Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  
Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Темы Клуба
Живопись

«28-го числа 12-го месяца по лунному календарю наклеиваем хуахуа». Это старинная традиция в канун китайского Нового года.


«28-го числа 12-го месяца по лунному календарю наклеиваем хуахуа». Эта старинная поговорка о традиции в канун китайского Нового года наклеивать на двери домов новогодние картины, которые еще называют «древние восточные цветы». Это уникальный вид искусства, потому что, с одной стороны, каждая из картин уникальна, а с другой, их количество не поддается исчислению. «Хуахуа» можно назвать визуализированными молитвами крестьян о благополучии в доме, богатом урожае и защите от злых духов. 


Родина новогодних картин

До династии Западная Хань (206 г. до нашей эры – 25 г.) в Китае была традициявставлять в дверь ветку персика. В народе считалось, что так можно защитить дом и семью от напастей и злых духов. Возможно, что мотивы первых новогодних картин берут начало именно от этой традиции, ведь главные персонажи на них – боги-хранители.

И сегодня перед праздником Весны в деревнях на юге Китая ветки персика и картины – обязательные атрибуты украшения дома к Новому году. 

До династии Северная Сун (960 – 1127 гг.) новогодние картины рисовали вручную. Затем начали вырезать рисунок на деревянных досках и печатать. Именно использование печати послужило широкому распространению новогодних картин по всему Китаю.

Впервые массовое производство гравюр начали осваивать в пригородах Кайфэна провинции Хэнань. Во время правления императора Цзин Кана династии Северная Сун племена Цзинь захватили землю, принадлежащую Сун. Население в страхе бежало от захватчиков. Так случилось, что большинство художников и ремесленников осели в городе Чжусяньчжэне, который находится примерно в 20 км от Кайфэна. Постепенно город стал важным торгово-транспортным узлом на реке Хуанхэ. Древние летописи говорят, что в Чжусяньчжэне было около 300 мастерских, в которых рисовали и печатали новогодние картины. Отсюда их кораблями отправляли по всей Поднебесной. Но частые разрушительные разливы Хуанхэ привели к тому, что городок стал приходить в упадок. Люди уезжали из этих мест. Стало вырождаться и ремесло новогодних картин. Мастера разъехались кто куда. Но популярность этого народного искусства была настолько велика, что со временем оно возродилось и даже получило развитие. Возникло целых три направления новогодних гравюр. Тяньцзинское, городка Таохуау провинции Цзянсу и города Вэйфан провинции Шаньдун. Но тем не менее, стиль новогодних картин городка Чжусяньчжэня до сих пор жив и популярен.

В канун Нового года в китайских домах в течение веков развешивали отпечатанные на бумаге ярко расцвеченные эстампы, которые в XIX веке получили название "няньхуа" - новогодние картины. Появление няньхуа как вида изобрразительного искусства было обусловлено прежде всего развитием техники ксилографии, ее разнообразным применением и широким распространением. Истоки искусства няньхуа восходят к печатным иконам и даосским амулетам, изготовлявшимся с V века в буддийских и даосских монастырях. Непосредственными прототипами няньхуа стали "бумажные картинки" чжихуа, распространенные в эпоху Сун (960 - 1268). К группе памятников, представляющих предысторию няньхуа, необходимо также отнести печатные картины эпохи Мин (1368 - 1644) с изображениями мифологических персонажей. В начале XVII века возникают центры производства няньхуа, и в их числе в Янлюцине близ города Тяньцзиня (провинция Хэбэй), деятельность которого ведется от знаменитой мастерской Дай Ляньцзена. С конца XVI - начала XVII века в няньхуа применяется техника цветной ксилографии, используемоя как для печати целых композиций, так и для отдельных их частей (детали костюма, архитектуры и т.д.).

Эпоха правления династии Цин (1644 - 1911) - время расцвета и широкого распространения няньхуа. Самыми ранними из сохранившихся от этого периода памятников, по-видимому, можно считать изображения мэнь-шеней (духов - хранителей входа) из храма Конфуция в уезде Цюйфу провинции Шаньдун, относящиеся к концу XVII века. В няньхуа XVIII века ощещается влияние классической китайской живописи, проявляющееся и в трактовке отдельных фигур, и в композиционных решениях. Эти картины были высокого качества, дороги и относительно мало распространены. Конец XIX - начало XX века - период наибольшей популярности няньхуа в народных массах. К этому времени окончательно формируется стилевое своеобразие и определяется сюжетное богатство китайской народной картины, складываются изобразительные схемы. Действие в картиных развертывается или на фоне пейзажа, или дается в конкретной, привычной для ктайца обстановке: герои носят соответствующие времени костюмы, появляется множество мелких достоверных деталей. Исключительная декоративность отвечала главному назначению няньхуа, служившей для украшения жилищ в канун Нового года - самого большого праздника старого Китая.

В няньхуа в своеобразном преломлении, присущем этому виду искусства, отразился весь комплекс духовной культуры Китая. Первыми должны быть названы религиозные няньхуа, запечатлевшие пантеан синкретической китайской религии. В ее основу легли древние верования - поклонение силам природы, культ предков, религиозный даосизм, пришедший из Индии на рубеже новой эры буддизм, а также учение Конфуция. К религиозным няньхуа относятся, главным образом, иконы и изображения заклинателей злых духов.

Главным символическим образом в няньхуа было связанное с культом предков изображение мальчика. Нет в семье сына - толпы голодных душ предков принесут несчастье не только семье, но и всей округе. Этим объясняются многочисленные изображения мальчика - желанного сына; с ним связана и благопожелательная символика долголетия, богатства, хорошего урожая, счастья, спокойствия, знатности.

К третьей группе можно отнести няньхуа с бытовыми сюжетами. Важно отметить, что быт в няньхуа изображался далеко не повседневный - скучный и однообразный; при относительной свободе и достоверности в показе архитектуры, домашней обстановки, косюмов художники проводили все через призму пожелания "богатой" жизни. В няньхуа мы видим яркие и торжественные сцены празднования Нового года, Праздника фонарей, где изображаются люди в богатых одеждах, красивые нарядные женщины - жены и дочери владельцев роскошных домов, румяные здоровые дети. Немалую роль в этих няньхуа играют моральные устои, нравы и обычаи, в которых находит отражение официальная идеология неоконфуцианства, насаждавшаяся через школу и систему государственных экзаменов.

Грандиозное литературное наследие Китая нашло широкое отражение в няньхуа. Мифы, предания, повести и рассказы охотно использовались художниками в качестве сюжетов для картин четвертой группы. Няньхуа с литературными сюжетами являлись своеобразными книгами для крестьян и мелких горожан, бывших в подавляющем большинстве неграмотными. В няньхуа мы встречаемся со сценами из мифа "Пастух и Ткачиха", из "Предания о Белой змее", о также из романа Сюй Чжи-линя (1567-1619) "Возведение в ранг божеств", романа У Чэн-эня (1505-1580) "Путешествие на Запад", романа Ло Гуань-чжуна (около 1330- около 1400) "троецарствие"; кроме этих знаменитых романов-эпопей в няньхуа использовались эпизоды из жизни великих поэтов и художников, новеллы Ляо Чжая (Пу Сун-лин, 1640-1715) и многое другое.

С литературными няньхуа тесно связаны и театральные, в которых позы, костюмы и грим актеров отражают характерные для Пекинской музыкальной драмы формы постановки и манеру игры. Театр был очень любим в народных массах, и неудивительно, что театральные сюжеты широко использовались в няньхуа.

Исключительная популярность няньхуа в народе связана с тем, что Новый год был важным событием. Им отмечались конец зимы и начало весны, начало пахоты, от успеха которой и зависел сбор хорошего урожая. Празднование начиналось 23-го числа 12-й луны - в тот день, когда бог очага Цзао-ван отправлялся на небо с докладом о делах семьи. Поэтому вечером после земных поклонов перед богом его изображение выносили во двор и сжигали при треске хлопушек вместе с жертвенной бумагой (обозначавшей деньги). После сожжения бога многие, чтобы еще более задобрить его, бросали в горящие печи конфеты. В ночь на Новый год встречали вернувшегося с неба бога очага и вешали в киот новое его изображение.

Празднование Нового года сопровождалось различными увеселениями. Так, в богатых домах старого Китая был обычай приглашать в дом уличных актеров. Особое место занимал приём гостей, причем важную роль играл разработанный до мелочей этикет. В обрядах, которыми сопровождалось празднование Нового года, долго сохранялись нравы и обычаи старого Китая, из которых наиболее характерными были поклонение перед алтарём предков и обряд "поздравление младшими старших".

После встречи Нового года отмечался Праздник фонарей, установленный, по преданию, в первые годы существования Поднебесной империи одним высокопоставленным чиновником, который потерял свою единственную дочь на берегу реки, и ее всю ночь искали с зажженными фонарями все жители округа. Праздник начинался вечером 1-го числа 1-го месяца, и весь Китай погружался в море огней - города, деревни, обочины дорог озарены были светом цветных фонариков, и красные, желтые, зеленые блики отражались в воде рек, прудов и озер. Праздником фонарей заканчивалась встреча Нового года.

Исключительное по своему значению явление культуры - няньхуа - долгое время было практически вне интересов знатоков и любителей искусства, хотя в России няньхуа начали собирать еще в первой половине XIX века. В конце XIX века известный русский ботание В.Л.Комаров привез из Китая около 6000 листов и устроил в петербургском Географическом обществе выставку, которая произвела большое впечатление, причем никто не мог расшифровать содержание экспонировавшихся произведений. 

В.М.Алексеев первым из синологов обратил серьезное внимание на эту, казавшуюся всем ремесленной, продукцию и увидел в ней сложившуюся, полную своеобразия область народного искусства с многовековыми традициями, корни которой нужно искать в толще китайской культуры. Путешествуя по Китаю в 1906-1909, 1912 и 1926 годах, ученый собрал большую - около 3000 - коллекцию няньхуа и на ее материалах проводил исследования китайского фольклора. Ценнейшим результатом работы В.М.Алексеева в Китае стали "Объяснения к грубым картинам" (рукопись на китайском языке, хранится в Эрмитаже), содержащие расшифровку содержания около 500 картин.
М.Л.Рудова


Тайны ремесла

Новогодние картины Чжусяньчжэня делают по довольно сложной технологии. Сначала художник делает рисунок. Затем рисунок переносится на деревянную доску. Как правило, используются доски, сделанные из груши. Эта древесина лучше всего подходит для изготовления клише, потому что текстура позволяет гравировать очень тонкие линии. Затем начинается процесс печати. Вся работа делается вручную. Клише красят черной тушью и прикладывают к бумаге. Получается черно-белый рисунок, который после просушки раскрашивают. Раскраска тоже делается с помощью клише. И операция эта очень трудоемкая. Требуется очень точное совпадение клише и контура рисунка.

Для новогодних картин используется специальная бумага. В древности это была белая и желтая грубая бумага, сейчас используется лучший сорт рисовой бумаги – «сюаньчжи» (бумага из провинции Аньхуэй). В стилистике сегодняшних новогодних картин обязательны жирные линии; гиперболичность в изображении человека, например, человек с большой головой и маленьким телом; симметрия в структуре; яркие цвета и контрастность, основной сюжет – боги-хранители семейного благополучия. Боги изображаются мужественными и сильными, одетыми в яркие одежды. На картинах других направлений этого вида искусства персонажей изображают с очень сильным румянцем на щеках. Художники из Чжусяньчжэня рисуют своих героев более естественными. А вот тигр на этих гравюрах почему-то всегда черный, и по этой детали можно сразу узнать школу Чжусяньчжэня.

Раскрашивая картины, мастера из Чжусяньчжэня используют традиционные цвета: синий, желтый и красный, всего около 10 цветов и оттенков. Картины получаются яркими, но при этом не выглядят пошло и дешево. Секрет в красках. Рецепты их изготовления передаются из поколения в поколение со времен Северной Сун. Краски готовили из растений: цветов софоры, подсолнечника, всего около 20 ингредиентов, которые в строгой очередности добавлялись в процессе трехчасовой варки. Краски, изготовленные таким образом, сохраняли свою яркость и цвет в течение всего года. И даже современные краски, которые в большинстве своем имеют химическое происхождение, не могут соперничать с красками, сваренными по древним рецептам. Специалисты называют технологию производства красок Чжусяньчжэня «чудом света».

Мастера из Чжусяньчжэня

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. За этим мы отправились в Студию новогодних картин, которая расположена вгороде Чжусяньчжэне. Студия была создана в марте 1986 года при поддержке местного правительства. Главная ее задача – сохранить древнее искусство для новых поколений китайцев.

74-летний Яо Цзинтан был первым директором студии. Это крепкий и общительный старик. Он родился в селе Яопу под Чжусяньчжэнем и с 11 лет стал учиться в частной домашней школе дяди. В 1986 году его как профессионального художника в жанре новогодних картин назначили директором только что созданной студии. В 1996 году ему присвоено звание «Народный художник» ЮНЕСКО, а также Китайского общества народных художников.

Хотя сейчас Яо Цзинтан уже вышел на пенсию, но продолжает изучать историю новогодних картин. Яо можно назвать альтруистом,потому что он потратил почти все свои сбережения, чтобы собрать коллекцию новогодних картин, сделанных в разное время в Чжусяньчжэнь. Он систематизировал и описал множество новогодних картин, ведет активную просветительскую работу среди искусствоведов Сянгана, Аомэня и Тайваня.

Яо до сих пор рисует. К существующим уже традиционным сюжетам картин он лично придумал еще 20. Старый мастер сейчас работает над книгой, в которой будут 124 истории и легенды о сюжетах новогодних картин. Сейчас первый сборник «Истории новогодних картин Чжусяньчжэня» уже вышел в свет и пользуется успехом у читателей. Иллюстрации к сборнику выполнили супруги Чжан. Предисловие написал 85-летний заместитель директора Центрального института прикладного искусства Чжан Тин.

Чжан Тинсюй – известный мастерновогодних картин. Он занимается этим искусством более 30 лет. Его семья – династия художников, уже 4 поколения Чжанов рисуют и печатают новогодние картины. Чжан вырезает клише. Мастерству его учил отец. Сейчас 90% клише, с которых печатают картины в Чжусяньчжэне, сделаны Чжаном. Имя Чжана вписано в «Большой словарь китайских знаменитостей», а ему присвоено звание «Мастер новогодних картин городка Чжусяньчжэня» обществом народного искусства провинции Хэнань. Новогодние картины городка Чжусяньчжэня теперь не просто новогоднее украшение, но и предмет страсти коллекционеров. Известный китайский писатель Лу Сюнь в свое время писал: «В отличие от других новогодние картины Чжусяньчжэня очень яркие, сочные. Деревенская простота стиля делает их очаровательными. Они – образец новогодних картин Северного Китая».

Новогодние картинки уезда Чжусянь города Кайфэн провинции Хэнань имеют древнюю историю и славятся как родоначальники китайской новогодней картинки. Отличаясь народным и местным колоритом, новогодние картинки уезда Чжусянь прославились на всю страну. 

В эпоху Сун уезд Чжусянь был важным военным фортом, после открытия Великого канала уезд Чжусянь становился все более оживленным, при династиях Мин и Цин уезд достиг расцвета в своей истории. Ныне площадь уезда ---- 25 кв.км., население ---- более 200 тыс. человек. По мере развития уезда Чжусянь его новогодние картинки распространились по всей стране. 

В основном новогодние картинки уезда Чжусянь изображают богов-хранителей. По преданию императору династии Тан Ли Шиминю приснилось привидение, и он приказал двум своим генералам стоять у ворот, чтобы защитить от неприятелей. С тех пор император мог спокойно спать. Потом Ли Шиминь приказал изобразить этих двух генералов и наклеивать изображения на ворота. Так родились изображения богов-хранителей на воротах. 

Новогодние картины уезда Чжусянь изготовляются из дерева и раскрашиваются. Яркий контраст многообразия цветов делает новогодние картинки красочными, они очень гармонируют с радостной атмосферой праздника Весны. 

В прошлом при изготовлении новогодних картинок использовались натуральные краски и бумаги. Новогодние картины, изготовленные по традиционным методам, могут храниться долгое время. Ныне в основном используются химические краски. 

Благодаря оригинальному народному колориту новогодние картинки уезда Чжусянь снискали любовь китайцев и иностранцев. В последние годы в уезде Чжусянь учреждены общество любителей новогодних картинок по дереву и общество по изучению новогодних картинок. Ныне изготовляется более 300 тыс. картинок в год и они пользуются большим спросом на мировом рынке. 

Когда речь заходит о новогодних картинах, нельзя не упомянуть об искусстве новогодних картин в местности Янлюцина. Искусство янлюцинских новогодних лубочных картин широко распространяется в северном районе Китая. Такие картины поначалу появились на свет в поселке Янлюцин на юго-западе Тяньцзиня; отсюда и пошло название картин. Искусство янлюцинских новогодних лубочных картин насчитывает более чем 300-летнюю историю. Еще при династии Цин (1616-1911 годы) в поселке Янлюцин насчитывалось примерно сто мастерских по созданию лубочных картин и более чем 3000 мастеров-ремесленников. 

Сегодня дело уже обстоит не так: в поселке имеется лишь несколько дворов, занимающихся этим искусством. В музее янлюцинских лубочных картин вы сможете увидеть новогодний лубок и пронаблюдать за процессом изготовления картин. 

Музей янлюцинских новогодних картин находится в доме, что построен в традиционном китайском стиле "сыхэюань". Здесь экспонируется множество новогодних картин с богатым содержанием. Особенность здешних картин составляет их ярко выраженный лубочный характер и оригинальный местный стиль. Изображение одновременно имеет символический смысл, сюжеты черпаются из реальной жизни; могут быть отображены и исторические события, и народные обычаи. Гид - девушка Лю Цзе, рассказывая о содержании одной картины, говорила: 

"Эта картина называется "Прогулка придворных служанок в весенний день". Автор картины изображает служанок, которые любуются живописным пейзажем в один из прекрасных весенних дней. Выражение лиц у девушек показывают, что они в приподнятом настроении". 

Тематика янлюцинского лубка разнообразна и выразительна. Чаше всего встречаются лубки с изображением конкретных символов, такие, например, как золотая рыбка, золотая жаба, то есть то, что означает пожелание счастливой жизни, благополучия и богатства. Особенно славится янлюцинская лубочная картина, изображающая толстую куклу с короткими руками и ногами и большой главой без шеи. Она очень нравится зрителям. 

В процессе создания янлюцинских новогодних лубочных картины в самом начале для каждой композиции необходимо сделать рисунок, по нему вырезать деревянный трафарет и напечатать его на специальной и очень известной бумаге "сюаньчжи", толщиной которой составляет не более одной трети сантиметра. Затем изображение особым образом окрашивают. В картинной галерее мастер новогодних лубочных картин господин Чжан Кецян лично продемонстрировал посетителям процесс изготовления картины. Он, склонившись над доской, рассказывает: 

"Процесс создания янлюцинской новогодней лубочной картины довольно сложный. Поэтому для изготовления хорошего произведения необходима технология высокого уровня". 

Господин Чжан сказал далее, что ныне не только простые китайцы любят наклеивать новогодние лубочные картины во время Нового года, но и образованные люди, а также иностранцы коллекционируют их. Ныне картины экспортируются в Россию, США, Японию, Сингапур и другие страны, где они пользуются большим спросом

Источники:

http://kitairu.net/, http://www.djembuka.ru, http://kz.china-embassy.org/,

http://www.russian.xinhuanet.com/


| Автор: СЮЕ ЦЗЮНЬ Источник
| Категория: Живопись
26.12.08 Просмотров: 3655 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar