Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Живопись

Живопись Николая Глущенко хранят в бронированном сейфе


 В свое время Ф. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, однако бывает и так, что всем миром нужно спасать красоту. Как ни печально, но в последние годы кражи картин из отечественных музеев приобрели масштаб эпидемии. Пользуясь плохой охраной и неважным учетом произведений искусства, злоумышленники, а нередко и сами музейные работники, без особого труда расхищают национальное достояние Украины. Яркий пример тому — история, о которой не могут спокойно вспоминать жители Новомосковска. Недавно интеллигенция этого города выступила с открытым письмом, пытаясь привлечь внимание к краже картин известного украинского художника Николая Глущенко. Несмотря на то, что преступление было раскрыто по горячим следам, пропавшие полотна так и не вернулись в местный историко-краеведческий музей. Единственный сохранившийся портрет кисти своего земляка новомосковцы теперь держат в бронированном сейфе — выставлять его на всеобщее обозрение они просто боятся.

Знатокам отечественной живописи представлять творчество Н. Глущенко особо не надо. Непревзойденный колорист и пейзажист, изысканный эстет, автор тысяч полотен, а также... советский разведчик, проработавший много лет за рубежом. Незаурядная судьба этого человека могла бы стать основой сценария для фильма с захватывающим сюжетом.

Родился Н. Глущенко в 1901 году в Новомосковске Екатеринославской губернии (сейчас Днепропетровская область). После смерти отца вместе с матерью он переехал на Донбасс. В 1918 году молодого человека, собиравшегося поступать в университет, мобилизовали в армию. Впоследствии он оказался за границей — сначала в Польше, а затем в Германии. В Берлине Н. Глущенко окончил Высшую школу изобразительного искусства. Известно, что талантливого художника в период учебы материально поддерживали известные деятели украинской эмиграции — гетман П. Скоропадский, бывший представитель УНР в Берлине, профессор Р. Смаль-Стоцкий, писатель В. Винниченко, который сам увлекался живописью. Тогда же завязалась дружба Н. Глущенко с украинским писателем и кинорежиссером Александром Довженко, который работал в советском консульстве в Берлине. Считается, что именно А. Довженко помог получить ему паспорт гражданина СССР и... предложил Н. Глущенко сотрудничество с советской разведкой. Переехав в Париж, «агент Ярема» собирал информацию об эмиграции и добывал научно-технические секреты. В то же время он вел богемную жизнь и дружил с выдающимися людьми своего времени — Пабло Пикассо и Анри Матиссом, Иваном Буниным и Луи Арагоном. Писал портреты Ромена Роллана, Мишеля Кашена, Анри Барбюса. В 1936 году художник вернулся в СССР, однако и после этого выполнял важные задания за границей. Так, в 1940 году по заданию советской разведки Н. Глущенко помог организовать две выставки — немецкого искусства в Москве и советского искусства в Берлине. За что получил поощрение от руководства рейха...— почетную грамоту и альбом рисунков Гитлера. Война положила конец карьере разведчика Н. Глущенко — в 1944 году он вернулся в Украину и остаток жизни посвятил исключительно искусству. Больше всего художник любил природу.

Его колоритные пейзажи у большинства ценителей живописи всегда вызывали восхищение. «Ветер был так выписан, — писал Михайло Стельмах, — что казалось, его можно обнять!». Творчество талантливого пейзажиста получило признание еще при жизни — он был народным художником СССР и лауреатом Государственной премии имени Т.Г. Шевченко. Сегодня Н. Глущенко является одним из самых известных и дорогих художников советского периода, в том числе и за рубежом. Особенно ценятся его ранние полотна. Картины пейзажиста хранятся в частных коллекциях и экспонируются во многих музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады и других стран. После его смерти — в 1977 году — часть картин была передана в провинциальные музеи. По одной из версий, именно так они оказались и на его родине — в Новомосковске. Впрочем, в советские времена полотнам Н. Глущенко цены не знали — большую их часть районные чиновники раздали по сельским клубам и школам. Три из них, как оказалось, долгие годы хранились в подвале Новомосковского историко-краеведческого музея им. П. Калнышевского. На свет Божий эти картины вновь появились всего лишь несколько лет назад.

Как рассказывает бывший сотрудник музея Надежда Явир, однажды она решила навести порядок в подвальных помещениях. Однако, перебирая музейный скарб, неожиданно обнаружила два замечательных пейзажа и небольшой портрет неизвестного мужчины. Подписи на них свидетельствовали о том, что принадлежат они кисти Н. Глущенко. Картины подняли наверх, они заняли достойное место в экспозиции — для небольшого городского музея они стали предметом особой гордости, поскольку написаны известным земляком. «Через некоторое время, — вспоминает Н. Явир, — я ушла на другую работу, а когда вернулась в музей, пейзажи Н. Глущенко «Баржи» и «Лес», висевшие на прежнем месте, показались мне какими-то странными. Если раньше рука мастера была видна невооруженным глазом, то теперь в картинах что-то изменилось. При внимательном их осмотре обнаружилось, что это подделки. Молчать об этом, разумеется, было нельзя. С этого и началась детективная история». Уже вскоре правоохранительные органы установили, что к пропаже картин оказалась причастной бывшая директор музея Надежда Тубальцева, которая к тому времени покинула Новомосковск.

«Я познакомился с Надеждой Павловной, — рассказывает начальник отдела культуры Новомосковского горсовета Виктор Шалыкин, — в 2004 году, когда она приехала из Днепропетровска вместе с руководителем телетеатра, с которым мы собирались осуществить один проект. На меня она произвела положительное впечатление — писатель, человек, увлеченный интересными идеями. Мне показалось, что Н. Тубальцева будет неплохим директором историко-краеведческого музея, работу которого мы хотели оживить. Поначалу так и было: она проводила конференции и выставки, привлекала новых людей. Одним из них был днепропетровский коллекционер, который давно собирает по области старинные иконы, картины, изделия народных промыслов и, судя по всему, ими приторговывает. Насколько я понимаю, именно так из нашего музея исчезли картины Н. Глущенко, хотя их подмену и пропажу обнаружили позже.

Что же касается работы директора, то ее деятельность со временем начала перемещаться в политику и на последних выборах она решила баллотироваться на пост городского головы. Разумеется, серьезных шансов на успех у нее не было, зато это дало возможность покинуть свой пост с поднятой головой». Своевременно установить подмену картин в известной степени помешало то, что небольшой штат работников музея постоянно менялся. Как бы там ни было, но грубые подделки заметили и расследованием дела занялись местные правоохранительные органы. Проходило оно, по словам В. Шалыкина, довольно странно, но еще больше вопросов вызвал суд. Некоторых музейных работников, прежде всего тех, кто нашел картины, не опрашивали, да и на самих заседаниях их не было. Обстоятельства, при которых пропали картины, и сегодня остаются тайной за семью печатями. Однако больше всего новомосковцев удивило то, что бывшая директор музея, которую обвиняли в злоупотреблении служебным положением, летом 2007 года попала под амнистию. Юристы горсовета пытались ходатайствовать о переквалификации деяний экс-директора по статье, предусматривающей более суровую ответственность «за присвоение, растрату имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». Но новомосковская Фемида не согласилась с их доводами. В мэрии считают, что реальная стоимость картин, а стало быть, и ущерб государству от их пропажи, была очень занижена. Так, в материалах дела значится цифра в 17 675 гривен, в то время как многие полотна Н. Глущенко продаются на аукционах за десятки и даже сотни тысяч долларов. «После исчезновения картин, — говорит В. Шалыкин, — до нас дошли сведения, что в 2006 году они появлялись на одном из аукционов в Киеве. Лично я пытался навести об этом справки, но не получил достоверной информации. Не исключено, что полотна нашего земляка оказались в одной из частных коллекций. Так или иначе, но правоохранительные органы разводят руками, а лица, причастные к пропаже картин, похоже, ушли от ответственности». В Новомосковске грешат на коррупцию, однако доказать что-либо весьма сложно. Не смог получить из судебного архива упомянутое уголовное дело и корреспондент «Дня». Появление журналиста насторожило и даже, как показалось, рассердило работников правосудия. Все попытки встретиться с председателем Новомосковского горрайонного суда также оказались тщетными.  

РАБОТА НИКОЛАЯ ГЛУЩЕНКО БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА КИЕВСКОМ АУКЦИОНЕ ВЕСНОЙ 2008 г. «КРЫМ. СОСНА», 1959 г. (КАРТОН, МАСЛО, 25Х34,5) 

Между тем, как рассказывают краеведы, скупка произведений искусства в провинциальной глубинке приобретает все больший размах. Украинская живопись и иконы, предметы народных промыслов, ранее неизвестные миру, теперь обретают своих ценителей. Экспонаты столичных музеев давно известны и поставлены на учет, а в сельских музеях, клубах и даже школах можно найти забытые картины известных мастеров, переданные в советские времена, когда искусство «несли» в народ и приближали его к «широким массам».

По данным новомосковского краеведа Анатолия Джусова, 22 картины Н. Глущенко, отправленные на родину художника, в 80-е годы ХХ века оказались в музее села Спасское. «Я побывал в этом музее в 2002 году, — вспоминает он, — в надежде увидеть полотна. Какое же меня охватило отчаяние, когда я узнал, что большинство этих картин из музея исчезли...». А. Джусов считает, что в настоящий момент неизвестной остается судьба около полутора десятка полотен, находившихся в Новомосковском районе. В то же время местонахождение многих картин хорошо известно предприимчивым людям, промышляющим собирательством и торговлей произведениями искусства. Сейчас их «экспансия» достигла самой отдаленной сельской глубинки. Ловкие дельцы пользуются тем, что украинское государство смотрит на происходящее сквозь пальцы. Надежда Явир, обнаружившая в свое время полотна Н. Глущенко, считает, что было бы нелишним провести в отечественных музеях всеобщую инвентаризацию экспонатов и произведений искусства. Не исключено, что результаты такой проверки могли бы принести по-настоящему сенсационные результаты.



Источник | | Автор: Вадим РЫЖКОВ
| Категория: Живопись
| Теги: искусство, живопись, художник
08.02.10 Просмотров: 6952 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar