Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты

Хранительница музея в Одессе раскрывает секреты живописной коллекции


Каждое произведение искусства, если копнуть его историю поглубже, вдохновлено какой-нибудь женщиной. Об этом точно знает хранительница собрания Одесского Художественного музея Людмила Еремина.

- За то время, что я работаю в этой должности, то есть с 1974 года по сегодняшний день, музейная коллекция пополнилась на шесть тысяч единиц, - говорит Людмила Еремина. – Все они прошли через мои руки. Собственно, я держала в руках все девять с половиной тысяч единиц нашего собрания, знаю тут каждую работу. Очень люблю рано утром пройтись по пустым залам, когда в окна светит солнце. При разном освещении открываю для себя в давно знакомых картинах что-то новое. 

И чтоб никто не догадался…

Жизнь любого произведения от мастерской художника и до последнего владельца способна стать основой целого романа. Людмила Еремина с особым удовольствием всегда останавливается перед пленительным «Портретом Алафузовой» кисти Серова – вот с ним была связана целая детективная история.

Одесский коллекционер Брайкевич, непременно желая заполучить этот шедевр, договорился с моделью художника, супругой известного промышленника, о том, что в семейном собрании останется копия, оригинал же будет продан ему. А чтобы муж ни о чем не догадался, на оборотной стороне холста повторили дату написания, но слегка переставили цифры.

Много любопытного выясняется, когда работа попадает в реставрационный центр – многие помнят историю, как старинная икона из Художественного музея оказалась на поверку на 200 лет старше! А вернувшийся в музей после похищения «Морской вид» Айвазовского обрел такую загадочную историю, которая окончательно прояснится только с помощью правоохранительных органов, до сих пор выясняющих, кто же именно совершил дерзкую кражу.

Джульетты, студентки, амазонки и просто красавицы

Пройдя по залам основной экспозиции, хранительница приводит нас в святая святых – фонды. Здесь даже интереснее, потому что работы совершенно незнакомые. Ради какой-нибудь тематической выставки их могут поместить в залы, но потом прячут обратно. В любом случае Людмилу Анатольевну на рабочем месте окружают живописные полотна. Вот уральский пейзаж кисти Аполлинария Васнецова, брата знаменитого Виктора Васнецова – величие, мастеровитость…

А какие женские образы. Вот дама в амазонке на лошади, написанная польским художником Януарием Суходольским в сороковые годы позапрошлого столетия – изящество фигурки заставило известного баталиста, чьими творениями восхищались Николай I и члены семьи Наполеона Бонапарта, создать вот такой «пустячок», дышащий академическим покоем. А вот картины советских художников – тут свои приметы, какой-то бьющий через край оптимизм, уверенность в завтрашнем дне – студентки в белых носочках и с конспектами в руках. И рядом «Ромео и Джульетта» кисти Маковского – сумеречная обреченность.

Хотя в фондах и применяется так называемая «ковровая» развеска, хранительница следит за тем, чтобы работы не «убивали» друг друга своим соседством, не подавляли впечатление друг от друга. Получается!

Зинаида пишет Зинаиду

Еще ждет своего часа женский портрет кисти замечательной художницы Зинаиды Серебряковой. На нем изображена тезка автора, Зинаида Мартыновская, супруга знаменитого ученого Владимира Мартыновского, профессора, ректора Одесского холодильного института.

- Это портрет советской дамы, сделанной в счастливое для нее время, - рассказывает Людмила Еремина. – В начале 60-х годов чета Мартыновских находилась в Париже, где в эмиграции жила Зинаида Серебрякова. 

Тогда супруги и подружились с художницей, встретившись на приеме в посольстве СССР во Франции, пригласили на прогулку по окрестностям Парижа, на что уже пожилая и достаточно скромно живущая Серебрякова с радостью согласилась. Художница предложила супругам написать их портреты. Но когда пришла пора расплатиться, оказалось, что взятых с собою денег хватит только на одну картину. Пара решила приобрести портрет мужа.

А спустя годы Зинаида Мартыновская написала наследникам Серебряковой и попросила передать свой портрет Одесскому Художественному музею. Ей пошли навстречу – в 1990 году, после выставки памяти Серебряковой, передали портрет в Одессу.

- Я сама взяла его под мышку и принесла вместе с тогдашним нашим директором Натальей Иосифовной Касько показать Зинаиде Николаевне, которая в то время уже не могла ходить, - рассказала хранительница собрания музея. - Вы знаете, я повесила ее портрет рядом с портретом мужа, и несколько часов Мартыновская не сводила глаз с этих портретов, возвращаясь в свое счастливое прошлое. Ведь она пережила мужа, но любовь не покинула ее сердце.

Дарите музеям полотна

Хранительница музейной коллекции призналась нам, что за годы независимости Украины музеи не получили ни копейки на пополнение своих фондов. Это очень досадно, поскольку собрания пополняют только частные галереи, а музеи вынуждены ждать подарков. К тому же не всегда то, что преподносят художники, достойно музейного собрания. Музей же не резиновый, а о строительстве нового депозитария, то есть хранилища, пока не может быть и речи.
 

И совсем уж неприятно, когда подаривший свою картину живописец тут же требует выписать ему какую-то справку с благодарностью. Сделать это нетрудно. Только как-то идет вразрез с одесскими традициями благотворительности. Вот градоначальник Маразли подарил в свое время весь этот музей городу, так что ж теперь мелочиться, щеки раздувать? Делать добро следует не напоказ, а в расчете на то, что кто-нибудь через годы пройдет по музейным залам, взглянет на твой подарок и откроет для себя нечто новое.



Источник | | Автор: Мария Гудыма, Алексей Кравцов(фото)
| Категория: Музейные раритеты
| Теги: искусство, коллекционер, музей, коллекция, живопись
11.03.10 Просмотров: 6084 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar