов был найден велосипед. Велосипед вскоре получил название «Король-солнце» в честь короля Людовика XIV.
 
   
  
В то время неожиданная находка вызвала много споров среди археологов и историков, многие посчитали её фальшивкой.

Дискуссии дошли и до нашего университета. Тогда же в 1962 году, ознакомившись с материалами раскопок в Версале, мы решили всерьёз заняться «велосипедным» вопросом. И даже создали международный исследовательский центр, посвящённый этой проблеме, который объединил учёных-единомышленников из нескольких ведущих университетов мира. На протяжении многих лет мы собирали информацию в архивах, общались с коллекционерами, участвовали в археологических и этнографических экспедициях, изучали исторические документы, произведения литературы и искусства. Много времени провели в запасниках и фондах крупнейших музеев планеты. И везде нас интересовало одно - ВЕЛОСИПЕД.
 
   
  
В 1986 году нам позвонил представитель всемирно известного коллекционера произведений искусства, соучредителя аукционного дома «Sotbyes», Андреа Кастиллеса.

 Господин Кастиллес, в прошлом шоссейный велогонщик, участник Джиро д`Италия (итал.Giro d`Italia) 1951года и «Тур де Франс» (Tour de France) 1955 года, оказался страстным собирателем всего, что связанно с велосипедом. Он любезно пригласил нас в гости, пообещав показать нечто удивительное.

 

То что мы увидели превзошло наши самые смелые фантазии

 Все мы знаем знаменитого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510гг.), автора многих шедевров живописи, в том числе «Весны» (1478г.) и «Рождения Венеры» (1484-1486гг.). С 1492 по 1500гг. Боттичелли создаёт грандиозный цикл рисунков иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах пергамента. Почти все они обведены пером. Каждой песне посвящен один рисунок. Несколько рисунков к «Раю» не закончены, а к ХХХ1 песни «Чистилища» мастер выполнил два варианта рисунка. Один из этих двух рисунков находится в коллекции Андреа Кастиллеса.
  
   На этой иллюстрации, описывающей апокалиптическое видение, по бокам священного кортежа, ведомого семью ангелами, мы видим библейских животных: орла, крылатого тельца, крылатого льва и ангелоподобного человека с книгой. В повозку с сидящей Беатриче запряжен грифон.

 «Двуколая, меж четырех зверей

Победная повозка возвышалась,

И впряженный Грифон шел перед ней.»

(Данте "Божественная комедия" ,"Чистилище" ч.XXXI)


- Обратите внимание на фигуру человека в нижней части иллюстрации, приветствующего процессию ,- объясняет господин Кастиллес, - что вы видите рядом с ним? Это - ВЕЛОСИПЕД!
   
Потрясённые, мы склонились над пожелтевшим пергаментом и стали внимательно вглядываться в изображение.

А в это время, в зал уже вкатывали на специальной тележке массивный контейнер.Его передняя стенка была сделана из толстого стекла. За стеклом мы увидели небольшого размера картину, где в цвете был изображен велосипед очень похожий на тот, который мы только что разглядывали на иллюстрации к "Божественной комедии"
  

  
"- Это очень редкая работа Боттичелли, - прокомментировал Андреа,- да-да, не сомневайтесь, это не подделка! Вам, как учёным, скажу: был проведен сравнительный спектральный и химический анализ состава темперных красок, грунта и даже волокон дерева, этой и другой работы Боттичелли , портрета «Св.Августина»(1495г.). Составы идентичны. Кстати, задний план «Св.Августина» и этой картины очень похожи. Видимо Боттичелли создавал оба произведения в одно время. В своеобразии декора этого , явно, женского варианта велосипеда просматривается связь с более ранним шедевром мастера «Рождением Венеры». Искусствоведы выяснили, что при жизни Боттичелли этот «портрет велосипеда» не нашёл признания у зрителей. Современники художника видимо вообще не поняли что здесь изображено. Для меня также остается загадкой: как пришёл Боттичелли к замысу такой необычной работы? Почему велосипед явно женский? А причём тут "Божественная комедия"? Велосипед Беатриче? Вы - учёные, вам искать ответы...

Вскоре после смерти художника картина была вовсе забыта, долгое время хранилась в Государственном музее в Берлине, исчезла во время второй мировой войны и ко мне попала совершенно случайно, но это совсем другая история…


-У меня есть ещё кое-что, идите за мной - Андреа Кастиллес, разменявший шестой десяток, солидный господин, аристократ, хитро, по-юношески, улыбался. Видимо, главный сюрприз был впереди.

Мы, вслед за хозяином, пересекли внутренний двор фамильного замка ( Андреа Кастиллес, живёт в родовом имении и гордится своими рыцарскими корнями) и по каменным ступеням поднялись в круглую башню. Внутри средневековая башня претерпела серьёзную реконструкцию и была превращена в современное многоярусное экспозиционное пространство с уникальным освещением и вдумчивой подачей каждого произведения.

- Это Гольбейн , тот самый Ганс Гольбейн Младший.(нем. Hans Holbein, 1497-1543) живописец и рисовальщик, один из величайших немецких мастеров Возрождения, выдающийся портретист, придворный художник Генриха VIII, - Андреа подвел нас к одной из ниш. - Вы видите работу 1540 года. В том же году он написал известный портрет Генриха, хранящийся сейчас в римской национальной галерее. Они чем-то похожи…

Мы были шокированы, и остановились как вкопанные - на картине с пугающей достоверностью было изображено брутального вида двухколёсное чудо!
 
 
 
  
- Велосипедная реинкарнация Генриха восьмого,- вырвалось у меня.

- И опять тайна, которую вам предстоит разгадать. Этот же велосипед мы встречаем на одном из более ранних рисунков Гальбейна, - Андреа указал на стеклянную витрину рядом с нишей, там лежали несколько пожелтевших листов
  
  
  
- Может быть художник изобразил самого изобретателя рядом со своим детищем. Однако, судя по лицам окружающих, он обречен на осуждение и непонимание. Во все времена боялись люди нового и непривычного…

- А это картина фламандского живописца раннего Возрождения, мастера портрета, Яна ван Эйка ( Jan van Eyck, ок. 1385 -1441гг.) Каждый знает его шедевр «Портрет четы Арнольфини», но вряд ли кому-то известна другая его картина того же периода, - мы подошли к следующей нише .

И опять чудо. Совершенно фантастическая по замыслу и в тоже время нереально-реальная, блистательно исполненная вело-фантазия художника. Теперь мы точно знали, Ван Эйк изобрёл не только масляные краски , он ещё и был изобретателем замечательного велосипеда.

- Этакий, байк для знатного вельможи, "высоко сижу, далеко гляжу", смотрите даже лесенка предусмотрена, чтобы забираться. Обратите внимание на педали и трансмиссию, а какие колёса...- Андреа ещё долговдохновенно рассказывал нам об этих , самых дорогих его сердцу, экспонатах.
 
 
  
Ещё Кастиллес рассказал нам , что на оборотной стороне работы Боттичелли , на рентгенограмме картины Гольбейна и на дубовой доске с велосипедом Ван Эйка обнаружены схожие эмблемы. Это средневековый щит с изображением коронованного льва, опирающегося на два колеса, и над ним восходящее солнце и полумесяц. Что бы это значило? Рыцарский орден велосипедистов? Тогда мы все дружно рассмеялись, не предполагая , насколько близки к истине окажутся эти слова.

Встреча с Андреа Кастиллесом произошла в 1986 году. Прощаясь он сказал:

«Велосипед не просто средство передвижения, это средство творческого самовыражения, образ жизни и мировоззрение, я бы добавил, мироощущение. Почему такие известные художники, изображали велосипед. Потому что они, испытавшие чувство истинной свободы в момент творческого акта, не могли пройти мимо этого удивительного, в своей простоте, двухколёсного «генератора свободы". Изобретение влосипеда, как способ познания мира и путь к свободе - вот великая тема для исследований! Дерзайте, вас ждут новые открытия.»

.Находка в Шато-Гайар очередное тому подтверждение.
 
 

А был ли орден?

-С 1962 года нашим центром накоплено много фактического материала , - продолжает свой рассказ Питер Годвард,- и сегодня можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что в ХII-ХV веке в Европе возникла тайная организация именовавшая себя «Рыцарским Орденом Солнца и Луны». Рыцари, члены этого ордена передвигались с помощью двухколесных экипажей, "железных коней" , по-сути, это были первые воины- велосипедисты средневековья. По-мнению учёных, они вполне могли участвовать в боевых действиях наряду с обычными рыцарями. Быстрота, маневренность и неуязвимость «железных всадников» представляли серьёзную опасность для противника. А необычный, апокалиптический вид воинов несущихся с диким лязгом над землей без помощи привычных глазу лошадей , способствовал внезапности атаки и мог обратить противника в паническое бегство. Рыцари ордена могли совершать длительные походы с минимальными запасами еды и снаряжения т. к. не требовалось обслуживания и кормления лошадей. История знает примеры участия воинов-велосипедистов в боевых действиях. В 1885году в Британии даже была создана воинская часть Brighton Rifles («Винтовки Брайтона»), которая на высоких велосипедах с большими передними колесами (так называемые «пауки») впервые противостояла кавалерии. Опыт был признан удачным, и в Aнгло-бурской войне 1899–1902 гг. британская армия успешно применяла велосипеды в массовом порядке. Велосипедные части создавались во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Китае, Японии и России. И в Первой и во Второй мировых войнах армейские велосипедисты хорошо себя зарекомендовали.
 
   
 
  

 

Продолжение читаем здесь.

Сэнди Коллинз (Sandy Collins)статья подготовлена по материалам журнала "Scientific Archavelogy" №5 2009 г .перевёл с английского: Борис Индриков

 



Источник | | Автор: Сэнди Коллинз, фото indrikov.com
| Категория: Авто
| Теги: велосипед, коллекционер, раритет, коллекция, антиквариат
20.09.09 Просмотров: 10461 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar