Главная Клуб Темы Клуба
Игрушки. Сувениры
История в олове
Кто из мужчин в детстве не играл миниатюрными фигурками рыцарей, ковбоев, пиратов, викингов? Сделанные из недолговечной пластмассы, они все же представляли собой маленькие технологические шедевры. В СССР их изготавливали на Донецкой фабрике игрушек, а вот уникальную оснастку (нередко подержанную) закупали в Англии. Продавались и металлические (тиражные) фигурки, отлитые из сплава цинка, алюминия и меди (ЦАМ). Как правило, они были плоскими, правдоподобием не отличались, но зато при изготовлении не требовали сложного инструмента. Большинству мальчишек, в чьих заветных коробках хранятся их маленькие армии, и в голову не приходит, что эта забава — поздняя ветвь древнего увлечения, ему отдавали дань еще фараоны…
Древнейшие фигурки воинов (около 2000 года до н.э.) были найдены в Египте. Уже в XVI веке «солдатики» стали предметом коллекционирования. С конца XVII столетия они приобрели художественно-историческую точность. Их стали одевать в подлинные мундиры, появились изображения королей и знаменитых полководцев, создавались батальные и жанровые сцены.
Обширное собрание принца Оранского состояло из серебряных фигурок, коллекция Людовика XIV — из 20 эскадронов и 10 батальонов. Эту «армию» в 1650 году для короля изготовили скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален.
Император Наполеон заказал для своего сына коллекцию из 120 фигур, имитировавших корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Хорошо известны коллекции российских императоров Петра I, Петра III и Николая I.
Только с 30-х годов XVIII века стали выпускать солдатиков из олова. Недорогие фигурки парижского мастера Люкота состояли из нескольких деталей, благодаря чему легко меняли позы. В начале XIX века в Париже группа изготовителей объемных солдатиков объединилась в фирму «CBJ», существующую и поныне! По инициативе нюрнбергского мастера Хайнрихссена унифицировали фигурки по размерам: пеший солдат – 32 мм, конный – 44 мм, не считая головных уборов. Их с тех пор стали называть «нюрнбергскими». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Андерсена.
В 40-е годы XX века во Франции утверждается международный стандарт военно-исторической миниатюры: высота фигурки 50-60 мм, то есть в масштабе 1:32 или 1:30. Этот размер в сочетании с объемностью формы позволяет достаточно полно воспроизводить мелкие детали обмундирования и вооружения и даже передавать портретные черты исторических личностей.
В России уникальные коллекции солдатиков собраны в Эрмитаже и музее Александра Суворова. Перед съемками кинофильма «Война и мир» известный коллекционер и историк М. Люшковский разыграл перед съемочной группой из своих фигурок сражение при Шенграбене и Аустерлице…
На первый взгляд, оловянные фигурки, которые изготавливает курский мастер Сергей Конорев, мало отличаются от аналогичной продукции его коллег. Но присмотревшись к ним, вдруг видишь своеобразный характер, задумку художника, тщательно выполненную технологом.
Вот «усталый солдат» — ему война давно надоела… Двое служивых вытаскивают раненого с поля боя – в их позах и ухватке чувствуется напряжение гремящего рядом сражения, а на лице раненого с перевязанной ступней – боль.
Есть у Сергея Конорева фигурки, которые выходят за рамки классического ассортимента «солдатиков». Вот русский кузнец былых времен, детали его одежды говорят о хорошем знании предмета художником-разработчиком, то же самое можно сказать о косце, об усталой жнице… А это — лихой украинский казак, который прощается с женой, чтобы потом не мешкая пуститься в Запорожскую сечь – маленькая история додумывается сама собой. Бесшабашному разбойнику лучше не попадаться на большой дороге – тоже характер.
Именно в этом случае начинаешь жалеть о принятом масштабе в сфере фигурок-«милитари». Покрупнее бы раза в три — и иная пасторальная скульптурка из русского прошлого могла бы стать украшением любого интерьера.
Кстати, оловянных человечков можно изготовить не только в специализированной мастерской, но и на собственной кухне: процесс производства вполне демократичен. Хотя и появились современные материалы, основная технология мало изменилась со времен XVII века. Не станем вдаваться в подробности, перечислим лишь основные этапы: изготовление проволочного каркаса модели, создание самой модели в пластилине с проработкой деталей, формовка в гипс или в термостойкую силиконовую резину, создание литниковой системы, заливка металла, расформовка. Потом начинается крепление деталей, которые нередко отливаются отдельно, их доработка, окраска… Технология позволяет использовать форму несколько раз, но даже при этом условии каждая отлитая фигурка (не говоря уже о раскраске) будет получаться уникальной.
Если кто-то из читателей «ГИ» решит заняться этим делом основательно, рекомендуем окунуться во всезнающий Интернет – мастера не хранят свои секреты в тайне.
Но возвращаясь к Сергею Конореву и к его военным миниатюрам, грех не вспомнить драматические и славные моменты из сугубо региональной истории. К примеру, стоит воплотить в олове эпизоды из защиты курской крепости в 1612 году: стрельцы, пушкари, казаки, запорожцы, поляки... Кстати, еще один мастер, Григорий Унщиков, изготавливающий из дерева удивительные архитектурные миниатюры (о нем «ГИ» недавно рассказывали), использует практически тот же масштаб. Одна из его последних работ – курская крепость XVII века. Вот если бы наполнить ее «воинскими людьми»…
Еще один эпизод из нашей истории, который так и просится в олово, — это участие курских ополченцев в первой героической обороне Севастополя 1855 года. В самый бы раз вспомнить и «Слово о полку Игореве», события которого имеют к нашему городу непосредственное отношение.
Такой потенциал технологического мастерства, знания и уважения исторических деталей просто необходимо использовать для того, чтобы найти новые формы популяризации курской истории. А она того стоит.
«Городские известия»
Древнейшие фигурки воинов (около 2000 года до н.э.) были найдены в Египте. Уже в XVI веке «солдатики» стали предметом коллекционирования. С конца XVII столетия они приобрели художественно-историческую точность. Их стали одевать в подлинные мундиры, появились изображения королей и знаменитых полководцев, создавались батальные и жанровые сцены.
Обширное собрание принца Оранского состояло из серебряных фигурок, коллекция Людовика XIV — из 20 эскадронов и 10 батальонов. Эту «армию» в 1650 году для короля изготовили скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален.
Император Наполеон заказал для своего сына коллекцию из 120 фигур, имитировавших корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Хорошо известны коллекции российских императоров Петра I, Петра III и Николая I.
Только с 30-х годов XVIII века стали выпускать солдатиков из олова. Недорогие фигурки парижского мастера Люкота состояли из нескольких деталей, благодаря чему легко меняли позы. В начале XIX века в Париже группа изготовителей объемных солдатиков объединилась в фирму «CBJ», существующую и поныне! По инициативе нюрнбергского мастера Хайнрихссена унифицировали фигурки по размерам: пеший солдат – 32 мм, конный – 44 мм, не считая головных уборов. Их с тех пор стали называть «нюрнбергскими». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Андерсена.
В 40-е годы XX века во Франции утверждается международный стандарт военно-исторической миниатюры: высота фигурки 50-60 мм, то есть в масштабе 1:32 или 1:30. Этот размер в сочетании с объемностью формы позволяет достаточно полно воспроизводить мелкие детали обмундирования и вооружения и даже передавать портретные черты исторических личностей.
В России уникальные коллекции солдатиков собраны в Эрмитаже и музее Александра Суворова. Перед съемками кинофильма «Война и мир» известный коллекционер и историк М. Люшковский разыграл перед съемочной группой из своих фигурок сражение при Шенграбене и Аустерлице…
На первый взгляд, оловянные фигурки, которые изготавливает курский мастер Сергей Конорев, мало отличаются от аналогичной продукции его коллег. Но присмотревшись к ним, вдруг видишь своеобразный характер, задумку художника, тщательно выполненную технологом.
Вот «усталый солдат» — ему война давно надоела… Двое служивых вытаскивают раненого с поля боя – в их позах и ухватке чувствуется напряжение гремящего рядом сражения, а на лице раненого с перевязанной ступней – боль.
Есть у Сергея Конорева фигурки, которые выходят за рамки классического ассортимента «солдатиков». Вот русский кузнец былых времен, детали его одежды говорят о хорошем знании предмета художником-разработчиком, то же самое можно сказать о косце, об усталой жнице… А это — лихой украинский казак, который прощается с женой, чтобы потом не мешкая пуститься в Запорожскую сечь – маленькая история додумывается сама собой. Бесшабашному разбойнику лучше не попадаться на большой дороге – тоже характер.
Именно в этом случае начинаешь жалеть о принятом масштабе в сфере фигурок-«милитари». Покрупнее бы раза в три — и иная пасторальная скульптурка из русского прошлого могла бы стать украшением любого интерьера.
Кстати, оловянных человечков можно изготовить не только в специализированной мастерской, но и на собственной кухне: процесс производства вполне демократичен. Хотя и появились современные материалы, основная технология мало изменилась со времен XVII века. Не станем вдаваться в подробности, перечислим лишь основные этапы: изготовление проволочного каркаса модели, создание самой модели в пластилине с проработкой деталей, формовка в гипс или в термостойкую силиконовую резину, создание литниковой системы, заливка металла, расформовка. Потом начинается крепление деталей, которые нередко отливаются отдельно, их доработка, окраска… Технология позволяет использовать форму несколько раз, но даже при этом условии каждая отлитая фигурка (не говоря уже о раскраске) будет получаться уникальной.
Если кто-то из читателей «ГИ» решит заняться этим делом основательно, рекомендуем окунуться во всезнающий Интернет – мастера не хранят свои секреты в тайне.
Но возвращаясь к Сергею Конореву и к его военным миниатюрам, грех не вспомнить драматические и славные моменты из сугубо региональной истории. К примеру, стоит воплотить в олове эпизоды из защиты курской крепости в 1612 году: стрельцы, пушкари, казаки, запорожцы, поляки... Кстати, еще один мастер, Григорий Унщиков, изготавливающий из дерева удивительные архитектурные миниатюры (о нем «ГИ» недавно рассказывали), использует практически тот же масштаб. Одна из его последних работ – курская крепость XVII века. Вот если бы наполнить ее «воинскими людьми»…
Еще один эпизод из нашей истории, который так и просится в олово, — это участие курских ополченцев в первой героической обороне Севастополя 1855 года. В самый бы раз вспомнить и «Слово о полку Игореве», события которого имеют к нашему городу непосредственное отношение.
Такой потенциал технологического мастерства, знания и уважения исторических деталей просто необходимо использовать для того, чтобы найти новые формы популяризации курской истории. А она того стоит.
«Городские известия»
Источник | |
|
30.01.11 Просмотров: 5695 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |