Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты

Коллекции Центрального музея связи имени А.С. Попова


За 130 лет существования Центральный музей связи имени А.С. Попова сформировал богатейшие аппаратурные собрания по всем отраслям связи: почтовой, телеграфной, телефонной, радиосвязи, радиовещания, телевидения, космической связи. Основу музейных фондов положили телеграфные и телефонные коллекции, сложившиеся в недрах Телеграфного и Почтового департаментов в середине ХIХ столетия, задолго до открытия музея.

О времени разработки в 1832 году П.Л. Шиллингом первого электромагнитно- го телеграфа и прокладки в Санкт-Петербурге первых телеграфных линий в Телеграфном департаменте постепенно накапливались образцы техники, служившие наглядными пособиями при обучении телеграфных чинов. Большую часть приборов составляли телеграфы, изготовленные немецкой фирмой «Сименс и Гальске», которая с 1853 года занималась строительством телеграфных линий в Российской империи.

Аналогичным образом формировались коллекции Почтового департамента. Первой систематизированной почтовой коллекцией стала коллекция знаков почтовой оплаты. Ее начало положили штемпельные конверты Санкт-Петербургской городской почты, введенные в обращение в 1845 году. В 1848 году к ним добавились штемпельные конверты общегосударственного образца, а в 1857 году - первые отечественные почтовые марки с соответствующими подготовительными материалами. По мере выпуска новых знаков почтовой оплаты их первые образцы пополняли ведомственные альбомы. В департаменте также накапливались образцы почтовых печатей, штемпелей, других почтовых принадлежностей.

Уличный почтовый ящик 1848 г.

Вокзальный почтовый ящик. Конец XIХ в.

Впервые коллекции Телеграфного и Почтового департаментов были обнародованы в 1872 году на Московской Политехнической выставке, организованной императорским Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Выставка проходила с мая по сентябрь на территории Московского Кремля. Телеграфная и почтовая экспозиции помещались в общем павильоне, сооруженном во Втором Кремлевском саду архитектором В.Н. Корнеевым на средства Министерства внутренних дел, в состав которого в то время входили оба департамента. Телеграфная экспозиция выставки включала отечественные и зарубежные телеграфные аппараты различных систем, применявшиеся на территории Российской империи, телеграфные карты, образцы телеграфных проводов и кабелей, электроизмерительные приборы, источники питания, телеграфные инструменты и многое другое. Почтовая экспозиция показывала альбомы со знаками почтовой оплаты, почтовые карты и дорожники, почтовые сумки, модели почтовых экипажей, макеты способов перевозки почты, рисунки формы одежды почтовых служащих и другие почтовые принадлежности. На выставке работало показательное почтовое отделение, которое принимало и выдавало корреспонденцию посетителям и участникам. По всей выставочной территории были установлены почтовые ящики для опускания писем. Почтово-телеграфный павильон имел большой успех у публики и даже удостоился посещения императора Александра II, который выразил свое одобрение увиденным. Обозрение главой государства почтово-телеграфных коллекций во многом способствовало их официальному признанию и приданию им музейного статуса. Организаторы выставки также отметили важное научное и историческое значение почтово-телеграфной экспозиции.

Пантелеграф Казелли. Вторая половина XIX в.

Автомат для продажи почтовых марок. Начало ХХ в.

После закрытия выставки по инициативе директора Телеграфного департамента тайного советника К.К. Людерса телеграфные коллекции были перевезены в Санкт-Петербург во вновь организованный Телеграфный музей. Из телеграфных контор в музей поступили вышедшие из употребления аппараты и инструменты. Помощь молодому музею оказали многие учреждения, фирмы, ученые, частные лица. К примеру, Императорская Академия наук передала музею первый телеграфный аппарат П.Л. Шиллинга. Наследники российского академика Б.С. Якоби подарили его оригинальные телеграфные аппараты. Немецкая электротехническая компания «Сименс и Гальске» прислала образцы своей телеграфной продукции. В 1887 году в музей поступили первые телефонные аппараты производства американской компании «Белл».

Создание Почтового музея задержалось из-за отсутствия у Почтового департамента подходящего помещения. Поэтому экспонаты почтовой экспозиции Политехнической выставки были переданы для временного хранения в Московский исторический музей. Лишь в 1889 году, когда Почтовый и Телеграфный департаменты были уже объединены в Главное управление почт и телеграфов, почтовые экспонаты перевезли в Санкт-Петербургский Телеграфный музей, который после этого стал именоваться Почтово-Телеграфным. Хранившиеся в Главном управлении почт и телеграфов коллекционные альбомы с экземплярами отечественных и иностранных марок были также переданы в музей.

В дальнейшем пополнение музейных коллекций происходило за счет эпизодических поступлений из Почтово-телеграфных округов, почтовых и телеграфных учреждений отслуживших свой срок аппаратов, измерительных приборов, других принадлежностей. Пополнению музейных фондов способствовало также участие Почтово-телеграфного управления в международных и отечественных выставках. Модели и макеты, изготовленные для выставок, по их окончании поступали в музей. Так после Всемирной чикагской выставки 1893 года в музей были переданы 10 художественных макетов способов перевозки почт в разных районах России. С 1909 года музей стал регулярно получать все выпускаемые знаки почтовой оплаты. По мере возникновения новых видов электрической связи в музей поступали образцы этой техники.

Принадлежность Почтово-телеграфного ведомства к Министерству внутренних дел предопределило статус музея. Первые полвека своего существования он являлся закрытым ведомственным учреждением. Доступ в музей имели лишь чины МВД, Почтово-Телеграфного ведомства, учащиеся профессиональных учебных заведений и специально приглашенные лица. Посторонние лица могли посетить музей лишь по специальному приглашению или в составе делегаций.

Настенный телефон фирмы Белл. 1882 г.

Телефонный коммутатор Гиллелянда. 1882 г.

Спокойное существование музея было нарушено со сменой политической власти в России в 1917 году. За период Гражданской войны 1918-1922 годов музей сменил несколько адресов. К сожалению, все эти поспешные и мало продуманные перемещения музейных коллекций не прошли для них бесследно. В дороге экспонаты неизбежно получали повреждения, а в 1922 году во время пожара на складе НКПиТ в Москве сгорела часть уникальных аппаратов и макетов. Положение стало постепенно стабилизироваться лишь после переезда музея, ставшего к тому времени музеем Народной связи, в здание бывшего дворца князя А.А. Безбородко. Экспонаты, пострадавшие при переездах, отреставрировали, у организаций и частных граждан приобрели много интересных предметов. Особо ценными пополнениями музейных фондов стали коллекция приборов Нижегородской радиолаборатории, переданная в музей после расформирования самой лаборатории, а также коллекция приборов основоположника радиосвязи А.С. Попова, поступившая в музей из Кронштадтского морского училища и Ленинградского электротехнического института.

Трудными временами для музейного собрания стали годы Великой Отечественной войны. В первые военные месяцы по распоряжению Комитета обороны из музейных коллекций были безвозвратно изъяты все пригодные для армии приборы электросвязи выпуска 1930-40-х годов. Эта участь постигла телеграфные аппараты, телефоны военно-полевого типа, радиопередатчики, профессиональные и бытовые радиоприемники. Причем бытовая аппаратура предназначалась исключительно для разборки на запасные радиодетали.

Победное окончание Великой Отечественной войны совпало с 50-летием радиосвязи и переименованием музея в Центральный музей связи имени А.С. Попова. Начиная с 1950 года, в течение четверти века музей успешно функционировал и пополнял свои аппаратурные фонды. По решению Министра связи предприятия министерства передавали в музей первые образцы своей продукции. Однако после закрытия здания музея на капитальный ремонт, регулярные аппаратурные поступления от предприятий постепенно были приостановлены. Последние годы ХХ столетия музей комплектовался исключительно благодаря энтузиазму и личным связям музейных сотрудников с представителями учреждений связного профиля, а также частной инициативе отдельных граждан, которые передавали в музей хранившиеся у них бытовые приборы электросвязи.

В настоящее время аппаратурные фонды музея состоят из шести тематических собраний различной техники связи: почтовой, телеграфной, телефонной, радиосвязи и радиовещания, телевизионной, космической. Общее количество единиц хранения превышает 14 000 наименований, причем под одним наименованием может находиться до десятка и более входящих в комплект приборов.

Почтовое собрание музея включает ряд тематических коллекций: формы одежды и оружия почтовых служащих, почтовых сумок, баулов, сундуков, почтовых рожков, поддужных колокольчиков, почтовых весов и разновесов, письменных почтовых принадлежностей, почтовых ящиков, вывесок почтовых учреждений, устройств для механизации и автоматизации почтовых операций, моделей почтовых транспортных средств, макетов средств перевозки почты и других предметов из истории почтовой связи. Впечатляет коллекция почтовых штемпелей и печатей, насчитывающая более 7 тысяч наименований. Одной из почтовых коллекций музея является коллекция знаков почтовой оплаты. Она объединяет марки и маркированную продукцию (конверты, карточки), а также подготовительные филателистические материалы (оригиналы, проекты, эссе, образцы). Вследствие широкого увлечения населения коллекционированием марок, а также простоты и дешевизны производства филателистических товаров, продукция эта выпускалась массовыми тиражами, благодаря чему коллекция знаков почтовой оплаты разрослась до громадных размеров и насчитывает сегодня более 8 миллионов единиц хранения.

Телеграфное собрание музея охватывает все периоды развития телеграфной техники и подразделяется на следующие основные коллекции: оптических телеграфов (семафорный и световой телеграфы), первых электрических телеграфов (телеграфы П.Л. Шиллинга, Б.С. Якоби, И.Н. Деревянкина и др.), телеграфов системы Морзе (рельефные, пишущие, слуховые и автоматические телеграфы отечественных и иностранных фирм), буквопечатающих телеграфов (систем Юза, Бодо, Муррея и др.), телетайпов (отечественного и иностранного производства), каналообразующей телеграфной аппаратуры (центрального и абонентского телеграфа), факсимильной аппаратуры (электрохимический телеграф, фототелеграфная аппаратура), телеграфных принадлежностей (ключи, измерительные приборы, громоотводы, реле, вызывные приборы и др.).

Телефонное собрание музея дает представление о развитии телефонной связи и охватывает следующие коллекции: телефонных аппаратов (абонентские и специальные аппараты отечественного и иностранного производства), коммутаторного оборудования (ручные и автоматические коммутаторы различных систем), аппаратуры уплотнения, измерительных приборов, кабелей, линейных изоляторов, телефонных принадлежностей (микрофоны, телефоны, вызывные устройства и др.).

Музейное собрание аппаратов радиосвязи и радиовещания включает коллекции: приборов А.С. Попова (первые телеграфный и телефонный радиоприемники, физические приборы, промышленная аппаратура системы А.С. Попова), радиоаппаратуры завода Морского ведомства, радиоаппаратуры завода Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов, радиоаппаратуры иностранных фирм «Дюкрете», «Сименс и Гальске», «Маркони» и др. приборов Нижегородской радиолаборатории, общегосударственной связи (приемная и передающая), ведомственной связи, радиовещательных приемников (ламповые и транзисторные), аппаратуры записи и воспроизведения звука (механической, оптической и магнитной записи), электровакуумных приборов (передающие, приемно-усилительные, выпрямительные лампы и др.).

Телевизионное собрание музея состоит из коллекций: аппаратуры с механической разверткой (приемная и передающая), оборудования передающих телевизионных центров (каналообразующая телевизионная аппаратура, телекамеры, видеомагнитофоны и др.), бытовых телевизионных приборов (ламповые и транзисторные телевизионные приемники черно-белого и цветного изображения, видеомагнитофоны, телевизионные приставки), передающих телевизионных трубок, кинескопов.

Собрание аппаратов космической связи пока немногочисленно и включает приемную аппаратуру наземной станции спутниковой связи «Орбита», приемные устройства системы спутниковой связи «Экран», макеты связного искусственного спутника Земли «Молния-1» и наземных станций спутниковой связи «Орбита» и «Интерспутник» и др.

Коллекция аппаратов нового вида связи «Передача данных» только начала собираться и состоит из нескольких персональных компьютеров отечественного производства.

Настенный телефон фирмы Эрикссон. Начало ХХ в.

Транзисторный радиоприемник «Атмосфера». Вторая половина ХХ в.

Всю свою долгую историю музей изучает и сохраняет историю развития отраслей связи. Благодаря участию предприятий и учреждений связного профиля происходит и основное комплектование музейных фондов. Будущее музея и его уникальных коллекций связано с завершением капитального ремонта музейных зданий, что всецело зависит от объема его финансирования. Начавшийся в 2002 году интенсивный капитальный ремонт вселяет надежду на скорое возрождение музея.

 

Знаки и эмблемы связистов

 

Первым символом отечественной связи, которую первоначально представляла только почта, был почтовый рожок. Наиболее раннее изображение берестяного рожка в руке пешего гонца приведено на миниатюре в «Новгородской псалтыри» ХIV века.

Начиная с 1666 г., официальными эмблемами российской почты стали одиночный почтовый рожок и государственный герб в виде двуглавого орла. Сохранилось письменное описание форменного кафтана российских почтарей, обслуживавших в то время регулярную международную почтовую линию Москва-Вильно, которое свидетельствует, что рожок помещался на груди слева, а герб - справа. Какое начертание было у рожка, доподлинно не известно. Такие эмблемы нашивалась на форменную одежду почтарей регулярных линий до конца XVII века.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

После Указа 1693 года почтарям стали выдавать наплечные кожаные сумки с жестяными бляхами, на которых были нарисованы только двуглавые орлы. В 1696 году такие же бляхи появились у почтарей на груди. На протяжении всего следующего столетия на почтовой одежде, почтовых экипажах, вывесках почтовых контор помещалась только эмблема с государственным гербом, символизирующим государственный характер российской почты, причем изображение герба в разные годы менялось.

В конце XVII века на нагрудных бляхах почтальонов вместо герба появился новый почтовый знак - два симметрично расположенных перекрещенных почтовых рожка, увенчанных короной и обрамленных лавровыми ветвями (Рис.1). После почтовой реформы 1830 года стала использоваться почтовая эмблема, объединившая в себе государственный герб и перекрещенные рожки под ним. Такая эмблема помещалась повсеместно - на нагрудных бляхах и головных уборах почтовых работников, на почтовых экипажах и железнодорожных вагонах, на официальных бланках и вывесках почтовых учреждений. Начертание самих рожков не было строго регламентировано. Рожки изображались или витыми, или прямыми. Управление перевозки почт, имело самостоятельный знак с изображением паровоза и перекрещенных витых рожков, соединенных шнуром (Рис.2).

Телеграфное ведомство, возникшее во второй половине ХIХ столетия, использовало свой знак в виде перекрещенных стрел (Рис.3). Эмблемой телеграфного ведомства служило изображение государственного герба и перекрещенных стрел под ним.

В 1885 году, через год после объединения Почтового и Телеграфного Департаментов в единое ведомство, был учрежден знак почтово-телеграфного ведомства, объединивший в себе почтовый и телеграфный знаки. Почтово-телеграфный знак употреблялся как самостоятельно, так и в сочетании с государственным гербом. Но никогда в лапы двуглавого орла вместо скипетра и державы не помещались почтовые рожки или стрелы - это могло быть расценено как неуважительное отношение к символу государства.

В первые годы советского периода на эмблеме Народного комиссариата почт и телеграфов РСФСР изображались серп и молот, перекрещенные рожки и стрелы на фоне снопов пшеницы и железнодорожных колес (Рис.4). Несколько позже вновь возвратились к дореволюционным знакам почтовому и почтово-телеграфному (Рис.5). Затем на долгие годы эмблемой ведомства связи СССР стало изображение перекрещенных стрел в сочетании с серпом и молотом.

Рис.4

Рис.5

В постсоветский период, указами президента были восстановил геральдические традиции почты и электросвязи- эмблема и флаг. Поначалу эмблема представляла собой изображение двуглавого орла, в лапах которого вместо традиционных символов государственной власти - скипетра и державы были помещены почтовые рожки, соединенные с перекрещенными стрелами. Такое вольное обращение с государственным гербом никак нельзя было назвать удачным. Поэтому позднее двуглавому орлу на эмблеме были возвращены его многовековые символы - скипетр и держава, а перекрещенные почтовые рожки и стрелы стали помещаться, как и до 1917 года, ниже герба.

В. К. Марченков, главный хранитель Центрального музея связи им. А.С. Попова

 

 

Приборы механического телевидения

 

Наиболее интересными экспонатами в коллекции телевизионной аппаратуры Центрального музея связи имени А.С.Попова являются приборы, относящиеся к начальному периоду телевизионного вещания в нашей стране.

Впервые термин «телевидение», происходящий от греческого «tele» - далеко и латинского «visio»-видеть, прозвучал в докладе нашего соотечественника К.Д. Пертского на IV Международном электротехническом конгрессе в Париже в 1900 г. Однако он не сразу был принят во всеобщее обращение, и еще долгое время существовали разночтения в определении этого нового направления в науке и технике. В англоязычных странах термин television был принят в 1909 году.

Телевидение прошло большой и интересный путь в своем развитии от первых идей до практической реализации.

Телевизор завода им. Коминтерна 1932 г.

Телевизионный передатчик ЦНИИС 1935 г.

Нашим современникам в большинстве трудно даже представить, что можно было смотреть изображение не на экране всем нам привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом или даже бумажном диске с отверстиями, или при помощи винта, выполненного из 30 зеркальных полосок и других подобных приспособлений, которые никоим образом в настоящее время не ассоциируются у нас с понятием приема и передачи телевизионного изображения.

Уже простейший телеграф принципиально давал возможность передавать на расстояние изображение. Для этого достаточно было договориться о способе деления изображения на элементы. Причем изображение тем лучше, чем на большее количество элементов оно разделено. Неудивительно поэтому, что первые проекты аппаратов для передачи изображения были предложены вскоре после изобретения телеграфа (так, к примеру, в коллекции нашего музея хранятся подлинные уникальные аппараты для передачи неподвижных изображений - телеграфные аппараты итальянского изобретателя Д. Казелли, применявшиеся в середине ХIХ века для связи между Петербургом и Москвой).

Но передача одного неподвижного изображения никак не могла обеспечить телевидения, то есть передачи движущихся изображений

Открытие в 1873 г. У.Смитом и Дж. Мейем (Англия) светочувствительности селена (внутренний фотоэффект) и создание А.Г. Столетовым (Россия) в 1888 г. фотоэлемента с внешним фотоэффектом послужило толчком к созданию первых систем «видения на расстоянии».

С этой точки зрения первый телевизионный передатчик предложил в 1878 году португальский физик Адриано де Пайва. Авторами первых телевизионных проектов были французский изобретатель Константин Сенлек (1879 г.), английские электротехники Джон Перри и Вильям Эдвард Эйртон (1880 г.), американский служащий Джордж Кери (1880 г.), российский изобретатель Порфирий Иванович Бахметьев (1880 г.). В основу этих проектов, была положена развертка изображения на отдельные элементы с помощью механических устройств.

Краеугольным камнем в истории телевидения можно считать знаменитый прект П. Нипкова, разработанный им в 1884 году в Германии - диск Нипкова со спирально расположенными отверстиями.

Долгое время дальше проектов в области телевидения дело не шло. И не потому, что проекты были плохи или недостаточно продуманны для того времени. Инерция селена доставляла очень много огорчений немногочисленным, но упорным и настойчивым пионерам телевидения. Неудачи всех разработок были обусловлены главным образом низким уровнем техники. Практическое телевидение стало возможно лишь после значительных успехов в деле лампового усиления слабых токов, создания чувствительных фотоэлементов, безинерционных модуляторов света (газосветных ламп) и т.д.

Не вдаваясь далеко в историю, мы хотим рассказать только о начальном этапе внедрения телевидения в нашу жизнь (о коллекции механического телевидения, хранящейся в нашем музее).

Само понятие механическое телевидение трудно укладывается в нашем современном понимании этого предмета, так как еще со школьной скамьи все знают, что развертка изображения в телевидении производится при помощи электронного луча. Вместе с тем термин - «механическое» или, как его еще называли, «малострочное телевидение» - полностью отражает сущность телевизионной системы, использовавшейся для осуществления телевизионного вещания на начальном этапе.

В 1925 году в наиболее развитых в промышленном отношении странах начались экспериментальные работы по телевидению, принявшие широкие масштабы и массовый характер. Бэрд в Англии и Дженкинс в Америке построили действующие передатчики с дисками Нипкова.

В нашей стране работы в области механического телевидения начались примерно в 1924-1925 гг. В 1927 г. в Москве происходила первая публичная демонстрация силуэтных движущихся изображений. В более широких масштабах аппаратура механического телевидения стала разрабатываться с 1928-1930 гг. в Москве (ВЭИ и ЦНИИС) и в Ленинграде (Ленинградский физико-технический институт, ЦРЛ, Центральная лаборатория проводной связи).

Исследовательские работы по телевидению, проведенные в разных странах, привели к созданию телевизионной аппаратуры, позволившей начать телевизионное вещание по системе с оптико-механической разверткой изображения в США (1927 г.), Англии (1928 г.), Германии (1929 г.).

Пробные передачи механического телевидения по радио из Москвы в Ленинград были проведены 29 апреля и 2 мая 1931 г. на волне 56,6 м, а с 1 октября того же года начались регулярные передачи через московские радиовещательные станции - изображение передавалось через радиостанцию МОСПС на волне 379 м (полоса модулирующих частот 7 500 Гц), а звуковое сопровождение - через так называемый опытный передатчик НКПиТ на волне 720 м. Передачи были организованы ВЭИ совместно с Московским радиотехническим узлом (МРТУ) НКПиТ.

Значение этого события заключалось в практическом доказательстве того, что в нашу жизнь вошел новый способ общения людей: можно не только слышать, но и видеть, что делается за тысячи километров (передачи из Москвы могли смотреть телезрители в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Харькове, Одессе, Томске и других городах страны). Кроме того, оно привлекло внимание к телевидению государственных организаций. Так уже в 1932 году при разработке второго пятилетнего плана телевидению было уделено большое внимание.

Первый телевизионный передатчик имел алюминиевый диск с 30 квадратными отверстиями размером 0,8х0,8 мм, вращавшийся со скоростью 12,5 оборотов в секунду. Размер кадра равнялся 32х24 мм. В качестве источника света использовалась однокиловатная кинопроекционная лампа. В передатчике были установлены два калиевых фотоэлемента. Телевизионная аппаратура была разработана в ВЭИ под руководством П.В. Шмакова и В.И. Архангельского.

Первый телевизор также имел алюминиевый диск (диаметр 300 мм) с удвоенной спиралью квадратных отверстий размером 0,7х0,7 мм. Размеры кадра -28х21 мм. В качестве светового модулятора использовалась неоновая лампа.

Качество передач механического телевидения было низким, так как разложение изображения осуществлялось всего лишь на 30 строк (1 200 элементов) при 12,5 кадрах в секунду, а размер экрана у телевизора ВЭИ был меньше спичечного коробка, но то же было и в других странах. Тем не менее, получение и такого изображения казалось тогда большим достижением. Существенным же преимуществом этой системы для того времени было то, что изображение принималось на весьма больших расстояниях и производило незабываемое впечатление уже самой возможностью видеть через далекие расстояния (через леса и горы).

В 1963 году один из создателей и организаторов телевизионного вещания в нашей стране П.В. Шмаков вспоминал: «У меня до сих пор стоит перед глазами телевизионное изображение, принятое в 1932 году в Москве из Германии. Его не могли изгладить после виденные мною изображения на 819 строк во Франции, цветные изображения на большом экране 3х4 метра в Америке и Голландии и стереототелевизионные изображения у себя в лаборатории...».

В студии механического телевидения выступали крупнейшие мастера искусства и знаменитые люди страны, например, летчики М.В. Водопьянов и В.П. Чкалов - телевидение из мечты превратилось в реальность.

В 1932 г. начались передачи через ленинградские радиостанции РВ-53 и РВ-70, а также через радиостанции в Одессе и Томске.

10 сентября 1933 г. начались передачи механического телевидения в Новосибирске.

Для приема таких передач необходимо было иметь два обычных радиовещательных приемника - один принимал сигналы изображения, другой - звукового сопровождения. На выходе первого приемника вместо динамика подключался непосредственно сам телевизор (воспроизведение изображения со стандартом 30 строк при 12,5 кадров).

Для целей телевизионного вещания в период 1932-1938 гг. в нашей стране в основном применялась аппаратура механического телевидения, использовавшая в качестве телевизионных развертывающих механические устройства - диски Нипкова, зеркальные винты и линзовые диски.

Поскольку телевизионное вещание началось именно на аппаратуре с диском Нипкова и в нашем музее хранится передатчик и приемники этого периода, то остановимся несколько подробнее на его устройстве.

Представьте себе тонкий диск из любого непрозрачного материала: дерево, металл, бумага и т.д. Вблизи края диска пробиты маленькие отверстия. Отверстия расположены по спирали таким образом, что каждое следующее (начиная с первого) сдвинуто ближе к центру в точности на ширину самого отверстия, а количество отверстий соответствует числу строк развертки.

Перед диском помещают неподвижную, так называемую ограничивающую рамку, размеры и форма которой выбираются таким образом, что при любом положении диска в вырезе этой рамки было всегда одно и только одно отверстие, прочерчивающее данную строку. При вращении диска по часовой стрелке первое отверстие прочерчивает в ней первую строку. Второе - вторую и т.д. При быстром вращении из-за инерции глаза мы получаем слитное (цельное) изображение.

В Центральном музее связи имени А.С. Попова хранится коллекция экспонатов механического телевидения, относящихся к периоду 20-х - 30-х годов двадцатого века.

Коллекция включает в себя аппаратуру приема и передачи телевизионных сигналов, а также отдельные ее элементы.

Начало коллекции было положено 9 мая 1931 года поступлением от Центральной радиолаборатории «радиотелескопа» конструкции М.А. Бонч-Бруевича, разработанного им в Нижегородской радиолаборатории в 1922 году. Этот прибор, хотя и не имел практического применения, является очень важным историческим экспонатом, так как представляет собой одну из первых опытных разработок в области телевидения, сохранившихся до наших дней. Именно в радиотелескопе конструкции М.А. Бонч-Бруевича реализован один из основных принципов телевидения - принцип накопления зарядов.

В коллекции музея хранятся следующие экспонаты:

- «РАДИОТЕЛЕСКОП» конструкции М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА (опытная разработка) 1922г.

1-Передающая часть
2-Приемная часть.

- ТЕЛЕВИЗОР С ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИМ РАЗВЕРТЫВАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ завода им. КОМИНТЕРНА с диском Нипкова на 30 отверстий.

Шильдик - «Электротехнический трест заводов слабого тока «Радиозавод им. Коминтерна.»; 1932 г. Телевизоры этой марки были признаны лучшими в нашей стране на Первой телевизионной конференции 1931 года из представленных к промышленному использованию и были рекомендованы для серийного выпуска.

- ТЕЛЕВИЗОР Б-2 с оптико-механическим развертывающим устройством - диском Нипкова на 30 отверстий. Завод им. Козицкого.1935 г. Заводской номер - 17.

Телевизор разработан в целях увеличения аудитории в очень простом и дешевом варианте. Схема этого телевизора разрабатывалась для самостоятельной сборки радиолюбителями и была опубликована в популярных технических журналах того времени. Кроме того выпускался телевизор и в виде отдельных деталей для самостоятельной сборки.

- ТЕЛЕВИЗОР С ЗЕРКАЛЬНЫМ ВИНТОМ. Опытный завод им. М.А. Чернова в Москве. Заводской № 41.

Предназначен для приема телевидения со стандартом 30 строк развертки.

- ЗЕРКАЛЬНЫЙ ВИНТ. 1932 - 1935 гг.

- МОДЕЛЬ ТЕЛЕВИЗОРА С ЗЕРКАЛЬНЫМ ВИНТОМ (5 деталей).

Принятый в 1931 году (для простоты реализации идеи) тридцатистрочный стандарт разложения, как мы уже говорили выше, не давал возможности передачи высококачественного изображения. Поэтому на основе дисков Нипкова пытались создать аппаратуру с большим количеством строк. В коллекции нашего музея хранится аппаратура:

- ТЕЛЕВИЗОР С ДИСКОМ НИПКОВА на 48 отверстий отверстий;

- ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПЕРЕДАТЧИК ЦНИИС. 1935 г. в составе:

1 - Cтойка передатчика с диском Нипкова на 120 отверстий.
2 - Cтойка фотоэлементов (4 шт.);

- ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КИНОПРОЕКТОР С ЛИНЗОВЫМ ДИСКОМ на 120 строк. 1935 г.

1 - Стойка кинопректора с линзовым диском на 120 строк.
2 - Стойка с контрольно-измерительной аппаратурой.
Предназначен для передачи кинокартин по системе механического телевидения.

- ГАЗОСВЕТНЫЕ ЛАМПЫ ТН-4 для воспроизведения изображения в механическом телевидении.1937 г. ( 3 шт).

Телевизионное вещание по оптико-механической системе в нашей стране продолжалось и совершенствовалось вплоть до вступления в строй первых электронных телевизионных центров в Москве и Ленинграде в 1938 г. Были разработаны даже системы на 441 строку. Но увеличение строк развертки неизбежно вело к непомерному увеличению размеров самих телевизионных устройств и их удорожанию.

С.В.Артюшина,
зав. отделом
просветительской работы

Государственное учреждение Центральный музей связи имени А.С. Попова.

 



Источник | | Автор: Центральный музей связи
| Категория: Музейные раритеты
| Теги: музей, радио, приборы, коллекция, ТВ, Знаки
02.04.11 Просмотров: 7133 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar