Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты

Гордость ГИМа


Портретная живопись – это совершенно особый жанр изобразительного искусства. В наши дни среди художников он не считается приоритетным ввиду того, что коллекционеры предпочитают приобретать пейзажи, натюрморты или абстракции, нежели изображения неизвестных им людей.


Зрителей современные художественные галереи несколько отучили от портретистов. И, тем не менее, открывшаяся в Липецком областном краеведческом музее выставка великосветского портрета «Герои своего времени» достойна самого пристального внимания как обычных любителей живописи, так и профессионалов. Уникальность экспозиции в том, что она представляет собой тематическую подборку полотен мастеров XIX века из фондов Государственного исторического музея (ГИМ) – одного из самых авторитетных и уважаемых учреждений в области музейного дела в России. Расположенный в самом центре Москвы, на Красной площади, он был основан ещё в 1872 году. С тех пор ГИМ ведёт летопись «знаменательных событий истории Русского государства», свидетельств которых в коллекции музея ныне насчитывается около пяти миллионов!


Особая гордость ГИМа – обширное собрание живописи, изобилующее уникальными полотнами с изображениями царей и смутьянов, духовных деятелей, священников, философов и чиновников, поэтов и военных. Часть имён героев портретов утрачена навсегда. Много среди них женских образов – жён, матерей и сестер, чьим главным занятием было сопровождать на жизненном пути и поддерживать тех, кто деятельно вмешивался в движение истории. Вся коллекция портретов необычайно выразительно представляет Россию XIX века. Каждое время формирует своё понимание нравственности, красоты и гармонии человеческого бытия. Изображённые на портретах люди – герои своего времени: общественные деятели, служители искусства, простые обыватели – время связало разнообразное множество их лиц в образ эпохи.


До того как попасть в липецкий музей, картины демонстрировались в Рязани с чрезвычайным успехом. Примечательно то, как «Герои своего времени» добрались до нашего города. Случай, надо сказать, беспрецедентный. По словам директора Липецкого областного краеведческого музея Лидии Петровны Катеринкиной, «охота» за этой экспозицией велась уже давно. И вот, когда полотна оказались так близко к Липецку, сотрудники музея, проявляя чудеса дипломатического искусства, начали действовать. Не вдаваясь в подробности – между рязанскими и липецкими музейщиками произошёл самый настоящий культурный обмен. Сорок две картины из собрания краеведческого музея, в числе которых работы Шишкина и Айвазовского, отправились в Рязань.


В качестве ответного реверанса рязанские коллеги уладили все формальности относительно того, чтобы двадцать шесть портретов из запасников Государственного исторического музея поехали бы прямиком к нам. Такой тройственный союз музеев разных городов – случай действительно редкостный. И надо отдать должное специалистам и из Липецка, и из Рязани, и из Москвы, – для того, чтобы осуществить подобный проект, они потрудились на славу!


   Выставка «Герои своего времени» представляет коллекцию царских и аристократических портретов кисти лучших живописцев XIX века, от В.Л. Боровиковского до В.А. Серова… Здесь мы видим представителей известных родов Долгоруких, Волконских, Голицыных, Юсуповых, изображения императрицы Марии Александровны и Александры Фёдоровны, великих князей Михаила Николаевича и Константина Константиновича. Об экспозиции рассказывает заместитель директора Государственного исторического музея доктор исторических наук Вадим Леонидович Егоров.


Лица России XIX века
– Большинство картин – довольно известны, однако есть и такие, которые были отреставрированы совсем недавно. Кроме того, некоторые выставляются в Липецке вообще впервые. При формировании экспозиции мы руководствовались двумя критериями. Во-первых, выставка не должна быть большой, громоздкой, поскольку в провинциальных музеях, как правило, попросту нет достаточно вместительных залов. И второе – картины должны быть разными: есть тут и благородные дамы, и военные чины, и государственные деятели. То есть собрание полотен призвано отразить все прослойки светской публики XIX века, показать собирательный портрет политической жизни того времени. Каждый холст снабжён комментарием об авторе и изображённой персоне. Эти исторические справки были заботливо составлены нашим главным специалистом по масляной живописи XIX века Натальей Андреевной Перевезенцевой. Она прекрасно знает весь свой фонд, владеет огромным объёмом информации, почерпнутой из самых разнообразных источников: энциклопедий, старых газет, справочников. Наталья Андреевна фактически является и автором концепции выставки. Вообще, на мой взгляд, главная ценность экспозиции для зрителя в том, что в этих портретах обычный человек может увидеть что-то знакомое. Это не парадные изображения императоров, скачущих на конях. На холстах в общем-то обычные люди своей эпохи, застигнутые в какой-то момент жизни. Интересно вглядываться в их лица, костюмы, интерьеры. Это жизнь XIX века, это часть нашей истории.


Шик, блеск, роскошь
– Вадим Леонидович, подобная тематическая выставка – далеко не первый проект такого рода, осуществлённый ГИМом. Более того, нам известно, что музей вывозит свои экспонаты даже за границу…

– В практике музея сложилась традиция организации временных тематических выставок. Надо сказать, что они пользуются значительным интересом не только у наших ценителей истории – регулярно картины «гастролируют» и за рубежом. Европейские и американские галереи предлагают значительные суммы за право разместить в своих залах шедевры русской живописи. Значимость культурно-просветительской миссии ГИМа в этом смысле сложно переоценить, ведь иностранцы весьма поверхностно знакомы с российской историей, а благодаря наглядному материалу представление о ней формируется значительно лучше, нежели по другим каналам. Драгоценные полотна, археологические артефакты – всё это красноречиво свидетельствует о том, сколь серьёзно, значимо и уникально историческое наследие нашего народа. Однажды мы проводили в США совместный с тамошними музейщиками проект, посвящённый двум политическим деятелям со схожей судьбой. Это были Авраам Линкольн и Александр II. И у американского президента, и у нашего императора жизнь сложилась трагически: оба они были убиты. Янки очень гордятся тем, что у них всё самое большое, грандиозное. Однако возраст их государства исчисляется всего двумя с половиной столетиями, в то время как наша держава может похвастаться тысячелетней историей. Косвенно свой статус Россия подтвердила и той выставкой. Если Линкольн, образно выражаясь, был представлен деревянной кроватью, калошами, ботинками и гравюрой со сценой его убийства, то наш государь-император – золотом, серебром, коронами, одеждами, портретами. Одним словом – шик, блеск, роскошь! Американцы ходили среди всего этого великолепия буквально с разинутыми ртами. С русскими надо быть поосторожнее, мы – империя!


Историю не перепишешь
– Касаемо другого периода истории Российской Империи, а именно – коммунистической эпохи, хотелось бы задать ещё один интересный вопрос. Он, возможно, и не имеет прямого отношения к теме нашей сегодняшней беседы, однако в нескольких интервью ваше мнение на этот счёт уже озвучивалось. Мавзолей Ленина, как и Государственный исторический музей, находится на Красной площади… Какой представляется вам судьба усыпальницы вождя пролетариата?


– Сейчас шумиха вокруг сноса этого сооружения несколько поутихла, даже священнослужители понемногу успокоились, да и ярые антикоммунисты уже не так педалируют эту тему. Я склонен сравнивать наш мавзолей с гробницами, датирующимися V веком до нашей эры и находящимися на территории современной Турции. В частности, с воздвигнутым в честь царя Мавсола надгробным памятником. Он считается одним из семи чудес света. Мавзолей Ленина являет последний этап развития мемориального строительства за всю его двухтысячелетнюю историю. Это погребальное сооружение великолепно выполнено, оно полностью соответствует планировке и архитектуре Красной площади. Обратите внимание: когда входишь на площадь, мавзолей не бросается в глаза, он не мешает в силу своих относительно небольших размеров. Зато вблизи он потрясает грандиозностью. Визуально он вырастает буквально до масштабов египетской пирамиды. Это блестящее архитектурное решение! Считаю, что Мавзолей Ленина являет собой гордость не только советского, но и мирового мемориального строительства. Сносить его было бы кощунством, поскольку это нанесёт значительный ущерб мировой культуре. Как бы мы ни относились к человеку, мумии, которая покоится в мавзолее, – это часть нашей истории, и тут уже никуда не денешься, историю не перепишешь.

"ЛГ:итоги недели"


| Автор: Роман Хомутский Источник
| Категория: Музейные раритеты | Теги: музей, искусство, живопись, коллекция
13.04.10 Просмотров: 3206 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar