Ким Бён Ён возродил бамбуковые луки
Подростки, одетые в униформу традиционных боевых искусств, со стрелами для лука стоят на коленях. В течение пяти минут они медитируют под звуки корейской флейты, а потом на голос своего учителя открывают глаза.
В знак уважения к своему партнеру каждый из юных лучников совершает поклон в его сторону и по команде своего учителя приступает к стрельбе по мишени, находящейся на удалении нескольких десятков метров.
Стрелы ложатся в центр мишени.
Здорово, когда попадаешь точно в цель. Это чувство невозможно передать словами.
Хочется ликовать, когда стрела попадает в центр мишени. Музыка, звучащая во время стрельбы, успокаивает, и я стреляю гораздо точнее. Все тревоги сразу куда-то уходят.
Центр для стрельбы из традиционного бамбукового лука находится у подножия горы Пхальгонсан в городе Тэгу. Их наставник Ким Бён Ён обучает ребят стрельбе из бамбукового лука, называемого по-корейски «чуккун». Луки сделаны его же руками. Они изготавливаются из бамбукового дерева, которые растут в Корее. А раз так, то люди думают, что «чуккун» массовый вид спорта в этой стране. Однако Ким Бён Ён единственный человек в Корее, а, пожалуй, и во всем мире, кто умеет делать традиционные бамбуковые луки. Господин Ким Бён Ён, давно увлекавшийся стрельбой из лука, десять лет назад вдруг занялся изготовлением бамбукового лука чуккун. На тот момент ему только исполнилось 40 лет. Что же послужило ему толчком для того, чтобы неожиданно поменять свою карьеру?
Это было десять лет назад. Мой учитель сказал, что лишь 3-5% луков, изготавливаемых в Корее, являются традиционными луками «чуккун», остальные это современные луки, сделанные из карбона, или углепластика. Он также сказал, что бамбуковый лук чуккун довольно редкая вещь, и фактически никто не знает, как его изготовить. Затем он показал мне подлинный чуккун, который достался ему еще в период японской оккупации, и предложил мне восстановить старинное ремесло изготовления традиционного лука. Тогда я впервые увидел настоящий чуккун.
Предложение наставника заинтересовало господина Кима, и он решил попробовать возродить утраченную технологию изготовления бамбукового лука. С тех пор это ремесло стало делом всей его жизни. Самым смертоносным оружием во времена династии Чосон считался лук из рогов буйвола «каккун», век которого, однако, оказался коротким.
Каккун был гораздо более мощным оружием, но его главным недостатком было то, что он не выдерживал воздействия влаги. Война не прекращается даже во время дождей. Уже через несколько часов каккун, попавший под дождь, становится не пригодным для прицельной стрельбы. К тому же изготовление каккуна достаточно сложный процесс, поэтому в период войны нельзя было своевременно поставить в армию большое количество такого оружия.
Выходом из ситуации стал бамбуковый лук чуккун, который компенсировал недостатки лука из рога буйвола. Первое упоминание о чуккуне обнаружено в письменном источнике периода правления короля Чунчжона, датируемым 18 мая 1516 года.
В другом летописном источнике от 6 февраля 1655 года, составленном при короле Хёчжоне, говорится, что родиной чуккуна является Тэгу.
Король Хёчжон готовил военный поход в Китай, для которого ему и понадобились луки чуккун. С того времени такие луки, поставлялись по всей стране до конца эпохи Чосон. Однако три столетия спустя упоминания о чуккуне сохранились лишь в старых летописях, и не осталось ни одного умельца, который мог бы изготовить бамбуковый лук. Более того, чуккун, который был в распоряжении учителя господина Кима, оказался единственным из сохранившихся экземпляров старинного оружия. Это обстоятельство и стало едва ли ни главным мотивом, который повлиял на его решение вернуть из небытия чуккун. Первое, с чего начал господин Ким, это была попытка создать дубликат лука, имевшегося у его наставника. Но то, что получилось из этой затеи, разочаровало начинающего мастера. Стрела из лука пролетела не более 30 метров вместо минимальных ста.
Господин Ким не мог понять, что он сделал не так. Ведь ему не у кого было спросить, как и не существовало никаких инструкций, где бы говорилось, как делается чуккун. Тогда он решил, что всё дело в качестве бамбуковой древесины, и отправился в город Тамъян провинции Чолла-Намдо, известный бамбуковыми лесами.
Я взял с собой бутылку макколли и отправился в Тамъян к мастеру по изготовлению предметов из бамбука. Я собирался упасть к нему в ноги и попросить, чтобы он поведал мне о том, где раздобыть качественный бамбук. Этот человек считался умельцем по изготовлению бамбуковых мечей. Эта технология внесена в Список нематериального культурного наследия Кореи. Но мастер отклонил мою просьбу. Он сказал, что мог бы стать для меня учителем, но лучше, если бы я сам научился этому ремеслу. И мне пришлось уйти ни с чем. Напоследок он лишь намекнул, что мне следовало бы начать с изучения изделий из бамбука.
Ким Бён Ён несколько дней думал над тем, что могли бы означать слова мастера перед расставанием. И тут он вспомнил о своем отце, инженере по специальности, который находил дефекты в изделиях по звуку при их простукивании.
Я подумал, что то, как звучит бамбук, подскажет мне, какой из них лучший. Я рассортировал бамбуковую древесину по группам. В одну группу собрал бамбук, который издавал звонкий звук, в другую – бамбук с глухим звуком, и т.д. Я сделал стрелы из разного бамбука и увидел, что стрелы из бамбука со звонким звуком более гибкие и летят лучше, чем стрелы из другого бамбука. Когда я вскрыл бамбуковый ствол, то увидел, что внутри он очень плотный. Я понял, что секрет гибкости стрел и длительности их полета кроется в структуре бамбука. Также я обнаружил, что бамбуковые деревья, росшие на холмах, внутри более плотные, чем те, что росли на равнине. А бамбук, выросший в более суровых условиях, обладает большей прочностью и гибкостью.
В результате множества проб и ошибок господин Ким, наконец, выявил бамбуковую древесину, подходящую для изготовления лука чуккун, но это было только начало. Процесс высушивания, обработки бамбука паром и изготовления из него лука оказался намного сложнее, чем он представлял. Чтобы придать луку нужную форму, приходилось настолько напрягать руки, что трижды рвал связки рук. Но это его не останавливало. Вот каким помнит своего отца дочь мастера Су Ён, ученица 9-го класса.
Когда я была маленькой, мой отец всё время работал, из-за чего моя мама часто ругалась с ним. Мне казалось, что всё, что его интересует, это луки. Когда у него всё получалось, он говорил мне об этом и был наверху счастья. Он готов был целыми днями смотреть на свои луки и даже брал лук с собой, когда садился за обеденный стол. Он всегда пытался добиться от нас с матерью, чтобы мы подтвердили, что луки хороши, и попробовали натянуть лук. Его лицо всегда сияло радостью и выражало абсолютное счастье.
В 2008 году господин Ким создал, наконец, нечто подобное бамбуковому луку. А через три года он представил своё изделие на международный фестиваль традиционных луков, проходивший в Чхонане провинции Чхунчхон-Намдо. Чуккун, который в течение сотен лет считался утраченным, стараниями господина Кима обрел вторую жизнь и был явлен всему миру на лучном фестивале, в котором участвовало более 30 стран.
Когда люди впервые увидели чуккун, они не могли понять, что это такое. И даже корейцы. Лучники из Малайзии и Японии хотели купить мои луки для того, чтобы использовать их в ходе тренировок. Но я наотрез отказался. В то время я еще не был полностью удовлетворен своим детищем. Другие хвалили мои луки, но сам я тогда решил для себя, что не могу продавать то, что не доведено до совершенства.
Господин Ким Бён Ён по натуре перфекционист. Он не готов продать даже одно единственное изделие, не будучи до конца удовлетворенным своей работой. Столь высокая требовательность к себе – это то, что придает его бамбуковым лукам особую ценность. При этом он никогда не отказывает юным лучникам, охотно давая им пострелять из своего лука. Он ездил по стране, посещая образовательные учреждения, убеждая местные власти ввести уроки стрельбы из лука в целях формирования характера у школьников. В настоящее время он ведет уроки стрельбы из лука в ряде школ и в юношеских спортивных секциях.
Школьники, посещающие занятия по стрельбе из лука, вскоре обнаруживают заметные положительные сдвиги в своем характере и образе мышления. Они становятся более спокойными, уравновешенными и собранными, повышается концентрация внимания, улучшается сон.
Господин Ким Бён Ён даже создал собственную технику стрельбы из лука, названную его именем. Данный метод предусматривает контроль мышления во время слушания звуков корейской флейты тэгым, что позволяет лучнику предельно осторожно отпустить тетиву и произвести точный выстрел. Он встаёт на колени на соломенный мат и кладет рядом повязку для головы, лук и колчан со стрелами. В течение нескольких секунд молча концентрируется, затем надевает повязку на голову, вешает на пояс колчан со стрелами и берет в руки лук. Затем натягивает тетиву и осторожно производит выстрел. Все его стрелы точно поражают мишень. Все действия, совершаемые им при стрельбе из лука, складываются в некий ритуал.
После десяти лет напряженной работы Ким Бён Ён обрел, наконец, уверенность в том, что научился делать настоящий чуккун. Сегодня он видит свою задачу в том, чтобы открыть тир и стрельбище для лучников в целях популяризации чуккуна. В стране насчитывается 375 стрельбищ для стрельбы из лука, но нет ни одного закрытого тира, где лучники могли бы тренироваться в полной тишине, добиваясь максимальной концентрации внимания.
Моя работа над чуккуном не сводилась лишь к воссозданию данного вида старинного оружия. Мне хотелось обучать юных корейцев и распространять дух лучного искусства Кореи по всему миру. Если бы мне удалось осуществить хотя бы часть задуманного, я бы оставил этот мир с улыбкой на своем лице.
Взявшись по зову сердца за возрождение и сохранение для будущих поколений древнего лучного искусства Кореи, господин Ким Бён Ён сумел восстановить корейский лук чуккун и теперь взращивает в обществе дух традиционного искусства стрельбы из бамбукового лука. Он по праву является настоящим мастером лучного дела нашей эпохи.
07.10.16 2589
Восток. Жизнь и обычаи.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |