Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Книги. Журналы. Газеты

Книга "Жизнь в свете, дома и при дворе": правила этикета, предназначенные для высших слоев России" (1890 г., Санкт-Петербург) часть 1.


Жизнъ въ свѣтъ.

Знанiе свъѣта вообще.

Подъ знанiѣмъ свѣта разумѣется знанiе светскихъ обычаевъ и вѣжливости, и хотя по этому вопросу было написано не мало руководствъ всетаки о немъ остается сказать еще много, если не новаго, то, по крайней мѣрѣ, полезнаго.
Знанiе света предписываетъ различные законы различнымъ положенiямъ, возрастамъ, полу; законы эти не одинаковы для светской дамы и мѣщанки, для юноши и старика, для молодаго человѣка и молодой дѣвушки.
Что у однихъ было бы верхомъ светскихъ приличiй, казалось бы верхомъ грубости у другихъ,—а мы не должны забывать, что знанiе света соединяетъ обычаи съ вежливостью.
Великiе умы утверждаютъ, будто знанiе свѣета исходить изъ сердца и не нуждается въ подчиненiи правиламъ, что изящество, достоинство, хорошiя манеры врожденны у лицъ хорошаго общества, и вамъ часто приходится выслушивать дерзкое замечанiе, что вы никогда не прiобрѣтете этихъ качествъ по желанiю, если не обладаете ими произвольно, по праву рожденiя. Подобные рѣчи—оскорбленiе и гнустная лесть, такъ какъ разсудокъ подскажетъ вамъ, что нечего стараться прiобрести уже имеемое, или же скромность внушить вамъ смиренную безнадежность. Безъ сомнѣнiя, извѣстная доля такта, здраваго смысла и чувства многимъ замѣняетъ знaнie свѣтскихъ правилъ, и часто мы удивляемся соблюденiю приличiй людьми, отъ которыхъ всего менѣе этого ожидали; три упомянутыя выше качества, какъ бы подсказываютъ, какъ поступать, и предотвращают положительное нарушенiе свѣтскаго декорума. Такое свойство можно назвать просто чуткостью натуры.
Сердце учить насъ сострадать несчастiямъ ближнихъ и относиться къ нимъ съ добротою, какъ бы мы сами поставлены ни были — это знанiе свѣта; здравый смыслъ убѣждаетъ насъ уважать заслугу, какое бы мѣсто въ обществѣ она ни занимала—это вѣжливость; тактъ подсказываетъ намъ, когда мы должны прощаться, чтобы не показаться навязчивыми — эта подчиненiе свѣтскимъ законамъ.
Но какъ не всѣ принадлежать къ исключительнымъ натурамъ, не всѣ обладаютъ тактомъ, здравымъ смысломъ и чувствомъ—то лучше смиренно слеѣдовать извѣстнымъ, установленнымъ правиламъ. Къ тому же, обладая прекраснѣйшимъ сердцемъ, можно въ то же время не знать, какой уголъ визитной карточки нужно загибать въ знакъ соболѣзнованiя и какой—въ знакъ благодарности!
Было бы, однако, ошибкой думать, что необходимо подчиняться малѣйшимъ правиламъ этикета, и что несоблюдаюшiе этихъ правилъ заслуживаютъ презрънiя. Къ самимъ себъ мы должны быть строги и точно придерживаться вѣжливости, предупредительности и т. п., въ сношешяхъ съ нашими ближними, а относительно этихъ послѣднѣхъ, наоборотъ, оказывать величайшую снисходительность; нужно помнить, что многiе грешатъ не намѣренно, а по незнанiю, и оскорбляющiеся несоблюденiемъ приличiй въ другихъ, показьваютъ еще меньше такта, чѣмъ сами обвиняемые.
Нужно также умѣть избеѣгать мелочныхъ правилъ этикета, могущихъ стеснить хозяевъ дома, непремѣнно соблюдая относительно ихъ величайшую вѣжливость.
Постоянная заключенность въ кругу общественнаго церемонiала охлаждаетъ короткiя отношешя; следуетъ, однако, строго соблюдать извѣстные оттѣнки, предоставляя хозяевамъ дома болѣе свободы, нежели самимъ себѣ.
Прежде чѣмъ перейти къ изложенiю условiй жизни въ свѣтѣ дома и при Дворѣ, мы скажемъ нѣсколько словъ о тактѣ, вѣжливости, приличiй и обычаяхъ.

Вѣжливость.


"Вѣжливость для ума тоже, что красота для лица", сказалъ Вольтеръ.
Лабрюсьеръ прибавляетъ, что "нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться въ вѣжливости".

Вѣжливость заключаетъ въ себѣ всѣ общественныя добродѣтели, необходимыя намъ для того, чтобы быть полезными и прiятными окружающимъ. Она обязательна въ светскихъ такъ же, какъ въ дѣловыхъ и вообще въ жизненныхъ отношенiяхъ. Безъ нея всякiя сношенiя съ людьми становятся невозможными. Вѣжливость смягчаетъ нравы, предупреждаетъ ссоры, усмиряетъ раздраженiе и ненависть, заставляя насъ сдерживаться; благодаря ей, мы прiобретаѣмъ любовь высшихъ и уваженiе нисшихъ.
Она же замѣняетъ привѣтливость, если, къ несчастiю, мы лишены этого достоинства.
Вѣжливость—ни качество, ни добродѣтель,—это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить нашихъ дѣтей, такъ же какъ научаемся правильно говорить и одѣваться со вкусомъ. Не есть ли вѣжливость форма, въ которую мы облекаемъ наши поступки?
Существуетъ врожденная вѣжливость сердца, которой нельзя научиться, но, повторяемъ, мы обращаемся не къ избраннымъ натурамъ, ненуждающимся въ руководителе, а къ обыкновеннымъ смертнымъ, обладающимъ человѣческими слабостями, какъ равнодушiе, легкомыслiе и т. д.
Вѣжливость относительно нисшихъ есть признакъ дѣйствительная превосходства и лучшiй способъ заставить и ихъ быть вѣжливыми.
Вѣжливость почерпаетъ правила изъ свѣтскихъ обычаевъ.
Ее нужно внушать ребенку съ самаго нѣжнаго возраста для того, чтобы позже она не сделалась лицемѣрной; преувеличенная вѣжливость можетъ стать оскорбленiемъ для того, къ кому она относится, и низостью со стороны оказывающаго ее. Все неискреннее неестественно и болѣе или менѣе преувеличено.

Тактъ.


Тактъ есть одно изъ важнейшихъ условiй свѣта. Какъ и многое другое, тактъ можетъ быть выработанъ, и не нужно отчаяваться, если онъ—не прирожденное качество. Его npioбрѣтаютъ чрезъ размышленiе и наблюденiе; эти два акта ведутъ къ составленнiю сужденiя и къ распознаваннiю—отсюда рождается тактъ.
Тогда уже не трудно сдѣлаться всѣми любимымъ и уважаемымъ, никого не обижая, всякому оказывая расположенiе, и, не обладая болышимъ умомъ, прослыть прекрасно воспитанной и милой особой. Тактъ и разсудительность во многихъ случаяхъ замѣняютъ образованiе и даже сердце.
Кстати сдѣланный подарокъ, своевременно сказанная любезность всегда имѣютъ двойную цѣну; наоборотъ, будучи неумѣстны, они теряютъ всякое значенiе.
Нужно признаться, что обладающiй въ высшей степени знанiемъ света и приличiя, не только бываетъ человекомъ изящнымъ, достойнымъ, вѣжливымъ, но онъ въ то же время терпѣливъ, снисходителенъ, доброжелателенъ къ нисшимъ, почтителенъ къ высшимъ, онъ чувствителенъ, онъ не оскорбляетъ никого никогда. Женщина, обладающая этимъ знанiемъ, всегда пользуется хорошей репутацiей, никогда не нарушаетъ приличiй, не заставляетъ говорить о себе. У нея есть подруги, и что еще больше—друзья, она умѣетъ воспитывать своихъ дѣтей, домъ ея миренъ, спокоенъ, порядоченъ, ей незачѣемъ быть молодой и красивой, она всегда изящна и невольно очаровываетъ всѣх, кто къ ней приближается.
Трудно установить неизмѣнныя правила для различныхъ обстоятельствъ жизни, такъ какъ образъ дѣйствiй часто зависитъ отъ положенiя, въ которомъ находятся люди.
Непозволительное въ одномъ случае будетъ прилично въ другомъ, сообразно личностямъ, возрасту, положенiю и обстановке.
Обстоятельства управляютъ поступками.
Иногда слѣдуетъ поступать сообразно строжайшему этикету, иногда же сердце и здравый смыслъ бываютъ лучшими совѣтниками.
Тактъ глава всему: обладая имъ, всегда найдешь исходъ изъ затрудненiй.
Тактъ не совершенно тоже, что здравый смыслъ, хотя онъ вытекаетъ изъ этого послѣдняго,—это утонченное чувство какъ бы втораго зрѣнiя, указывающее, где и когда нужно остановиться, что неприлично оказать, и что, напротивъ, произведете прiятное впечатленiе на собеседника.
Тактъ подсказываетъ, какъ слѣдуетъ одѣваться въ различныхъ случаяхъ: брильянты приличны для посѣщенiя подруги, которая гордится вами, скромный туалетъ необходимъ для визита къ той, которая любить первенствовать. Есть множество, почти неуловимыхъ оттѣнков, которые тактъ учитъ подмѣчать, образуя прелестнѣйшiй характеръ въ домашней и общественной жизни.
Есть личности съ золотымъ сердцемъ и множествомъ достоинствъ, но въ то же время до крайности неловкiя. Прибавимъ, что по большей части онеѣ имѣютъ достаточно проницательности, чтобы заметить свою неловкость, когда уже поздно, и, стараясь поправить ошибку, еще больше увеличиваютъ ее.
Такiя личности непремѣнно умудрятся коснуться вашей чувствительной струны, ихъ точно магнитомъ притягиваетъ къ больному мѣсту, тщательно скрываемому отъ посторонняго взора.
Несмотря на все усилiя избѣжать этого, онѣ не могутъ удержаться. При посѣщенiи больнаго, съ намеренiемъ сдѣлать прiятное, онѣ непремѣнно заговорятъ о другомъ пацiентѣ, умершемъ отъ такой же болѣзни. Мы были свидѣтелями разговора двухъ дамъ въ весьма прилично, но не богато меблированной гостиной; на потолкѣ не было люстры, и молодая хозяйка дома мечтала о томъ дне, въ который она купитъ люстру на сбереженныя деньги. Посетительница, весьма желавшая угодить молодой женщине и даже имѣвшая въ этомъ большой интересъ, не нашла замѣтить ничего лучшаго, какъ то, что люстра на потолке необходима.
Кто изъ насъ не знаетъ подобныхъ болтуновъ?

Бѣднякамъ они говорятъ о богатствѣ соседа, неудачникамъ— объ обидныхъ успѣхахъ соперниковъ, больнымъ—объ удовольствiяхъ, недоступныхъ имъ, или же о дурномъ теченiи ихъ болезни. При малейшихъ обстоятельствахъ жизни у нихъ всегда найдутся неумѣстныя и обидныя слова, напоминанiе о томъ, что желательно забыть.
Иногда ихъ хочется назвать злыми людьми; ничуть не бывало: они только неловки и неделикатны. У злыхъ часто больше такта; по крайней мѣрѣ, тѣвмъ можно возражать и платить тою же монетою. Передъ безтактными мы безсильны. Они всегда являются не кстати и не уходятъ во время; ихъ недостатокъ сообразительности иногда причиняетъ болышiя непрiятности. Безтактные никогда не знаютъ, какъ поступать; они колеблются и всегда дѣлаютъ еще хуже. Привожу весьма невинный примѣръ. Одна мать, свѣтская женщина, сочла нужнымъ внушить своей дочери, что слеѣдуетъ избѣгать разговора съ глазу на глазъ съ молодыми людьми. Однажды близкiй товарищъ ея брата вошелъ въ комнату, гдѣ молодая дѣвушка сидѣла съ подругой, поджидая возвращенiя съ прогулки своей матери. Черезъ нѣсколько минутъ подруга встала, чтобы прнести что-то изъ соседней комнаты. «Погодите, я пойду съ вами», тотчасъ же произнесла молодая дѣвушка, такимъ образомъ неловко выражая нежеланiе остаться одной съ молодымъ человѣкомъ.
Это была преувеличенная скромность, и молодой человѣкъ имѣл право оскорбиться. Скоро после того, какъ девушка вернулась въ гостиную, дочь хозяйки дома сама была вызвана для чего-то прислугой, и вышла, оставивъ подругу одну—вторая безтактность, такъ какъ, по ея мнѣнию, это было неприлично! Подруга нашлась, села за рояль и начала играть, чтобы избегнуть разговора, грозившаго прерваться непрiятнымъ молчанiемъ, и занималась музыкой до появленiя хозяйки дома. Таже молодая дѣвушка, въ подобномъ же случаѣ, призывала свою горничную, чтобы иметь при себе третье лицо; она, очевидно, не умела примѣняться къ обстоятельствамъ.
Есть характеры, одѣленные врожденнымъ тактомъ, и нужно признаться, что одно это качество дѣлаетъ ихъ общество крайне прiятнымъ. Множество недостатковъ прощаются имъ; они никогда не затрогиваютъ больнаго мѣста, но, напротивъ, избираютъ прiятные предметы, останавливаются во время въ похвалахъ, не переходя въ лесть или банальность, такъ же какъ въ порицанiи, не становясь ни жестокими, ни злыми. Часто они говорятъ гораздо смѣлѣе, нежели другiе, но они умѣютъ выбрать подходящее время и выраженiе.
Подобныя личности не знаютъ затрудненiй; они всегда выпутываются изъ самыхъ неловкихъ ноложенiй. Ихъ тактъ и деликатность слывутъ за доброту, не будучи ею... но вѣдь въ жизни такъ часто довольствуются одной наружностью!
Да и почему не допустить, что тактъ исходить изъ сердца, которое есть источникъ всѣхъ деликатныхъ чувствъ?
Въ свѣтѣ тактъ служитъ громаднымъ рессурсомъ; онъ одинъ можетъ далеко повести человѣка: но не слѣдуетъ, однако, полагать, что тактъ не нуженъ въ кругу семейства.
Тактъ, какъ чувство, невозможно опредѣлить, это нѣчто неуловимое. По этому грубые характеры не замѣчаютъ его, и только избранныя впечатлительныя натуры знаютъ ему цѣну.
Иногда тактъ дается въ удѣлъ человеку безъ образованiя и состоянiя, и въ то же время лишены его бываютъ лица, поставленныя весьма высоко.
Тактъ указываетъ, кому изъ посѣтителей вашей гостиной надо отдавать почетъ, какую любезность сказать каждому изъ нихъ; тактъ удваиваетъ цѣну милостыни и привѣта, лишаетъ насмѣшку ядовитости и смягчаетъ упрекъ. Съ тактомъ можно позволить себѣ почти все, можно почти все сказать и написать.
Тактъ и сообразительность—близнецы и почти неразлучны. Сообразительность распространяется болѣе широко, касаясь важнѣйшихъ предметовъ. Тактъ ограничивается болѣе личной областью.



Первые выѣзды въ свѣтъ (молодой девушки и молодаго человека).


Дѣвушка начинаетъ выѣзжать въ светъ въ возрасте отъ 16 до 20 лѣтъ, смотря по ея развитiю и также по нѣкоторымъ обстоятельствамъ, относящимся къ ея матери и старшимъ сестрамъ. Выраженiе "начинаетъ выѣзжать въ свѣтъ" не обозначаетъ собою того, что дѣвушка до сихъ поръ сидѣла взаперти, вдали отъ общества; она появлялась въ гостиной, когда ее звали туда; бывала на концертахъ, дѣтскихъ вечерахъ; но дѣлая визиты съ своею матерью, она не сидѣла со взрослыми, а входила въ комнаты своихъ сверстницъ. Короче, до сихъ поръ ее считали ребенкомъ и только по достиженiи ею возраста невесты, двери свѣтской жизни распахнулись предъ нею. Теперь она начинаетъ ѣздить въ театры, на рауты, балы и обѣды, дѣлаетъ съ матерью всѣ визиты и вмѣстѣ съ нею принимать гостей у себя дома.





Для перваго бала принято одѣвать молодую девушку въ легкiй, простой, бѣлый костюмъ, съ маргариткой или розовымъ бутономъ въ волосахъ и голубымъ или розовымъ поясомъ изъ ленты. Драгоцѣнностей никакихъ, кромѣ развѣ нитки жемчуга. Прическа должна быть простая, безъ взбитыхъ локоновъ и, въ особенности, безъ фалыпивыхъ волосъ. Корсажъ не долженъ быть слишкомъ декольте.
Если у девушки есть отецъ, то онъ подъ руку вводитъ ее въ залу, представляетъ своимъ старымъ друзьямъ, и ему же представляются кавалеры, желающiце танцовать съ его дочерью.
Молодая дѣвушка, являющаяся на первый балъ въ розовомъ платьѣ, отдѣланномъ цветами и лентами, съ золотыми колье и браслетами, произвела бы крайне непрiятное впечатлѣнiе.
Для дневныхъ визитовъ надѣваютъ короткiй темный костюмъ, верхнюю одежду въ талио и шляпку — капотъ. Для домашнихъ прiемовъ предпочтителенъ костюмъ сѣраго (gris-perle) или другаго подходящаго моднаго цвеѣта.
Со дня перваго появленiя дѣвушки въ свете, посѣтители оставляютъ визитныя карточки для нея такъ-же, какъ для ея матери; въ пригласительныхъ запискахъ приглашаютъ и ее на вечера и на обѣды.








Первый выѣздъ въ светъ молодаго человѣка, только что покинувшаго школьную скамью, также обставленъ извѣстными формальностями. Прежде всего, являясь въ первый разъ на балъ, онъ долженъ съ крайнею тщательностью позаботиться о своемъ костюмѣ, будь то фракъ или мундиръ; сапоги, перчатки, шляпа, галстухъ, прическа—все должно быть безукоризненно. Каковы бы ни были нравственныя и умственныя качества юноши, онъ долженъ забыть о нихъ и помнить о томъ, что на балу онъ только танцоръ и любезный кавалеръ. Поэтому, онъ долженъ стараться быть какъ можно внимательнѣе къ хозяевамъ дома н къ своимъ дамамъ, съ которыми онъ танцуетъ. Умѣнье ловко лавировать между длинными трэнами, не наступая на нихъ и не обрывая ихъ, обличаетъ принадлежность юноши къ изящному обществу; его услужливость къ дамамъ молодымъ и старымъ, красивымъ и безобразнымъ, бѣднымъ и богатымъ, свидѣтельству етъ о его превосходномъ воспитанiи и утонченности чувствъ.


Молодая хозяйка дома.

Вступленiе въ свѣтъ есть событiе въ жизни молодой дѣвушки, заставляющее сердце ея биться сильнее, а щеки вспыхивать отъ волненiя.
Къ этому дню задолго уже начинаютъ приготовляться и говорить о немъ. Тѣмъ не менѣе вступленiе въ свѣтъ—бездѣлица сравнительно со вступленiемъ въ брачную жизнь, также вводящей дѣвушку въ новый мiръ, но совершенно иного рода.
Общественныя отиошенiя замужней женщины, какъ и женатаго человѣка, существенно отличаются отъ тѣхъ же отношенiй дѣвушки и холостяка. Дѣвушка вполнѣ зависитъ съ этой стороны отъ воли своихъ родителей; молодой человѣкъ, наоборотъ, не подчиняется ничьему контролю и вполнѣ свободенъ въ своихъ знакомствахъ.
Мы здѣсь не намѣрены касаться ни отношеннiй между собою новобрачныхъ, ни отношенiй ихъ къ домашнимъ, но скажемъ лишь нѣсколько словъ о положенiи молодыхъ относительно общества. Начнемъ съ того момента, когда дѣвушке сдѣлано предложенiе; съ этого момента отношения ея къ предназначенному ей мужу и къ его семье будутъ уже совершенно другаго рода, чѣмъ отношенiя ко всѣмъ остальнымъ лицамъ.
Происходятъ торжественныя взаимныя представленiя, имѣющiя характеръ неофицiальнаго обрученiя, и молодая дѣвушка чувствуетъ невольную робость съ этими людьми, даже если она хорошо знала ихъ доселѣ. Какое это ощущенiе—счастье или страхъ? Оба эти чуства сливаются въ одно. Для нея начинается новая жизнь; съ самаго начала она должна учиться угождать не только своему будущему мужу, но еще гораздо труднѣе, его роднымъ, а потомъ и друзьямъ, стараться искренно полюбить ихъ. Перiоiдъ, предшествующiй свадьбѣ, проходитъ быстро и весело. Всѣ угождаютъ молодой невѣстѣ, предупреждая ея желанiя и исполняя малѣйшiя прихоти. Это, однако, не мѣшаетъ окружающимъ осуждать ее и дѣлать на ея счетъ замѣчанiя.
— Невѣста моя очаровательна,—говоритъ себѣ женихъ,—но только мнѣ кажется, что она не достаточно цѣнитъ всю важность хорошаго стола; впослѣдствiи я покажу ей значенiе вкуснаго обѣда въ семейной жизни.
— Наша молоденькая невѣстка,—замечаетъ своему мужу будущая свекровь,—кажется чрезмѣрно любитъ наряды; я нахожу, что она одѣвается черезъ чуръ изысканно. Но я это все исправлю послѣ свадьбы. Я растолкую ей, какъ смѣшно заниматься такъ много такимъ вздоромъ.
— Она вовсе не знаетъ приличiй,—бесѣдуютъ между собою кузены и кузины,—она до того влюблена въ своего жениха, что способна ради него совсѣмъ уединиться послѣ свадьбы. Нужно доказать ей необходимость прiемовъ, вечеровъ и праздниковъ.
И всѣ эти лица стараются прiобресть на дѣвушку влiянiе и заставить ее слушаться ихъ. Одни настаиваютъ на выборѣ такой-то квартиры, другiе выхваляютъ изящество и удобство такой-то мебели. Молодая дѣвушка бросается на все, колеблясь и ни на что не рѣшаясь, находя все прекраснымъ и не смѣя выразить свое мнѣнiе; если она выкажетъ рѣшимость, у нея сейчасъ же окажется десятокъ враговъ, и поэтому большею частiю ей не достается ничего изъ того, что ей нравится, и чего она желаетъ. Есть, однако, одинъ пунктъ, въ которомъ она должна остаться непреклонной и въ которомъ мать обязана поддерживать ее: это вопросъ о прислугѣ. Родители жениха не приминутъ предложить ей образцы честности, усердiя и благонадежности, подобныхъ которымъ не найти въ цѣломъ свѣте. Лучшее средство безобидно для всѣхъ отклонить подобныя предложенiя СОСТОИТЪ въ томъ, чтобы заранѣе нанять себе прислугу и имѣть потомъ право совершенно искренно отвѣчать услужливымъ друзьямъ: я въ отчаянiи, что не могу воспользоваться вашей любезностью, но у меня уже наняты люди!

Какое несмѣтное множество предосторожности требуется для того, чтобы угодить всѣмъ слабостямъ, претензiямъ на обѣдахъ и прiемахъ, происходящихъ по случаю свадьбы. Обѣ семьи встрѣчаются постоянно, и соперничество и ревность ихъ возбуждены въ равной степени.
Очевидно, что семьѣ нѣвесты всюду принадлежитъ первое мѣсто. Для упрощенiя церемонiи, на собранiя эти принято не приглашать знакомыхъ, чтобы быть исключительно въ семейномъ кругу. Въ своемъ туалетѣ невеста соблюдаетъ величайшую простоту, одѣваясь въ свѣтлые, идущiе къ ней цвѣта. Матери часто соперничаютъ одна съ другой въ богатствѣ и изяществѣ костюмовъ, что служитъ причиной затаенной вражды.
Во всякомъ случаѣ не слѣдуетъ забывать, что быть всегда хорошо одѣтой, значитъ оказывать уваженiие своимъ посетителямъ или тѣмъ, кого посещаешь. Но не должно черезъ чуръ роскошными туалетами стараться затмить гостью и тѣмъ оскорбить ея самолюбiе.
Наконецъ, наступаетъ великiй день: молодая дѣвушка покидаетъ родительскiй кровъ, чтобы вступить въ новый домъ своего мужа, гдѣ теперь она становится полной руководительницей и хозяйкой.
Вступая въ новый фазисъ своей жизни, она рѣшилась во всемъ повиноваться своему будущему мужу, и, пока была нѣвестой, подчинялась его малѣйшему желанiю; теперь все изменяется: она должна дѣйствовать самостоятельно, и даже въ покорности мужу должна проявлять извѣстную дозу собственной воли. Молодому мужу скоро надоѣла бы жена, которую бы во всехъ случаяхъ нужно водить на помочахъ, и которая только пассивно повинуется ему, не выражая въ своихъ поступкахъ ни благоразумной рѣшимости, ни здравой самостоятельности.
Молодой женщинѣ предстоитъ теперь угождать не только мужниной роднѣ, но также его друзьямъ и знакомымъ. Всѣхъ ихъ она должна принимать радушно и любезно, новобрачному всегда льститъ, если жена его нравится знакомымъ; онъ гордится ея успѣхами. Но въ то же время она должна остерегаться слишкомъ большой фамильярности съ ихъ стороны; впослѣдствiи это можетъ вызвать семейныя непрiятности, и молодая женщипа первая жестоко поплатится за свою оплошность.
Свадебные визиты новобрачная дѣлаетъ вместе съ своимъ мужемъ, начиная съ его семьи, въ то-же время не забывая семью молодой; точно такимъ образомъ поступаютъ относительно общихъ друзей и знакомыхъ. Если мужъ очень занятъ, молодая женщина дѣлаетъ часть визитовъ съ своей свекровью, но никогда съ собственной матерью, даже къ своимъ знакомымъ.
День для прiемовъ назначается нѣдель шесть или два мѣсяца спустя послѣсвадьбы. Если мужъ свободенъ, онъ участвуетъ въ прiемахъ; если онъ занятъ, то молодой женщине помогаютъ на первые разы свекровь, или ея мать, или какая нибудь пожилая дама. Если мужу необходимо отлучиться скоро послѣ свадьбы, молодая переселяется къ его родителямъ. Она не возвращается въ свою семью ни подъ какимъ видомъ, за исключенiемъ случаевъ, когда ее къ тому вынудятъ какiя нибудь важныя и тягостныя обстоятельства, заставляются ее разойтись съ мужемъ.
Въ отсутствiи мужа молодая женщина воздерживается отъ визитовъ и выѣздовъ, у себя она принимаетъ только родныхъ и самыхъ близкихъ друзей и не показывается въ свѣтъ.
Какъ ни многосложны обязанности молодой хозяйки дома, обязанности мужа не менее серьезны. Въ перiодъ ухаживанья онъ переживаетъ больше мученiй, чѣмъ женщина. Прежде всего мужской туалетъ не обладаетъ такой массой уловокъ и прикрасъ какъ женскiй. Являясь ежедневно во фракѣ, или сюртукѣ и проводя цѣлые часы въ бесѣдахъ съ дѣвушкой, которую онъ долженъ убѣдить въ своей любви, не произнося, однако, этого слова, ему необходимо большой запасъ ума, большое изящество осанки и манеръ, чтобы не показатся смѣшнымъ цѣлой экскортѣ невестиныхъ родныхъ, наблюдающихъ за нимъ и разбирающихъ его по ниточкѣ. Мужчины часто сильно заблуждаются, все принимая и на все соглашаясь до свадьбы, послѣ которой они льстятъ себя надеждой переделать жену по своему. Это большая ошибка, и избалованная родительской лаской и нѣжностью дѣвушка иногда оказывается вовсе не такой смирной, какъ можно было предположить сначала.
Новобрачный не додженъ стараться отдалить свою тещу, изъ боязни, чтобы она не возымѣла на зго домъ влiянiе большее, нежели его собственное. Влиянiя этого, однако, можно бояться только въ томъ случай, если молодой мужъ самъ возбудитъ непрiязнь къ себѣ своимъ недружелюбiемъ къ ней. Тоже самое можно сказать объ остальной невѣстиной роднѣ и ея друзьяхъ.
Обычай дѣлать после свадьбы визиты роднымъ, друзьямъ и знакомымъ указываеть на вступленiе въ новую жизнь. При этомъ изъ числа ихъ можно опустить тѣ личности, которыя почему нибудь оказываются не подходящими для продолженiя съ ними сношенiй при новой обстановкѣ.
Совершенно противно правиламъ приличiя посещать самому тѣхъ, кого не считаешь достойнымъ ввести въ свой домъ. Тѣмъ не менѣе такъ поступаютъ множество мужей, водящихъ дружбу съ такими людьми, которыхъ они не желаютъ видѣть у себя. Конечно, изъ этого числа исключаются люди, съ которыми мужъ связанъ дѣловыми отношенiями, и до которыхъ женѣ его совершенно нѣтъ дѣла.
Мужъ обязанъ сохранить за собой право руководить женою въ ея свѣтскихъ отношенiяхъ. Для этого онъ долженъ всюду сопровождать ее и проводить съ нею все свободное время. Онъ обязанъ предостерегать свою жену отъ тѣсной дружбы съ женщинами, оставшимися самостоятельными послеѣ брака и безгранично предающихся кокетству и роскоши. Къ сожалѣнiю, подобныя личности всегда имѣютъ большую привлекательность для молодыхъ дѣвушекъ и неопытныхъ молодыхъ женщинъ.


Женщина одна.


Намъ часто предлагали вопросы о томъ, какъ должна поступать въ извѣстныхъ случаяхъ вдова, или одинокая безсемейная женщина. Очевидно, что существуютъ многiя затрудни-тельныя обстоятельства, изъ которыхъ можно выдти только съ помощью большаго такта и глубокаго знанiя свѣтскихъ обычаевъ. Для женщины одинокой есть три весьма различныя положенiя: она или вовсе не выходитъ замужъ, иначе сказать, остается старой дѣвой, или вдовѣетъ, или-же расходится съ мужемъ. Къ каждому изъ этихъ случаевъ приспособленъ цѣлый сводъ общественныхъ законовъ, потому что нѣтъ положенiя, къ которому свѣтъ относился бы строже, нежели къ положенiю женщины, лишенной ея естественной опоры—мужа.
Вдова, какъ бы молода она ни была, и какъ бы ни былъ кратокъ срокъ ея замужества, можетъ жить и выѣзжать какъ ей угодно; дѣвушка же не должна жить одна до тѣхъ поръ, пока она не достигнетъ возраста, исключающаго злословiе; точно опредѣлить этотъ возрастъ весьма трудно, такъ какъ многое зависитъ отъ наружности особы и ея положенiя въ обществѣ. Есть женщины, сохраняющiя моложавость и красоту до сорока лѣтъ; другихъ же въ двадцать пять лѣтъ называютъ уже старыми дѣвами. Только лишь начиная съ этихъ лѣтъ дѣвушка можетъ жить и выѣзжать одна, съ условiемъ, если она сирота; если-же родители ея живы, то она обязательно должна жить съ ними. После двадцати пяти лѣтъ, если она отказалась отъ замужества, то она можетъ выѣзжать одна, но до тридцати лѣтъ по крайней мере, она не должна ни принимать посѣщенiшя мущинъ, ни еѣздить на вечера безъ какой нибудь почтенной спутницы. Исключенiе дѣлается только для молодыхъ дѣвушекъ, живущихъ своимъ трудомъ, и по роду евоихъ занятiй вынужденныхъ выходить однимъ. Во всякомъ возрастѣ и во всякомъ положенiи однако положительно невозможно женщинѣ бывать одной на вечерахъ или въ театрѣ. Поэтому вполнѣ прилично въ этомъ случаѣ принимать услуги родственника, друга, иногда даже прiятетеля одного изъ нихъ.
Такъ, женщина, находящаяся одна на балу или на вечерѣ, соглашается на предложенiе хозяевъ дома, чтобы ее проводилъ домой одинъ изъ ихъ друзей. Это значитъ такъ же мало, какъ принять руку какого нибудь гостя, чтобы идти къ обѣду или на мѣсто въ кадрили.
Но подобное покровительство мужчинъ, дозволенное для вдовъ и замужнихъ, должно быть непремѣнно отклоняемо дѣвушкой; пока она еще разсчитываетъ найти себѣ жениха, она должна придерживаться исключительно общества женщинъ.
Въ разговоре ей слѣдуетъ быть весьма сдержанной, и ей никогда не отдаютъ первенства въ церемонiале свѣтскаго этикета. Молодая вдова все время траура должна жить въ семьѣ своего мужа; это обязательно; если она очень молода и если родители покойнаго не имѣютъ другихъ дѣтей, она должна жить у нихъ до тѣхъ поръ, пока вторично не выйдетъ замужъ.
Если у нея есть дѣети, она можетъ жить одна. По окончанiи срока траура, несмотря на печаль, быть можетъ еще гнѣздящуюся въ ея сердцѣ и на нежеланiе вторичнаго брака, вдова во всякомъ возрастѣ можетъ выѣзжать въ свътъ, на балы, въ театръ и принимать у себя. Съ своими посѣтителями на этихъ прiемахъ она держится во всемъ какъ замужняя женщина.
Принужденная сама заниматься своими дѣлами, она безпрестанно сносится съ людьми различныхъ профессiй, нотарiусами, адвокатами и т. п., которыхъ она обязана посѣщать и принимать; но это чисто дѣловыя отношенiя, и знакомство не идетъ дальше. Очень молодая вдова поступить благоразумно, если по-проситъ сопутствовать себѣ при подобныхъ посещенiяхъ пожилую родственницу или подругу.
Теперь предстоитъ рѣшить важный вопросъ: до какого возраста вдова и замужняя женщина можетъ считаться молодою? До тѣхъ поръ, пока она достаточно красива, чтобы нравиться— вотъ искреншй отвѣть, но онъ неопредѣлененъ и весьма эластиченъ, такъ какъ все зависитъ отъ вкуса и взглядовъ тѣхъ, кому приходится судить объ этомъ. Опредѣлимъ тридцать лѣтъ, какъ первую линiю разграниченiя молодости, и слѣдовательно, свободы женщины, и сорокъ лѣтъ, какъ послѣднiй предѣлъ ихъ напоминая при этомъ, что во всякомъ возрастѣ женщина должна соблюдать сдержанность и достоинство.
Одинокая женщина не обязана давать обѣды въ отплату за тѣ, на которые она бываетъ приглашена. Въ то же время она не должна держаться слишкомъ уединенно, и тѣмъ людямъ, съ которыми она не очень близка, она должна оказывать гостепрiимство, принимая ихъ у себя въ домѣ, если она сама намерена посѣщать ихъ.
На свои обѣды и вечера она можетъ приглашать мужчинъ, которые затѣмъ отдадутъ ей визитъ въ ея прiемный день.
Тѣмъ не менѣее, въ теченiе трехъ-четырехъ лѣтъ послѣ смерти мужа, вдова должна воздерживаться отъ свѣтскихъ выѣздовъ и прiемовъ у себя. Для этого нѣтъ определеннаго срока; многое зависитъ отъ обществениаго положенiя, отъ окружающей среды и собственнаго расположенiя. Вдова, имѣющая дѣтей, которыхъ нужно вывозить, жертвуетъ для нихъ своею склонностью къ уединенiю. Вдова, постоянно носящая темную одежду, не танцующая и живущая скромно и тихо, непремѣнно прiобрѣтетъ себе больше уваженiя, чѣмъ та, которая поступитъ наоборотъ.
Положенiе женщины, разошедшейся съ мужемъ, совершенно различно. Мы предполагаемъ конечно, что вина на сторонѣ мужа. Прежде всего, мы позволимъ себѣ посоветывать женщине въ такихъ обстоятельствахъ перенести все и употребить всѣ средства, чтобы остаться подъ супружеской кровлей. Почти всегда наступаетъ минута, когда мужъ сознаетъ свои проступки и обращается къ женѣ, происходитъ примиренiе и старость не грозитъ одиночествомъ; кромѣ того, такимъ образомъ женщина избавляетъ себя отъ существованiя полнаго горечи и незаслуженнаго униженiя. Но если это печальное событiе уже совершилось и, какъ часто случается, семья мужа признаетъ его виновность, для молодой женщины будетъ большимъ счастiемъ, если она поселится въ этой семьѣ, потому что здѣсь ее не настигнетъ клевета. Въ противномъ же случаѣ, она возвращается въ свою семью и совершенно не показывается въ обществѣ, въ публичныхъ мѣстахъ и не принимаетъ у себя никакихъ мужчинъ. Она должна жить въ совершенномъ уединенiи, такъ, чтобы обезоружить самые злые языки. Если у нёя есть дѣти, она по-святитъ себя ихъ воспитанiю и никогда не будетъ показываться нигдѣ безъ нихъ. Только, когда лѣта и время узаконятъ ея положенiе, она можетъ дать себѣ немного более свободы, но никогда не можетъ она ни выѣзжать, ни принимать, ни держать открытый домъ; это повело бы лишь къ оскорбленiямъ и поставило бы ее въ ложное положенiе.

Женщина, разошедшаяся съ мужемъ, относительно общественныхъ сношенiй подчинена темъ же законамъ, какъ и замужняя, т. е. на Новый годъ она не можетъ послать свою карточку мужчинѣ и не можетъ отдать визита; единственные любезности и визиты, разрѣшаемые ей, должны имѣть своею причиною дѣловыя надобности. Чтобы знать, до какой точки позволительно дойти въ этомъ отношенiи, стоитъ только предположить слѣдующее: мужъ боленъ, а между тѣмъ необходимо посовѣтываться съ адвокатомъ по весьма важному дѣлу; естественно, что жена ѣдетъ вмѣсто него, между тѣмъ, какъ она ни за что не поѣхала бы просто посѣтить холостаго прiятеля. Дѣловые люди поэтому могутъ принимать визиты женщинъ, не будучи обязаны отплачивать ихъ, и вовсе не должны считать ихъ любезностью; визиты эти относятся не къ личности человека, а къ его ирофессiи. Въ этихъ словахъ заключается объясненiе всего. Доказательствомъ этого служитъ и то, что женщину въ такихъ случаяхъ принимаютъ не въ гостиной, а въ рабочемъ кабинетѣ или въ конторѣ, различiе весьма обязательное. Поэтому и женщина можетъ иногда адресовать письмо или оставить свою карточку человѣку, съ которымъ она ведетъ дѣла. Нужно особенно замѣтить, что женщина менѣе всего можетъ показываться въ публичныхъ увеселительныхъ мѣстахъ. Каково бы ни было ея положенiе, т. е. замужняя она, вдова, или старая дѣва, но если ей еще не стукнуло 60 лѣтъ, она не смѣетъ показываться одна ни въ кафе, ни въ ресторанѣ, ни въ театрѣ, ни на скачкахъ, ни въ казино, ее непремѣнно должна сопровождать пожилая женщина. Двумъ молодымъ женщинамъ ташке неприлично являться въ подобныхъ мѣстахъ. Но она смѣло можетъ бывать всюду съ своими дѣтьми, которые въ этихъ случаяхъ бываютъ ея лучшими покровителями.
Замужняя женщина и вдова могутъ ходить однѣ въ церковь, по магазинамъ и дѣлать визиты.
Женщина, имѣющая мужа, не должна ѣздить безъ него на балы, въ театръ или на обѣды; если онъ не любить выѣздовъ, она осуждена дѣлить его уединенiе, конечно, если у нея нѣть дочери нѣвесты: въ послѣднемъ случаѣ мать обязана вывозить свою дочь. Случается, что вслѣдствiе своего разстроеннаго здоровья или болѣзни дѣтей женщина ѣдетъ на воды безъ своего мужа. Тогда ей неприлично появляться за табль д'отомъ или въ казино, или участвовать въ экскурсiхъ въ большомъ и веселомъ обществе.
Приличiе требуетъ, чтобы замужнюю женщину, посѣщающую свѣтъ или публичныя мѣста, сопровождалъ хоть постороннiй мужчина, лишь бы она была не одна. Собственно говоря, и это не особенно прилично, но общество это донускаетъ; можно лишь посовѣтывать женщинамъ, находящимся въ подобныхъ условiяхъ, чтобы онѣ выбирали себѣ кавалеровъ, достойныхъ во всѣхъ отношенiяхъ.

Источник


Источник | | Автор: brenta_aury
| Категория: Книги. Журналы. Газеты
| Теги: книга, этикет
10.10.10 Просмотров: 14476 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/5


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar