Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
О людях

Знаменитые коллекционеры


Известные люди, их коллекции и музеи

Соломон Гуггенхайм

Началось все с того, что в 1919 году 58-летний угольный магнат и золотопромышленник Соломон Гуггенхайм принял решение оставить свой сверхприбыльный бизнес и всерьез заняться коллекционированием произведений современного авангардного искусства. А так как сам он, не будучи специалистом в вопросах искусствоведения, не был уверен в собственных силах, то обратился за помощью к баронессе Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной прусской художнице и искусствоведу. И дело пошло на лад, причем настолько, что уже спустя несколько лет коллекция разрослась и назрела необходимость организации целого музея, где можно было бы разместить все собранное им за прошедшие годы. Итогом этих устремлений явилось основание в 1937 году Фонда Соломона Гуггенхайма, как раз и ставшего основой для сначала временного, а потом и постоянного Музея абстрактного искусства.

Сегодняшний авторитет Фонда, названного именем американского гражданина Соломона Роберта Гуггенхайма, в художественном мире Запада практически непререкаем. Обширнейшая коллекция произведений современного искусства легла в основу собраний семи всемирно известных музеев: два из них находятся в Нью-Йорке, два — в Лас-Вегасе и по одному — в Венеции, Бильбао, и Берлине. На сегодня Фонд вместе с собраниями всех музеев, носящих имя Соломона Гуггенхайма, обладает наиболее значительной коллекцией произведений искусства XX века и максимально действенной программой по выставочной деятельности среди других музеев мира. Кроме того, два здания Музея — в Нью-Йорке и Бильбао — представляют собой уникальные архитектурные сооружения, являющиеся предметом особой гордости всех, кто так или иначе причастен к деятельности этого Фонда.

Смерть Гуггенхайма отнюдь не стала концом его меценатской деятельности. Основанный им Фонд продолжал действовать, а Музей по праву занял достойное место в ряду хранилищ мировых шедевров искусства. Племянница Гуггенхайма, Пегги (уменьшительное от Маргерит), также была не чужда художественному собирательству. Еще в 1937-м она открыла галерею современного искусства в Лондоне, а в 1946-м — в Венеции, расположившуюся в великолепном палаццо. Венецианская галерея, ставшая своеобразным филиалом нью-йоркского Музея, вместе с палаццо была передана ею в 1976 году в дар Фонду, носящему имя ее дяди. 
 
Дальнейшее расширение коллекции привело к открытию целой сети международных музеев. Сегодня в нее входят, помимо первого музея и Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции, еще один Музей СоХо в Нью-Йорке с 10-этажным хранилищем (1992 год), Дойче Гуггенхайм — в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также открытые в октябре 2001 года два музея в Лас-Вегасе: Гуггенхайм Лас-Вегас и Эрмитаж-Гуггенхайм. Строительство музеев в Лас-Вегасе может измененить привычный образ города и вписать новые страницы в его историю. Помимо этого, в ближайшем будущем планируется строительство еще одного музея в Нью-Йорке. В задачи Фонда, основанного 65 лет назад, по-прежнему входят коллекционирование, хранение и самое широкое представление образцов современного искусства. 

В июне 2000 года вступила в действие долгосрочная программа по сотрудничеству между Министерством культуры Российской Федерации, Государственным Эрмитажем и Фондом Соломона Роберта Гуггенхайма. А спустя полтора года в знаменитой столице игорного мира Лас-Вегасе в музее Эрмитаж-Гуггенхайм, здание которого спроектировано Ремом Кулхаасом, была открыта выставка произведений импрессионизма и раннего модернизма из собраний Эрмитажа и музея Гуггенхайма. В рамках совместной программы предполагается разместить в здании бывшего Главного штаба в Санкт-Петербурге музей искусства XX века. Сотрудничество Фонда и Эрмитажа позволит сделать богатейшие коллекции обоих музеев достоянием широкой публики путем обмена выставками. Помимо этого, предполагается осуществление общих проектов в области образовательных программ, издательской деятельности, а также в сети Интернет.

***

Американский миллиардер Эли Броад (Eli Broad)

Это один из десяти крупнейших в мире коллекционеров произведений искусства в мире
В коллекции Броада насчитывается более 2000 работ общей стоимостью $6 млрд, пишет газета The New York Times. По словам миллиардера, он не может построить такой музей, чтобы выставить там все имеющиеся у него произведения искусства. В то же время коллекционер не желает, чтобы большая часть работ пылилась в хранилищах. Такое же рациональное объяснение Броад дал касательно своего решения сохранить собственность на работы, а не передавать их во владение одного или нескольких музеев. 
 

***

В романах Харуки Мураками, одного из самых популярных японских писателей, звучат джазовые композиции, которые можно послушать на специальном диске, сопровождающем тот или иной роман. Харуки Мураками известен не только как прозаик, но также как коллекционер, собравший около 40 тыс. джазовых пластинок.  55 исполнителей и виниловых дисков из его коллекции стали темами для эссе, собранных в книге «Джазовые портреты».

***

Ассиз Шатобриан и Пьетро Барди

Мало кто знает, что посреди деловой столицы Бразилии, многолюдного Сан-Паулу, стоит самый настоящий «столп культуры» — Художественный музей (MASP — Museo de Arte de Sao Paolo).

Создавали его блистательные авантюристы. Они делали это, рискуя своей репутацией и очень большими деньгами. Основатель и многолетний директор MASP (с 1947 до 1996 год) итальянский журналист, искусствовед, коллекционер и арт-дилер Пьетро Барди.

Барди переехал через Атлантику в 1946 году вместе с женой Линой Бо, начинающим архитектором, которая уже тогда подавала большие надежды. Как и многие итальянские интеллектуалы, эти супруги с радостью покидали разрушенную нищую Европу ради поисков удачи в молодой и быстро развивающейся Бразилии. В активе мужа имелся большой журналистский опыт, а также отличные связи в кругу арт-дилеров и коллекционеров обоих материков. С 1924 года он начал карьеру художественного критика в Милане, а в 1929-м возглавил крупную столичную Galleria d’Arte di Roma. В 30-х молодой галерист не раз наезжал в Латинскую Америку с выставками старого и нового искусства.

А вскоре на вернисаже современной итальянской живописи, составленной опять-таки из их огромной коллекции, произошла судьбоносная встреча с Ассизом Шатобрианом. 

«Шато», как его сокращенно называли близкие, — ловкий адвокат, публичный политик, а также крупнейший в Латинской Америке медиамагнат — давно мечтал прославить «громким» музеем родной Сан-Паулу. Он владел гигантским концерном под названием Dia’rios Associados, в который входили 34 ежедневные газеты, 36 радиостанций, 18 телеканалов, влиятельное агентство новостей, популярнейшие еженедельный журнал O Cruzeiro и ежемесячник A Cigarra. 

В сборе фондов MASP участвовали и такие «линкоры» художественного рынка, как британская галерея «Мальборо» и нью-йоркская антикварная компания «Недлер». Последняя, кстати, хорошо известна в России, поскольку в 30-х годах через тогдашнего Недлера велись знаменитые сталинские «распродажи» эрмитажных богатств. Его же стараниями шедевр Ван Гога «Ночное кафе в Арле» из московского Музея нового западного искусства перекочевал в закрома американского «короля швейных машинок» некого Кларка.

В конце концов собрание получилось небольшим, но отборным. 

Наиболее представительная его часть — искусство Франции с ХVI века до 60-х годов XX. Это и естественно — в Бразилии из всех культурных влияний французское всегда оставалось преобладающим. Еще в конце XVIII века группа художников-соотечественников обосновалась в местечке Тежуку, недалеко от Рио. Именно они заложили основы бразильской художественной культуры. В Университете Сан-Паулу преподавание до конца 60-х годов велось на французском языке. Да и сам университет прославился благодаря французу. Здесь один из основоположников структурализма, Клод Леви-Стросс, основал в середине 30-х годов кафедру антропологии, отсюда он отправлялся в экспедиции для изучения индейцев и здесь собрал материал для «Печальных тропиков» — бестселлера 1950-х. 

В коллекции вполне отразились вкусы как самого Барди, так и его именитых партнеров. Благодаря Вильденштейну в фонде MASP появились редкие работы классиков XVI—XVIII веков, Франсуа Клуэ и Николя Пуссена, причем сан-паульская картина последнего — раритет во всех смыслах. И размеры его нестандартно велики (почти 2х4 м), и сюжет редок — «Переодетый Гименей на жертвоприношении богу-фаллосу Приапу». 

Далее следуют самые громкие имена их соотечественников: Шардена, Буше, Фрагонара, Наттье, представленного отменной серией женских портретов «Четыре стихии»… А вот и парижский XIX век, достойно представленный в сердце Бразилии любимцами того же Вильденштейна, — Коро и Энгр, Делакруа и Домье. Имеются и нетривиальные (порой до такой степени, что самая их атрибуция вызывает споры) шедевры импрессионистов и постимпрессионистов. Скажем, странный портрет «Охотника за львами Эжена Пертюисэ» кисти Эдуара Мане. Или — эпатажное (139х135 см) и, судя по всему, неоконченное изображение Поля Вио, кузена Тулуз-Лотрека, в мундире адмирала XVIII века, принадлежавшее кисти знаменитого родственника. Это один из редчайших образцов крупноформатных полотен, к которому художник приступил перед самой смертью. Кстати сказать, у этого парадоксального полотна безукоризненный, как говорят антиквары, провенанс (происхождение): Барди купил картину непосредственно у кузины художника, и ее подлинность не вызывает сомнений. А вот путь до Сан-Паулу одной из самых ранних удач Поля Сезанна, «Натурщика Сципиона» (1866— 1868), был более извилист и любопытен: картину первого постимпрессиониста купил его «отец в искусстве», первый импрессионист Клод Моне. А сын последнего, Мишель, в свою очередь, продал ее MASP. Вот, кстати, и очередное свидетельство разветвленных связей Пьетро Барди на высшем художественном уровне. 

Помимо французской впечатляет и итальянская коллекция музея, сформированная в основном из миланских и римских галерей, с которыми сотрудничал Барди. Здесь преобладает старое искусство — от икон XIII—XIV веков до конца XVIII века. И также — сплошные громкие имена: Мантенья, Джованни Беллини, Рафаэль, Тициан, Тинторетто — понемногу от каждого гения. Почему-то к разделу итальянского искусства отнесены отменные портреты Амедео Модильяни (бесспорный бриллиант этой мини-коллекции — неоконченный портрет мексиканца Диего Риверы), хотя обычно его причисляют к Парижской школе. А вот русский авангардист Михаил Ларионов в томе каталога размещен, напротив, не по месту рождения, а по парижской «прописке» — в разделе французского искусства.

Художественный музей Сан-Паулу расположен по адресу: проспект Паулиста, 1578. 
Ближайшая станция метро Trianon/MASP. 
Открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 18 часов (касса закрывается в 17.00). На время Национального карнавала закрывается, как, впрочем, и большинство учреждений Бразилии (в 2006 году Карнавал проводился с 27 февраля по 1 марта). 
Билет стоит 10 реалов (чуть менее трех долларов). Студенты могут взглянуть на экспозицию за полцены. Для детей младше десяти лет и пожилых людей старше шестидесяти вход бесплатный. С 9 до 15 часов со вторника по воскресенье работают детские художественные студии. 
В здании имеется ресторан, работающий с 11 до 16.30, а также лавка, которая торгует предметами искусства с 11 до 17.30.

***

Основатель Скансена (Швеция, Стокгольм) Артур Хазелиус и купил в 1891 году небольшой участок «с целью заложить музей, не имеющий аналогов, а именно фольклорный культурно-исторический музей под открытым небом».

В начале 1870-х годов Спасаясь от голода и нищеты, четверть населения тогда еще преимущественно сельскохозяйственной Швеции эмигрировала в Америку. А вместе с ними постепенно исчезал и определенный тип культуры со всеми ее материальными атрибутами.
Свою миссию по спасению исчезающей сельской Швеции он начал с коллекционирования крестьянской одежды. Затем последовали старинные постройки, мебель, домашняя утварь и рабочие инструменты. Причем с самого начала коллекционер-любитель вел строгую регистрацию поступлений, указывая, откуда они, кем изготовлены и кто их использовал. 
В 1873 году Хазелиус впервые представил свою коллекцию публике, разместив ее на центральной улице Стокгольма под гордым названием «Скандинавское этнографическое собрание». Посетителей встречали макеты крестьянских изб с подлинными предметами интерьера, а дополняли композицию куклы-манекены в национальных костюмах. Несколько лет спустя, на Всемирной Парижской выставке 1878 года, Хазелиус получил за свою экспозицию золотую медаль. После чего уже со всех концов страны из богатых семей и разоряющихся мастерских стали приходить посылки с домашней утварью и ненужными рабочими станками. В 1880 году он переименовал разросшуюся коллекцию в «Музей северных стран» и добился того, что король выделил на Юргордене участок под строительство музейного здания. Оно началось в 1888 году, а завершилось лишь к 1907-му, спустя шесть лет после смерти Хазелиуса.
 

***

Валерий АФАНАСЬЕВ окончил Московскую консерваторию у Э.Г.Гилельса. Лауреат международных конкурсов имени И.С. Баха в Лейпциге (I премия, 1969) и имени королевы Елизаветы в Брюсселе (I премия, 1972). С 1974 года живёт за рубежом (в настоящее время во Франции). Концертирует в странах Европы, США, Японии. Выступал с известными оркестрами Европы, в том числе с Берлинским филармоническим, Лондонским Королевским филармоническим, оркестром Мариинского театра.

На фирме "Denon" записал "Багатели" Бетховена, пьесы (соч. 116-119) Брамса, "Картинки с выставки" Мусоргского, три последние сонаты Шуберта. Его интерпретации хорошо известных сочинений поражают неординарностью, свежестью и глубиной. В последние годы В.Афанасьев занимается дирижированием. Много времени посвящает литературному творчеству: восемь романов, две пьесы, рассказы, эссе, комментарии к "Божественной комедии", стихи - написаны им на английском языке, два романа и девять лекций о музыке - на французском. Книга стихов Валерия Афанасьева "Back to the U.S.S.R" была выпущена в Петербурге в качестве приложения к альманаху "Петрополь". Известный коллекционер вин (около 2500) и старинной мебели (от Режанс до Наполеона III). Сейчас живёт в Версале.

*** 

Джон Ноймайер - руководитель Гамбургского балета, хореограф, одержимый "Русскими сезонами".
Этот 67-летний американец, всю жизнь проработавший в Германии, собрал, пожалуй, крупнейшую коллекцию раритетов, связанных с главным героем первых "сезонов" — Вацлавом Нижинским. Да и о самой дягилевской антрепризе, ее персонажах и художественных событиях коллекционер-хореограф (по первому образованию театровед) знает едва ли не больше всех в мире, включая профессиональных историков.

*** 

На аукционе Christie’s в Лондоне было продано яйцо Фаберже (The Rothschild Faberg- Egg) за рекордную сумму в 9,2 миллиона фунтов стерлингов (18,5 миллиона долларов). Покупателем стал российский коллекционер, директор частного Русского национального музея и один из главных московских знатоков Фаберже Александр Иванов. Он пообещал привезти яйцо в Россию и хранить его там. «В нашей коллекции уже есть два яйца Фаберже – это яйцо из карельской березы 1917 года и неоконченное яйцо царевича Алексея. Мы ведем переговоры о приобретении еще одного пасхального яйца Фаберже, и может быть, скоро мы выставим их все вместе», – добавил Иванов. 
 
***

 

Благодаря своему фантастическому состоянию Элтон Джон может считаться одним из величайших коллекционеров современности. Однако предметом его коллекционирования является не картины и прочие произведения искусства, а машины, шляпы, дома и очки. Джон – «Лучший очкарик Соединенного Королевства» - обладатель гигантской коллекции очков (более 20 тысяч!).

 

 

Другие Коллекционеры очков

В десятке самих известных очкариков оказались также актер Johnny Depp и певец Jarvis Cocker. Из известных российских звезд заядлый коллекционер солнцезащитных очков – певица Земфира, их у нее уже несколько сотен. Очки собирает и Аркадий Укупник.

***

Григорий Лепс  собирает старинные книги и бильярдные кии, откуда такая любовь к раритетам?
– Мой покойный дядя собирал книги, и у меня теперь тоже есть небольшая коллекция, а еще я коллекционирую иконы. Не все книги, которые удалось собрать, я читал: это невозможно. Но любимые произведения перечитываю время от времени.

По материалам Интернета

 



Источник | | Автор: сборник
| Категория: О людях
| Теги: коллекционер, коллекция
01.12.09 Просмотров: 10332 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 4
avatar
0
4 Максим • 11:44, 09.01.13
Картина Скрынникова "Ленин с детьми" 1989 года помогите оценить.
avatar
0
3 Евгений • 15:12, 05.06.12
Продам замечательную картину,голая девушка в объятиях.Картине примерно 30 лет. Мой Email:Mr.Forward91@inbox.ru
avatar
0
2 Александр • 23:49, 18.03.11
ПРИВЕТ Сколько стоят нынчи золотые очки HARDY
avatar
0
1 antikvarius • 13:17, 01.12.09
Не стесняйтесь,присоединяйтесь к нашему проекту. biggrin
Ссылки на интересные материалы о коллекционерах и коллекциях приветствуются. up

Свои коллекции Вы можете выставить здесь. Или написать нам, и мы создадим Вашу персональную рубрику.

Коллекция авторов проекта.

avatar