Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты

Всемирная выставка в Париже в 1867 году


Как пишет "Большая российская энциклопедия", пер­вая всемирная выставка со­стоя­лась в Лон­до­не в 1851 благодаря Ко­ро­лев­скому обществу ис­кусств, ма­ну­фак­тур и тор­гов­ли, в ней уча­ст­во­ва­ло 32 стра­ны.  Все экс­по­на­ты раз­ме­ща­лись в од­ном боль­шом зда­нии («Хру­сталь­ный дво­рец» в Лон­до­не, архитектор Дж. Пак­стон).

Кристальный дворецъ перенесенный въ другое мѣсто, остается замѣчателънымъ архитектурнымъ памятникомъ постройки огромнаго зданія изъ желѣза и стекла. Въ 1851 году онъ помѣщался въ Гайдъ - паркѣ, стоилъ 5 832 644 франка ( 1 458 167 руб. серебром) и представлялъ площадь въ 93 000 кв м.

К выставке вышел "Каталог Российских произведений, отправленных на Лондонскую выставку 1851 года".

Кстати,  первая публичная выставка российских мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге в 1829 году.

С 1873 года строились от­рас­ле­вые и национальные па­виль­о­ны, Рос­сия впер­вые создала отдельный национальный па­виль­о­н на вы­став­ке 1900 г.

Час­то спе­ци­аль­но к вы­став­кам строи­лись вы­даю­щие­ся со­ору­же­ния, например, сим­во­лом вы­став­ки 1889 года и её инже­нер­но-ар­хи­тек­тур­ной до­ми­нан­той ста­ла спро­ек­ти­ро­ван­ная А. Г. Эй­фе­лем баш­ня, в то вре­мя са­мое вы­со­кое соору­же­ние в ми­ре.

 

У нас есть возможность взглянуть на "Иллюстрированное описание всемирной выставки в Париже 1867 года", когда башни еще не было и в помине. Издание Генкеля от 1869 г.

Всемирная выставка 1867 года проходила с апреля по ноябрь в Париже на Марсовом поле и её посетило около 9 миллионов человек, в том числе российский Император Александр II.

 

Предисловие к "Иллюстрированному описанию всемирной выставки в Париже 1867 года" Генкеля:

Отдавая на судъ публики «Иллюстрированное описаніе Всемірной Выставки въ Парижѣ», мы считаемъ не лишнимъ сказать нѣсколько словъ о цѣли этого предпріятія.

Въ послѣднее время въ обществѣ зародилось было сомнѣніе относительно пользы вообще всемірныхъ промышленныхъ выставокъ. Чтобы убѣдиться въ нелѣпости подобнаго предположенія, достаточно взглянуть на произведенія какой бы то ни было страны, выставленныя на Лондонской всемірной выставкѣ 1862 г., и сравнить ихъ съ такими же произведеніями парижской всемірной выставки 1867 года. Мы видимъ, что въ послѣднихъ нѣтъ болѣе той топорности отдѣлки, того безвкусія и безсмысленнаго воспроизведенія формъ, которыми такъ отличались многія произведенія лондонской выставки. И это, конечно, очень естественно — всемірная промышленная выставка даетъ возможность какъ промышленнику, такъ и работнику сравнить на мѣстѣ одни и тѣ же предметы, приготовленные въ разныхъ странахъ и по различнымъ способамъ, оцѣнить качества однихъ и недостатки другихъ, и вывести такимъ образомъ заключеніе о преимуществахъ того или другаго способа.

Въ самомъ дѣлѣ, парижская всемірная выставка 1867 года краснорѣчиво доказала намъ всю пользу подобныхъ выставокъ; она дала намъ возможность обозрѣвать различныя степени культуры, на которыхъ стоятъ отдѣльные народы, и вмѣстѣ съ тѣмъ составить себѣ общее понятіе о цивилизаціи всего земнаго шара.

Обозрѣвая предметы парижской выставки, мы могли, нѣкоторымъ образомъ, прослѣдить извѣстную часть исторіи человѣчества. Такъ напримѣръ, рядомъ съ лукомъ и стрѣлою первобытнаго человѣка, мы видѣли нарѣзную пушку и игольчатое ружье; рядомъ съ грубыми письменными знаками едва извѣстныхъ народовъ, выцарапанными на древеспой корѣ или на пальмовыхъ листьяхъ, — телеграфные аппараты, счетныя машины и гигантскіе книгопечатные станки цивилизованныхъ народовъ.


Къ сожалѣнію не всѣ наши промышленники имѣли возможность лично присутствовать на парижской всемірной выставкѣ. Только немногимъ счастливцамъ удалось обозрѣвать выставленные предметы и сдѣлать сравнительную ихъ оцѣнку на мѣстѣ... Исходя изъ этой точки зрѣнія и имѣя въ виду поощреніе нашей отечественной промышленности, мы приступили къ изданію «Иллюстрированнаго описанія», и смѣемъ думать, что оказали этимъ несомнѣнную услугу нашей промышленности, которая еще сильно нуждается въ подобнаго рода литературпыхъ предпріятіяхъ.

Въ самомъ дѣлѣ, для того, чтобы промышленность наша усовершенствовалась, ей необходимъ обильный запасъ хорошихъ образцовъ, которые она заимствуетъ теперь отъ иностранцевъ. Чтобы избавиться отъ этой рабской зависимости, прежде всего нужно художественное образованіе промышленниковъ, а въ этомъ отношеніи много могутъ помочь хорошіе рисунки съ сравнительной оцѣнкой ихъ. Мы говоримъ, конечно, помочь, потому что главное должно быть сдѣлапо художественными школами, въ учрежденіи которыхъ Франція и Англія опять таки далеко опередили насъ...

Мы надѣемся, что «Иллюстрированное описаніе парижской всемірной выставки» принесетъ свою долю пользы въ этомъ отношеніи.

Мы помѣстили, въ видѣ фельетона, цѣлый рядъ очерковъ, въ которыхъ критически старались оцѣнить нѣкоторые существенные отдѣлы выставки и указать на характеръ и цѣль самой выставки.

Мы даже сдѣлали попытку доказать вліяніе древней промышленности на современную.


Художественно-образовательное значеніе нашего «Иллюстрированнаго описанія» станетъ яснымъ для каждаго, кто только согласится съ тъмъ, что вообще всемірныя выставки служатъ превосходными образовательными школами для рабочихъ, а не согласиться съ этимъ нельзя, принявъ въ соображеніе то вліяніе, какое оказала послѣдняя всемірная выставка на этихъ бѣдныхъ труженниковъ, въ такомъ громадномъ количествѣ стекавшихся на Марсовое поле.

Самою интересною изъ десяти группъ, на которыя распадается выставка 1867 г., является, безспорно, послѣдняя, обнимающая всѣ предметы, имѣющіе какое-нибудь соотношеніе къ увеличенію умственнаго и матеріальнаго благосостоянія массы народонаселенія. Но какъ ни полонъ каталогъ предметовъ, вошедшихъ въ эту группу, онъ, понятнымъ образомъ, не можетъ представить полной картины того фазиса развитія, котораго въ настоящее время достигъ, такъ называемый, рабочій вопросъ. Образцы удобныхъ и дешевыхъ жилищъ, библіотекъ и методовъ обученія, костюмовъ и пр. даютъ лишь весьма поверхностное понятіе о томъ, какъ живетъ работникъ на западѣ.


Надо, къ сожалѣнію, сознаться, что при всемъ нашемъ стараніи выставитъ произведенія русской художественной промышленности въ болѣе выгодномъ для нея свѣтѣ, мы все-таки должны были отдать преимущество иностранцамъ, которые въ этомъ отношеніи далеко опередили насъ...

Въ «Иллюстрированномъ описаніи парижской всемірной выставки» мы старались представить замѣчательнѣйшіе образцы художественной промышленности каждаго отдѣла и каждой страны, и такимъ образомъ составить долговѣчную картинную галлерею, интересную для всѣхъ, кто только принималъ какое либо участіе въ парижской выставкѣ, или интересовался ею.

Наши картинныя изображенія даютъ наглядное понятіе о художественно-мануфактурныхъ произведеніяхъ всѣхъ странъ, и представляютъ ихъ въ такомъ же видѣ, въ какомъ они были представлены на выставкѣ (насколько, конечно, это вообще возможно въ иллюстраціяхъ).

Послѣ всего вышесказаннаго, смѣемъ думать, что предлагая публикѣ эту книгу, мы предлагаемъ ей трудъ полезный, добросовѣстный, который окажетъ несомнѣнную услугу нашей отечественной промышленности и будетъ служить настольной книгой для тѣхъ промышленниковъ, которые желаютъ вести свое дѣло согласно современнымъ требованіямъ.

С.-Петербургъ. 1868 г. 20 декабря.
В. Генкель.

 

Хроника выставки

Надо знать, какимъ было Марсово поле до постройки всемірной выставки, чтобы оцѣнить коллоссальность усилій, требующихся для такого гигантскаго сооруженія.

Въ теченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ каменистая, неровная и пустынная мѣстность, вдругъ преобразилась въ цвѣтущій прекрасный оазисъ. Явились ручьи, пруды, прекрасныя старыя деревья, рѣдкіе цвѣты, каскады, яркая зелень, громадное зданіе самой выставки и, по крайней мѣрѣ, еще сорокъ другихъ построекъ, всѣ і болѣе или менѣе замѣчательны въ архитектурномъ отношеніи подъ искусною рукою г. Барилле, полнаго распорядителя всѣхъ сооруженій.

И на этомъ-то едва замѣтномъ клочкѣ земли собралось 24 различныхъ народностей, съ тѣмъ, чтобы сравнить и между собою обмѣняться продуктами своей умственной и промышленной дѣятельности.

Нѣтъ такой отрасли человѣческаго труда — начиная съ высоко художественныхъ произведеній всѣхъ видовъ искусства и литературы и доходя до выдѣлки послѣдней бездѣлушки — которая не имѣла бы своихъ лучшихъ представителей на этомъ всемірномъ конкурсѣ.

Площадь въ 400 000 квад. метровъ (болѣе 42 десятинъ) оказалась слишкомъ тѣсною для такого состязанія народовъ и ее понадобилось расширить. Главное зданіе выставки, не смотря на свою громадность, далеко не могло вмѣстить въ себя и одной шестой всѣхъ продуктовъ, несмотря на то, что коммиссія выставки вовсе не очень любезно относилась къ произведеніямъ экспонентовъ.

Парижъ сталъ въ эту минуту дѣйствительнымъ центромъ міровой промышленности и самой кипучей дѣятельности, мѣстомъ, сгруппировавшемъ всѣ сферы умственной, нравственной и матеріальной дѣятельности человѣка.

 

 

Для сравнения предлагаем посмотреть книгу Киттары Модеста Яковлевича "Всемирная выставка 1867 года в Париже", типография А. Траншеля.

 


· Скачать удаленно (434 мб)

{ страница документации } Источник | | Автор: В. Генкель
| Категория: Музейные раритеты
| Теги: книга, выставка, фарфор, антиквариат
30.07.22 Просмотров: 893 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar