Главная Клуб Темы Клуба
Выставки-Аукционы
Самые дорогие
Самые дорогие фотографии
АНДРЕАС ГУРСКИ
99 центов II. 2001
Источник: artnet.com
Доход, полученный от продажи фотографий на аукционах, составляет всего 1,51% от общего оборота арт-рынка. Да, снимки пока что ценятся ниже картин и скульптур, однако и в этом сегменте бывают невероятные результаты. Подтверждением этому служит рейтинг самых дорогих фотографий (см. ниже). Каждая из представленных в нем работ принесла на торгах более миллиона долларов.
Первым фотографом, чье творение перешагнуло семизначный порог, стал Эдвард С. Кертис (Edward S. Curtis, 1868–1952). В 2005 году его собрание портфолио с фотогравюрами под названием «Североамериканский индеец» (1907–1930) было приобретено на Christie’s за 1,2 млн. С тех пор семизначных результатов достигли более двадцати снимков.
Все без исключения сделки в Тор-10 были осуществлены в период с февраля 2006 года по июнь 2008-го, в самый разгар бума на арт-рынке. В 2007-м мировой доход с продаж фотографий достиг 171 млн долл. В том же году было установлено пять новых рекордов. Стоит отметить, что до бума наиболее популярными были фотографии модернистов, а потом ажиотажным спросом стали пользоваться произведения современных авторов. Единственной работой модерниста в рейтинге является «Пруд в лунном свете» (1904) Эдварда Штайхена (Edward Steichen), выручившая в 2006 году на Sotheby’s 2,6 млн. С тех пор ни одному из снимков мастера не удалось преодолеть отметку в 450 тыс. долл. (90% его творений уходят на торгах за суммы ниже 66 тыс.).
На данный момент фотография является одним из наиболее прибыльных сегментов арт-рынка: в период с января 1999-го по апрель 2010 года цены на нее выросли на 81% (в то время как живопись поднялась «всего» на 59%). Основной спрос был сосредоточен в Соединенных Штатах — семь из десяти снимков в рейтинге сменили владельца именно на американских торгах.
Итак, список самых дорогих фотографий:
- Гилберт и Джордж (р. 1942 и 1943). Ее Величеству (1973). 3,3 млн долл. Christie’s, Лондон, 30 мая 2008 года.
- Ричард Принс (р. 1949). Ковбой (2001–2002). 3 млн долл. Sotheby’s, Нью-Йорк, 14 ноября 2007 года.
- Андреас Гурски (р. 1955). 99 центов II (2001). 2,9 млн долл. Sotheby’s, Лондон, 7 февраля 2007 года.
- Эдвард Штайхен (1879–197). Пруд в лунном свете (1904). 2,6 млн долл. Sotheby’s, Нью-Йорк, 14 февраля 2006 года.
- Андреас Гурски. Лос-Анджелес (1998). 2,56 млн долл. Sotheby’s, Лондон, 27 февраля 2008 года.
- Ричард Принс. Ковбой (2001). 2,5 млн долл. Christie’s, Нью-Йорк, 16 мая 2007 года.
- Андреас Гурски. 99 центов II (2001). 2,2 млн долл. Phillips de Pury, Нью-Йорк, 16 ноября 2006 года.
- Андреас Гурски. 99 центов (1999). 2 млн долл. Sotheby’s, Нью-Йорк, 10 мая 2006 года.
- Синди Шерман (р. 1954). Без названия № 92. 1,85 млн долл (1981). Christie’s, Нью-Йорк, 16 мая 2007 года.
- Хироси Сугимото (р. 1948). Черное море, Озлюдже... (1991–1992). Christie’s, Нью-Йорк, 16 мая 2007 года.
Лучшие аукционные результаты лауреатов премии Тёрнера
Основанная в 1984 году премия имени Дж. М. У. Тёрнера входит в число самых престижных наград в области современного искусства. Шутка ли — ее поддерживает известнейшая английская галерея Tate Britain. Премия вручается ежегодно; претендовать на нее могут только британские художники младше 50 лет. Обладатели «Тёрнера» штурмуют не только музеи, но и арт-рынок: в пример можно привести сногсшибательный успех лауреата 1995 года Дэмиена Херста (Damien Hirst).
Больше половины награжденных обновили свои аукционные рекорды в 2008-м, когда на рынке современного искусства наблюдался невиданный ценовой рост. Их творчество активно поддерживало новое поколение коллекционеров — главный двигатель спекулятивного бума, благодаря которому contemporary art за три года подорожало на 50 процентов. Популярность лауреатов «Тёрнера» увеличилась после первой крупной «ретроспективы премии», открывшейся в Лондоне 2 октября 2007 года.
Итак, десятка самых значительных аукционных рекордов лауреатов премии Тёрнера выглядит так:
1. Дэмиен Херст (1965) — Сонная весна, 2002. Sotheby’s, Лондон, 21 июня 2007 года. 17,1 миллиона долларов. Премия Тёрнера: 1995
До 1995 года самое дорогое произведение Херста стоило 2,6 тысячи долларов. А сейчас художник может похвастаться 96-миллионными результатами.
«Сонная весна» некоторое время находилась на первой строчке в списке самых дорогих произведений в сегменте «Современное искусство», пока ее не скинула оттуда скульптура Джеффа Кунса (Jeff Koons).
2. Энтони Гормли (Antony Gormley, 1950) — Ангел севера, 1997. Sotheby’s, Лондон, 1 июля 2008 года. 4 миллиона долларов. Премия Тёрнера: 1994
Престиж творчества Гормли среди британских покупателей значительно возрос после того, как художник стал в 1997 году офицером ордена Британской империи.
Тем не менее от «Ангела севера» не ожидали громкого успеха: предварительная оценка работы составляла 600–800 тысяч фунтов.
3. Аниш Капур (Anish Kapoor, 1954) — Без названия, 2003. Sotheby’s, Лондон, 1 июля 2008 года. 3,4 миллиона долларов. Премия Тёрнера: 1991
На счету художника индийского происхождения Аниша Капура — двенадцать семизначных аукционных результатов.
4. Гилберт и Джордж (Gilbert & George, 1942/43) — Ее Величеству, 1973. Christie’s, 30 июня 2008 года. 3,3 миллиона долларов. Премия Тёрнера: 1986
5. Крис Офили (Chris Ofili, 1968) — Orgena, 1998. Christie’s, Лондон, 30 июня 2010 года. 2,5 миллиона долларов. Премия Тёрнера: 1998
Крис Офили — единственный тёрнеровский лауреат, чей рекорд обновился после окончания бума на современное искусство. Это, должно быть, связано с тем, что галерея Тейт устроила художнику крупную выставку (27 января — 16 мая 2010). В этом году миллионный порог перешагнули два его произведения. Примечательно, что обе работы датируются тем же годом, когда Офили получил «Тёрнера», — 1998-м. Удачный был год, ничего не скажешь!
6. Малколм Морли (Malcolm Morley, 1931) — Христофор Колумб, 1965. Sotheby’s, Лондон, 27 февраля 2008 года. 847 тысяч долларов. Премия Тёрнера: 1984
В 2008 году ценовой индекс Морли прибавил 163 процента.
Семью годами ранее «Христофор Колумб» не нашел покупателя с эстимейтом 400 тысяч долларов.
7. Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread, 1963) — Без названия, 2002. Sotheby’s, Лондон, 1 июля 2008 года. 757,5 тысяч долларов. Премия Тёрнера: 1993
Рейчел Уайтред, так же как Дэмиена Херста, Криса Офили и Кита Тайсона, относят к движению под названием «Молодые британские художники». Своим грандиозным успехом эти авторы во многом обязаны премии Тёрнера.
8. Ховард Ходжкин (Howard Hodgkin, 1932) — Дом, 2005-2007. Sotheby’s, Нью-Йорк, 14 февраля 2008 года. 720 тысяч долларов. Премия Тёрнера: 1985
Спустя семь лет после получения награды, в 1992 году, Ходжкин стал рыцарем ордена Британской империи.
В 2006-м году в галерее Тейт состоялась его ретроспектива.
9. Кит Тайсон (Keith Tyson, 1969) — Природная картина (красный), 2006. Sotheby’s, Нью-Йорк, 14 февраля 2008 года. 400 тысяч долларов. Премия Тёрнера: 2002
Произведение Тайсона впервые перешагнуло 100-тысячную отметку в 2006 году. С тех пор шестизначных результатов добились семь его произведений.
10. Тони Крэгг (Tony Cragg, 1949) — Bent of Mind, 2003. Sotheby’s, Нью-Йорк, 12 ноября 2009 года. 210 тысяч долларов. Премия Тёрнера: 1988
В 1988 году Тони Крэгг удостоился чести представлять Британию на Венецианской биеннале.
Бывает и так, что лауреат добивается признания в мире искусства, но на его аукционных ценах это никак не отражается. Пример — Стив Маккуин (Steve McQueen), получивший премию в 1999 году. Самые дорогие его фотографии уходят на торгах за суммы, не превышающие 4 000 долларов. Зато его фильм «Голод» получил в 2008 году приз Каннского кинофестиваля. Кроме того, художник был официальным представителем страны на Венецианской биеннале — 2009.
artprice.comСамые дорогие видеоработы
Видеоарт, прямо скажем, не отнесешь к наиболее инвестиционно привлекательным сегментам рынка искусства: аукционные дома гораздо больше жалуют «традиционные» произведения, такие как картины или скульптуры. Однако этот вид искусства, идущий в ногу с развитием компьютерных и коммуникационных технологий, продолжает привлекать смелых художников, видящих в нем огромное поле для экспериментов.
Число видеохудожников, чьи работы стабильно добиваются успеха на вторичном рынке, весьма невелико. Причина этого не только в том, что видеоарт представляется многим гораздо менее доступным для понимания (и, конечно, менее «интерьерным»), чем, например, живопись, но и в неуверенности коллекционеров в будущем этих работ — такое искусство сильно зависимо от технологий, а они, как известно, быстро устаревают. В первой десятке аукционных результатов, опубликованной Artprice.com, мы видим всего три имени: Билл Виола (Bill Viola), Нам Джун Пайк (Nam June Paik) и Майк Келли (Mike Kelley), причем последний известен главным образом благодаря своим инсталляциям, картинам и фотографиям. Его работа «Игра в рождественские ясли», проданная в 2008 году на Christie’s, занимает в рейтинге девятое место.
БИЛЛ ВИОЛА Пленение. Фрагмент видеоинсталляции. 2001 Источник: |
Билл Виола, без сомнения, является самым популярным видеохудожником в мире. Список Artprice насчитывает пять его работ. Хотя и ему пришлось долго ждать признания на аукционном рынке: первая выставка Виолы (в знаменитой нью-йоркской альтернативной галерее The Kitchen) прошла в 1974 году, а на публичных торгах его творение впервые появилось лишь 28 лет спустя. Зато эта продажа стала лучшим за весь 2002 год аукционным дебютом на рынке contemporary art. С тех пор произведения Виолы выставлялись на торги еще 36 раз — сравнительно немного. Зато цены на него продолжают карабкаться вверх: например, видео «Свидетель» (2001), принесшее в 2005 году 320 тысяч долларов, было перепродано в 2007-м за 500 тысяч (56-процентный рост!). Самым дорогим его произведением (и самой дорогой видеоинсталляцией в мире) является «Вечное возвращение» (2000), выручившее 330 тысяч фунтов (613 тысяч долларов) на Phillips в октябре 2006 года.
НАМ ДЖУН ПАЙК Братья Райт. 1995 Источник: |
На второе место в списке забрались «Братья Райт» (1995) отца видеоарта Нам Джуна Пайка. В ноябре 2007-го эта известная инсталляция ушла на гонконгском Christie’s за 540 тысяч долларов (в два раза выше нижнего эстимейта). В мае того же года его «Малыш Будда» (2001) был продан за 294 тысячи. Да уж, хорош был 2007-й для рынка современного искусства! «Доход» Пайка составил аж 2,24 миллиона евро — столько же принесли все его аукционные продажи в предыдущие десять лет. Текущий год тоже, впрочем, вполне себе неплох: в первые полгода владельцев поменяли более тридцати произведений корейского видеохудожника. Больше всего принесла «Ракета на виртуальную Венеру» (1991), купленная на Christie’s за 308 тысяч (номер шесть в рейтинге). Еще одна знаковая сумма 2010 года — 422 тысячи за «Пленение» (2001) работы Виолы. Возможно, нам скоро предстоит увидеть в этом сегменте новые рекорды.
Пока список самых дорогих произведений видео-арта выглядит так:
- Билл Виола, р. 1951. Вечное возвращение (2000). 613,6 тысячи долларов. Phillips de Pury, Лондон, 14 октября 2006 года.
- Нам Джун Пайк, 1932–2006. Братья Райт (1995). 540,1 тысячи долларов. Christie’s, Гонконг, 25 ноября 2007 года.
- Билл Виола. Свидетель (2001). 500 тысяч долларов. Sotheby’s, Нью-Йорк, 15 ноября 2007 года.
- Билл Виола. Пленение (2001). 421,8 тысячи долларов. Sotheby’s, Лондон, 10 февраля 2010 года.
- Билл Виола. Свидетель (2001). 320 тысяч долларов. Christie’s, Нью-Йорк, 8 ноября 2005 года.
- Нам Джун Пайк. Ракета на виртуальную Венеру (1991). 308,16 тысячи долларов. Christie’s, Гонконг, 29 мая 2010 года.
- Нам Джун Пайк. Малыш Будда (2001). 293,9 тысячи долларов. Christie’s, Гонконг, 27 мая 2007 года.
- Билл Виола. Возвращение (2008). 280 тысяч долларов. Sotheby’s, Нью-Йорк, 14 февраля 2008 года.
- Майк Келли, р. 1954. Игра в рождественские ясли (2004–2005). 250 тысяч долларов. Christie’s, Нью-Йорк, 13 мая 2008 года.
- Нам Джун Пайк. Просветление 78 оборотов в минуту. 232,2 тысячи долларов. Christie’s, Гонконг, 28 мая 2006 года.
Источник | |
|
16.08.10 Просмотров: 4325 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |