Главная Клуб Темы Клуба
Денежки
АНТИЧНЫЕ МОНЕТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДДЕЛКИ
Подделки античных монет существуют столько, сколько существуют сами античные монеты. В данной статье не описываются античные подделки, а лишь созданные в наше время с целью обмана. Данная статья не может считаться всеобъемлющим и исчерпывающим источником по истории и технологии производства подделок античных монет, а является лишь кратким руководством призванным помочь коллекционерам не быть обманутыми.
Существует два основных вида подделок:
- Так называемые «туристические сувениры» - созданы, чтобы обманывать новичков и обывателей (например, туристов) которые окажутся очень далеко, прежде, чем они выяснят, что купили «сувенир» а не подлинную античную монету, как их уверяли. Большинство подделок этого класса производятся в туристических центрах Греции, Италии, Турции, Болгарии, Египта и др.странах Ближнего Востока. Продажа подлинных античных артефактов (как, например монеты) в большинстве этих стран запрещена и является наказуемым преступлением. А вот продажа имитаций этих же вещей, пусть даже под видом подлинных, не запрещена, и предлагает торговцам обширное поле для обмана туристов. Как правило, торговец предлагает туристам посетить древние развалины, где античные монеты буквально валяются под ногами (прямо там, где их случайно откопали его дети) Существует масса вариаций на эту тему, и хотя все они выглядят наивными для достаточно образованного человека, тем не менее это «работает» Большинство таких монет являются полными фантазиями или отлитыми копиями с искусственной патиной (один из наиболее популярных способов, это скормить их козе)
- Подделки этого класса созданы очень умело на самом высоком уровне. Они по настоящему представляют опасность, т.к. создавались с целью извлечения прибыли от обмана коллекционеров и дилеров. Стоит сказать, что подделки II-го класса не так широко распространенны на нумизматическом рынке, как многие могут себе представить, однако они по-прежнему существуют и способны в значительной степени подрывать доверие коллекционеров, тем самым нанося огромный вред нумизматическому хобби. Нумизматика настоящая наука, и среди коллекционеров всегда были те, кто тратил много времени на изучение античных монет и их характеристик с использованием научного анализа штемпелей каждой серии монет. Эти подделки обнаруживаются и извлекаются из нумизматического рынка почти также быстро, как они появляются. И хотя эти подделки выполнены на очень высоком уровне, полностью передать стиль и создать естественно состарившуюся поверхность (2000 и более лет) почти невозможно.
ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
Литьё: Этот способ самый простой и распространённый, поэтому количество подделок изготовленных этим способом превалирует над всеми другими видами. С другой стороны, выявление таких подделок не требует большого опыта, поэтому они стоят на последнем месте по степени опасности. Для создания подделки изготавливают пресс-форму, затем литейную форму в которую заливают расплавленный металл. Вдоль всего края такой «монеты» всегда есть шов, который остаётся в том месте, где соединяются две части литейной формы. Для придания завершённого вида, этот шов сглаживают абразивными материалами. Однако следы подобной обработки легко различимы под увеличением. По мере застывания металла на поверхности такой «монеты» образуется множество воздушных пузырьков и полостей. Для сравнения, ниже прилагается фото поверхности литой монеты, и точно такой же подлинной. Как правило, рельеф «сглажен», ему не хватает чёткости. Серебряные и золотые «монеты» почти всегда имеют вес сильно отклоняющийся от весовой нормы подлинных монет данного выпуска.
Центробежное литьё: Этот способ появился позже и отличается от предыдущего лишь тем, что в процессе отливки «монета» вращается в центрифуге. Центробежная сила позволяет жидкому металлу лучше заполнить полости литейной формы, повышая чёткость рельефа. Тем не менее, воздушные пузырьки по прежнему присутствуют, гурт и вес не правильные.
Вакуумное литьё: Из всех видов литья это самый совершенный метод. Процесс литья происходит в вакуумной камере, что позволяет в значительной степени снизить образование воздушных пузырьков.
Электротипия: С помощью гальванопластики создают тонкие пластины с поверхности подлинной монеты. Чтобы копия максимально походила на подлинную монету, пластины покрывают дополнительным слоем металла, затем наполняют их и соединяют вместе, по-прежнему создавая шов, который также как при литье сглаживается. Вес таких «монет» (особенно из драг-металлов) всегда не соответствует весовой норме и её отклонениям. Несомненным достоинством данного метода является максимальная имитация стиля подлинной античной монеты и отсутствие воздушных пузырьков. Такие подделки с первого взгляда кажутся очень убедительными (см.фото ниже) Для создания подделок данным методом требуется опыт и знания. Более того, он более трудоёмкий, чем предыдущие методы, поэтому качественные электротипии встречаются гораздо реже, чем литые копии.
Чеканка: Штемпеля вырезаются с помощью современных инструментов, создаётся заготовка и «монета» чеканится античным способом (иногда современным прессом) Иногда, для создания редкой монеты, в качестве заготовки используется подлинная, но более распространённая монета. Как правило, заготовку отливают используя современный сплав серебра или золота. В этом случае композиция сплава не будет соответствовать металлам используемым в античности. Следы современных металлов могут быть обнаружены с помощью спектрального анализа. Кроме того, поверхности свеже-отчеканенных «монет» также не имеют следов кристаллизации, которая является хорошим доказательством возраста. Вес таких подделок по-прежнему не соответствует весовой норме.
Переделка: Легенда или сюжет подлинной монеты подвергаются исправлению с помощью современных инструментов для создания более редкого типа. Чаще этот способ применяют для Римских сестерциев. Определяются доработки с помощью увеличения.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Вес: Вес серебряных и золотых античных монет является самым важным определителем подлинности и должен соответствовать весовому стандарту используемому в античности. Допустимые отклонения веса для данного типа монет могут быть изучены с помощью каталогов или web-архивов. Особое значение вес имеет для золотых монет, т.к. для них допускаются самые незначительные отклонения. Всегда помните: первое, что необходимо выяснить при определении подлинности, - это вес. Если вы не знаете (или не можете выяснить) вес серебряной или золотой монеты (особенно в отличной сохранности или очень дорогой) - то не покупайте такую монету. Вес монет из простых металлов, таких как бронза, не так критичен и может сильно варьироваться.
Гурт: Изучение гурта может обнаружить шов, который указывает на литьё. Если заготовка имеет трещину на гурте, убедитесь, что она шероховатая с неровными краями и проходит через всю монету (хороший знак) а не ровная, как буд-то прорезана. Зачастую литые монеты имеют трещины проходящие лишь на половину гурта, а иногда они снова начинаются с другой стороны. Некоторые не совпадают на более, чем несколько миллиметров.
Чёткость: Легенда и прочие мелкие детали на античных монетах должны быть чётко выраженными и хорошо сформированными (не путать с теми случаями, когда монета чеканилась изношенными или замусоренными штемпелями) Размер букв должен быть одинакового, постоянного размера; края букв под увеличением должны иметь одинаковую степень износа как и остальные части монеты.
Соотношение осей: Чтобы определить относительное расположение одной стороны к другой, надо взять монету в положение «аверсом вверх» за гурт указательным и большим пальцем, и затем повернуть её по часовой стрелке до положения «реверсом вверх». Очень часто (но не всегда) античные монеты имеют сходное или согласующееся соотношение осей, которое указывается в некоторых каталогах. Фальшивомонетчики зачастую игнорируют эту особенность. Например, если вы видите, что примерно 90-95% опубликованных тетрадрахм Афин нового стиля имеют соотношение осей на 12 ч., а вам предлагают монету с соотношением осей на 4 ч., то это уже более, чем подозрительный признак и к такому предложению стоит отнестись с большой долей скептицизма.
Поверхности: Поля монеты не должны иметь рытвин, ямок, впадин и прочих полостей (кроме тех случаев, когда монета имеет характерную шероховатость на всей поверхности) Особо стоит изучить верхние точки рельефа на наличие следов точечных полостей характерных для литья. Кристаллизация металла (см.фото ниже) которая возникает на поверхности лишь в результате длительного воздействия окружающей среды, - хороший признак указывающий на подлинность монеты. Стоит отметить, что только опыт изучения многих экземпляров поможет коллекционеру отличить естественную кристаллизацию от коррозии, вызванной воздействием кислот используемых в процессе искусственного старения. Небольшие «волны», иногда видимые под увеличением на полях золотых и серебряных монет, также хороший признак, т.к. они определяют линии напряжения металла возникающие в процессе чеканки.
Патина: Не смотря на то, что всегда предпринимались попытки усовершенствовать создание искусственной патины, её по-прежнему невозможно спутать с натуральной, которая создавалась столетиями. Как и прежде, патина остаётся надёжным средством определения подлинности. Проверьте подлинность патины, которая должна быть достаточно плотной, а не просто окрашенностью самого металла. Небольшие трещинки в патине хороший признак. Зачастую искусственную патину создают на подлинных монетах для улучшения её привлекательности (а значит и стоимости) Поэтому наличие хорошей плотной патины - это всегда большой плюс в пользу подлинности.
Стиль: Пожалуй, это один из самых важных и действенных методов определения подделок. И как бы со временем ни развивалось технологическое совершенство всех методов фальсификации, но умение полностью передать стиль античной монеты по-прежнему будет требовать высочайшего художественного мастерства, которым обладают исключительно великие мастера, такие, как Джованни Кавино, Бекер, Кристодолос, чьи работы в прошлом заслужили высокую оценку. Чем выше художественный стиль самой монеты, тем более сложнее будет его воспроизвести. Следует добавить, что и от коллекционера потребуется немалый опыт изучения множества монет, прежде, чем его глаз сможет безошибочно определять небольшие отклонения в стиле. Также очень важно помнить, что стиль одного монетного двора может значительно отличаться от стиля другого. В особенности это касается монет Римской империи, которые выпускались на нескольких десятках монетных дворов.
В заключение хочется добавить несколько слов о трёх основных способах защиты начинающего коллекционера.
1. Повышайте уровень ваших нумизматических знаний. Не скупитесь на приобретение специализированной литературы. Иногда она стоит не дёшево, но это оберегает вас от ошибок, которые могут стоить вам ещё дороже. Не стесняйтесь задавать вопросы, как бы глупо они не выглядели. Большинство дилеров хотят информировать своих клиентов в полной мере, и если ваш дилер не может, или не хочет, отвечать на ваши вопросы, - найдите себе другого дилера.
2. По возможности старайтесь изучить в руках как можно больше монет.
3. Покупайте монеты для вашей коллекции только у известного и уважаемого дилера, чья репутация безукоризненна. Каждый уважаемый дилер ценит свою репутацию, и если вдруг так случилось, что вы всё-таки купили подделку, то дилер обязательно вернёт вам деньги.
Источник | |
|
21.08.10 Просмотров: 13551 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |