Художник-кукольник Кхуллеин Ли Чхан У
Один ученик делает фигурку человека, другой раскрашивает двигающуюся фигурку, третий тщательно вырезает черты лица куклы. По субботам в многофункциональном Центре KT&G «Сансан мадан» в сеульском районе Согё-дон на западе Сеула проходят занятия по искусству изготовления кукол.
Увлечённые художники осуществляют собственные проекты по созданию авторской куклы или статуэтки. В этих работах воплощены персонажи из кинофильмов и комиксов. Откуда такое хобби у этих людей?
Мне с детства нравилось собирать модели и роботов из пластика. Теперь я занимаюсь изготовлением кукол. Это можно сравнить с работой кинорежиссёра, так как мне приходится свои фантазии воплощать в реальность.
Мне хотелось изготовить игрушечного персонажа, который был бы похож на меня. Я взялась за этот проект, так как мне хочется с помощью своего изделия донести до людей определённую мысль.
Мне нравятся куклы и фигурки персонажей, но не так много подходящих мест, где можно было бы создавать то, что мне хочется. И мне захотелось что-то сделать самой. Это непросто, но увлекательно.
Когда я что-то сама изготовлю, для меня это достижение. Вообще интересно, когда плоское изображение превращается в объемную фигурку. Как будто игрушечный персонаж начинает дышать и становится живым существом.
Джеппетто относился к Пиноккио как к настоящему мальчишке и фактически превратил деревянную куклу в человеческое существо, к которому питал самые нежные чувства. Точно так же авторы этих игрушечных персонажей привязываются всем сердцем к своим созданиям, как если бы те были живыми существами. Они считают своё увлечение чем-то священным – ведь они вдыхают жизнь в неодушевлённые игрушки. Именно это заставляет их придумывать и делать кукол своими руками.
Авторская кукла очень востребована среди так называемых кидалтов – людей, которые, став взрослыми, сохраняют свои детские и юношеские увлечения. Эти игрушки для взрослых настолько популярны, что их выставляют на аукционах. Но разработка и изготовление таких игрушек настолько кропотливое и трудоемкое занятие, что художников-кукольников в мире не так много. Один из наиболее известных в этой сфере мастеров по имени Ли Чхан У живёт в Корее. Его прозвище – Кхуллеин, что ознаает «холодный дождь». Это буквальный перевод его имени Чхан У. Те, кто видел его работы, не находят слов, чтобы выразить восхищение.
Эти куклы сделаны искуснейшим образом. Сначала я не мог поверить в то, что это сделано человеком. Даже шнурки на ботинках выглядят точь-в-точь как настоящие и зашнурованы через отверстия, как и положено. Другие художники для имитации шнуровки используют специальную полимерную глину, но Ли Чхан У при изготовлении одежды для своих кукол применяет натуральные материалы и фурнитуру. Это просто потрясающе.
Уму непостижимо, как можно настолько точно передать все детали. У него золотые руки, и удивительно, как всё это придумано.
Он выглядит выше ростом, чем его 180 сантиметров, у него большие руки с толстыми пальцами. Он совсем не похож на человека, который создает такие великолепные произведения искусства. Глядя на то, как выполнены пятисантиметровые кроссовки со шнурками, поражаешься тому, насколько искусен, точен и основателен этот мастер. Его карьера кукольника началась 13 лет назад, когда Корея оставалась, пожалуй, единственной страной, которой эта область искусства была незнакома. Сегодня, когда за плечами Ли Чхан У более десяти лет работы на данном поприще, он возглавляет ряд проектов в сотрудничестве с национальной баскетбольной лигой США и всемирно известными спортивными брендами. Этот мастер признан величиной номер один в мире в своей области. Давайте поближе познакомимся с ним и переместимся в его студию в сеульском муниципальном округе Мапхо-гу.
Это моя мастерская. Здесь всё верх дном, но такой беспорядок помогает мне в моём творчестве. В этих стенах я провожу по 12-15 часов в день, рождая идеи, которые потом воплощаю в свои игрушки. Это очень стрессовое для меня место, и в то же время здесь я чувствую себя очень комфортно.
Самым примечательным в его мастерской являются десятки аккуратно сложенных на полке крошечных кроссовок. Они расположены так, что достаточно поднять свои глаза, чтобы восхититься ими. Хозяин дома говорит, что, когда смотрит на них, ему становится спокойно. Это то, чем притягивает к себе дело, которым он занимается.
Художнику требуется от трёх до четырёх дней, чтобы полностью изготовить 25-сантиметровую куклу со всеми деталями и отделкой. Но когда-то он даже не думал, что станет дизайнером кукол. Он был обычным студентом-технарём, когда увидел японское аниме Акира, сыгравшее существенную роль в его жизни.
В 1990 году я поступил в колледж и примерно тогда же увидел аниме «Акира». Мультфильм произвёл на меня неизгладимое впечатление. В те годы я жил в сельской местности и никогда не встречал тех, кто делал такие фильмы. У меня и в мыслях не могло быть, чтобы создавать подобные куклы своими руками. Единственное, о чём я мог тогда думать, это то, что анимация и книги манга нечто страшное и шокирующее.
Молодому человеку захотелось создать анимационный сериал наподобие манги «Акира». Прибывший из провинциального города Андона 28-летний парень отправился в Сеул и записался на курсы, где учили тому, как делать анимацию в двухмерном формате. Но, посещая курсы, он понял, что его диплом инженера-химика абсолютно бесполезен для данной сферы, и что он не обладает знаниями, чтобы делать то, что ему хотелось делать. И тогда он поступил на работу в компанию по производству анимационных фильмов. В течение следующих трёх-четырёх лет он осваивает в этой компании технологию создания трехмерных аниме и становится достаточно подготовленным, чтобы снять короткометражный мультфильм. Однако на тот момент анимация в трёхмерном формате ещё не была в моде, и компания закрылась, вновь оставив парня наедине с самим с собой. Настоящей находкой для него стали фильмы, сделанные в технике пластилиновой анимации.
Огромное впечатление на меня произвёл мультфильм «Кошмары перед Рождеством» Тима Бёртона. Даже более сильное, чем когда-то аниме «Акира». Я много раз просматривал этот фильм, и даже просто слушал его запись. Я приобрёл книгу по искусству и стал изучать материалы, используемые при производстве анимационных фильмов. Книга не была посвящена пластилиновой анимации, в ней лишь была фотография на эту тему. Но этого было достаточно, чтобы убедить меня в том, что это то, чем я хотел бы заниматься.
Основываясь на одной-единственной фотографии из книги по искусству, Ли Чхан У смог разобраться в том, какие материалы, краски и приспособления применяются в пластилиновой анимации. Купив всё необходимое, он приступает к изготовлению кукол, которых увидел в аниме, и копирует работы известных кукольников. За три года, начиная с 2004 года, он создает около ста кукольных персонажей. Даже сегодня он вспоминает об этих годах как о времени, когда ему удалось набраться необходимого опыта, чтобы стать профессионалом в искусстве игрушки.
Художник ежедневно размещал в своём блоге нечто вроде отчёта о проделанной работе. Ему хотелось показать, как делаются куклы, всем, кто хотел заниматься тем же, щедро делился своими знаниями и практическими советами. Такое великодушие сделало Кхуллейна Ли Чхан У весьма заметной фигурой в этой области. Ведь у художников не принято раскрывать свои коммерческие секреты и технологии. Демонстрируя редкую щедрость и широту своей натуры, господин Ли Чхан У снискал огромную популярность среди любителей авторской куклы как в Корее, так и за её пределами. Широкой известностью в мире пользовался и его блог. Благодаря этому поклонники его творчества предлагали мастеру купить его работы, когда он действительно находился в незавидном финансовом положении. Однако мастер отказывался продавать кукол, поскольку считал их не вполне своими творениями, а лишь копиями чьих-то работ. Он просил своих потенциальных покупателей повременить и дождаться, когда он начнёт создавать собственных кукол. Наконец, в 2007 году выходит первая работа под брендом Кхуллеина Ли Чхан У. Прототипами для его кукол послужили восемь би-боев, победивших на международных соревнованиях по брейк-дансу, что и вдохновило художника на создание первой на сто процентов авторской работы. Автор назвал эту серию «Феникс». После выхода первого авторского комплекта кукол на мастера вышла компания «Найк». Лидер среди спортивных брендов пожелал новую линию своей обуви представить с помощью кукол.
В 2008 году я создал большую серию человеческих фигур в полной спортивной экипировке, обутых в 100 пар кроссовок. Моими персонажами были баскетболисты, музыканты, рокеры, школьники старших классов и другие типажи, и все они были одеты в одежду и обуты в обувь фирмы «Найк.
Фигуры в одежде «Найк» шесть месяцев демонстрировались в Корейском центре выставок и конференций COEX в Сеуле. Все, кто посетил выставочный зал, не смогли пройти мимо удивительных персонажей, непременно сделав возле них снимок на память.
После успешного сотрудничества с компанией «Найк» в 2010 году к корейскому мастеру с предложением обратилась профессиональная баскетбольная лига США, которая захотела воссоздать своих игроков в виде кукол. Этот проект вознёс художника на мировой олимп кукольного искусства.
Я бесконечно благодарен судьбе, благодаря которой делом моей жизни стало создание кукол. Когда знаменитый баскетболист Коби Брайант приехал в Корею, я встречался с ним лично и преподнёс ему в подарок его кукольную фигуру. А перед этим я изготовил игрушечные аналоги велосипедов известной итальянской марки «Чинелли». После этого мне написал дизайнер фирмы и попросил, чтобы я продал им одну из этих моделей. Любопытно, что дизайнером оказалась супруга президента компании «Чинелли». Ей захотелось подарить игрушечный велосипед своему мужу на день рождения. Если бы не дело, которым я занимаюсь, я никогда бы не встретился ни с кем из этих людей.
Для художника-кукольника Ли Чхан У нет бóльшего счастья, чем создавать вещи и персонажей, в которых он вкладывает всю свою любовь, и видеть, сколько радости доставляет он людям своими работами. Он также мечтает создать анимационный фильм с куклами собственного изготовления. Вот почему он всегда наполнен радостью и светится улыбкой.
07.10.16 3660
Восток. Жизнь и обычаи.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |