Чудеса древности: секрет магических зеркал Востока
Многие бронзовые зеркала в Древнем Китае и Японии выглядели, как это. Но в очень редких случаях у них обнаружилось странное свойство: они могли быть одновременно и плотными, и прозрачными. Фото: Shutterstock*; edited by Epoch Times
В Китае и Японии существовали дорогие и редкие зеркала, которые казались волшебными: бронза, из которой они были сделаны, могла становиться прозрачной. В Китае их называли «зеркала, пропускающие свет», а на Западе — просто «магические зеркала», они оставались загадкой для учёных в течение многих лет.
Лицевая часть выглядела как обычное зеркало. Она была сделана из полированной бронзы и отражала людей и предметы. Обратная сторона украшалась различными иероглифами и узорами. Необычная особенность таких зеркал в том, что, когда на лицевую сторону попадал яркий луч света, в отражении проявлялись узоры задней стороны. Бронза становилась прозрачной.
Западные учёные занялись изучением этих зеркал в 1832 г. Но понадобилось целое столетие, прежде чем они сумели понять, как их изготовляли. Даже на Востоке производство подобных зеркал было тайной.
Секрет изготовления зеркал был описан 1200 лет назад в китайской рукописи «Записи о древних зеркалах», говорится в статье The Courier ЮНЕСКО от 1988 г. Но эта книга была утеряна. Японский мастер Ямамото Акихиса считается последним изготовителем магических зеркал.
Kyoto Journal взял интервью у Акихисы, который обучился этому секретному искусству у своего отца. Несмотря на то, что этот секрет в семье Акихисы передавался в течение нескольких поколений, многие нюансы были утрачены. Его дедушке пришлось заново открывать их, изучая существующие магические зеркала.
В 1932 г. сэр Уильям Брэгг понял, каким образом в отражении проявляются изображения с задней стороны. Сначала делаются орнаменты на задней стороне. На передней части создаются соответствующие выпуклые формы путём соскабливания и гравирования, потом поверхность полируют. Затем лицевую сторону покрывают амальгамой (сплавом ртути). В итоге на поверхности остаются бугорки и изгибы, которые слишком незаметные, чтобы разглядеть их невооружённым взглядом. Эти изгибы в точности соответствуют узорам на задней стороне зеркала.
Западные учёные XIX века пытались создать зеркала с таким эффектом, не понимая их секрета. Они пробовали их изготовить, подвергая зеркало высокой температуре (что портило зеркало) или оказывая давление при помощи компрессора. Но им не удалось добиться того, чтобы зеркало давало такой эффект без внешнего давления.
Попытка западных учёных воспроизвести эффект китайского или японского магического зеркала, используя компрессор. Фото из книги «Магия, иллюзии и научные уловки, включая трюковую фотосъёмку». Фото: Public Domain, epochtimes.ru
Несколько лет назад я случайно услышал, что на территории Китая в древних храмах хранятся зеркала, которые могут показывать, где живет Будда. Тогда же я написал об этом письмо в Китай моему знакомому любителю головоломок, профессору университета в городе Нанкине, но он ответил, что ничего не слышал о подобных вещах. Прошли годы, и неожиданно мой старый китайский друг, которого зовут Сан Янзы и которому сейчас 70 лет, сообщил, что хочет прислать мне в подарок китайское бронзовое зеркало, о котором я спрашивал когда-то. Если это зеркало направить на солнце, а отраженный "зайчик" - на белую стену или лист бумаги, то на них появится изображение, которого нет на полированной лицевой стороне зеркала.
Вскоре пришла посылка с круглой бронзовой пластинкой диаметром 7 см, отполированной с лицевой стороны так, что ею можно было пользоваться, как зеркалом (см. фото). Лицевая сторона зеркала была немного выпукла, а тыльную сторону украшал барельеф с иероглифами, покрытый патиной - окислами зеленого цвета, которые возникают на старых бронзовых предметах.
Вы можете понять мое волнение, когда я направил зеркало на солнце и подставил под "солнечный зайчик" лист бумаги. На бумаге я увидел изображение... Не Будды, а только иероглифы, но увидел! Изображение было!
Что же говорит наука о волшебных зеркалах из Китая?
Выяснилось, что на эту тему написаны десятки статей и книг.
Цитата из книги китайского ученого Шень Гуа «Раздумья об озере снов», написанной в 1086 году: «Есть «зеркала, пропускающие свет», на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, которые невозможно прочитать … если на такое зеркало упадет солнечный свет, то все они «проступают» на лицевой стороне и отражаются на стене дома, где их можно отчетливо видеть … считают, что при отливке зеркал более тонкая сторона остывала первой, а сторона с узорами, будучи более толстой, остывала позже, и в бронзе образовывались мелкие трещины, поэтому на лицевой стороне есть сквозные линии, которые не видны глазу».
В начале 19 века шотландский физик-оптик Д. Брюстер после исследования «волшебного» зеркала объяснил секрет зеркала нанесением раствора кислоты на лицевую сторону с последующей шлифовкой.
Известно, что волшебными зеркалами в 19 веке обладали знаменитые ученые математик Лаграж и астроном Араго.
В 1932 г. английский физик У. Брэгг выдвинул свою гипотезу: лицевая полированная поверхность зеркала имеет незаметные для глаза неровности, которые становятся видимыми при увеличении изображения на стене.
Первое сообщение на Западе было опубликовано в британском "Философском журнале" в 1832 году, а последнюю статью о необычных зеркалах можно прочитать в Интернете сегодня. И почти каждый автор считал, что он нашел разгадку тайны. Затем появлялся научный труд с новой версией, и поэтому для большинства ученых магические зеркала остаются загадкой до сих пор.
Наиболее реальной кажется версия, что «волшебство» зеркала закладывалось само собой при его изготовлении. Секрет кроется в несовершенстве технологического процесса.
При изготовлении бронзовой пластины методом литья, благодаря рельефу на тыльной стороне, толщина зеркала не одинакова, в результате после остывания пластина может иметь не очень ровную лицевую поверхность.
При выдавливании или вырезании рельефа рисунка толщина бронзовой пластины также становится разной, и на другой стороне появляются неровности.
Сделали рельеф на обороте, а теперь надо навести глянец с другой стороны, шлифуя и полируя лицевую поверхность до зеркального блеска.
Какого же труда стоил этот процесс древним мастерам!
Именно при шлифовании появляется небольшая выпуклость всего зеркала.
При шлифовании и полировке в результате давления на участки разной толщины на лицевой поверхности возникает множество микроскопических выпуклостей и впадин, которые после окончания процесса полирования начинают отражать как сферические зеркала.
Обратите внимание, как происходит отражение световых лучей на неровностях: выпуклое зеркало рассеивает свет, а вогнутое, наоборот, собирает лучи.
Выпуклости становятся рассеивающими световые лучи микрозеркалами, а впадинки - собирающими.
Поэтому в изображении на стене, темные участки соответствуют выпуклостям, а вогнутые - впадинам. Отраженный от разных участков зеркала свет становится как бы изменяющимся по яркости, и это изменение яркости полностью соответствует рельефу на обратной стороне зеркала.
А Вы знаете, что, среди «волшебных зеркал» были обнаружены зеркала, у которых отражение на стене не соответствовало выдавленному рисунку на обратной стороне! Так, например, в одном из буддистских монастырей существовало зеркало, на обратной стороне которого был изображен морской ночной пейзаж, а в отражении на стене появлялась - фигура Будды в цветке лотоса.
Здесь ученые выдвигают, а современные изготовители подобных зеркал подтверждают другой способ: лицевая сторона сначала шлифуется, затем здесь же наносится рисунок, вытравливается с помощью кислоты и, наконец, поверхность опять до блеска полируется.
В результате - тот же эффект появления многочисленных микроскопических сферических зеркал, а на стене мы видим отражение вытравленного рисунка.
Очевидно, что рецепт изготовления «волшебного» зеркала не является единственным.
И, как говорят, Восток – дело тонкое!
Так называемая обратная сторона 'прозрачного' волшебного зеркала (Китай, бронза, 2000 год).
'Солнечный зайчик' от зеркала, показанного на фото вверху. Изображение соответствует рисунку барельефа на обратной стороне зеркала.
На родине этих зеркал, в Китае, они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом - любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал.
С тех пор волшебные зеркала называют в Китае "прозрачные бронзовые зеркала", а происхождение китайской пословицы "На солнце правда всегда проступает наружу" объясняют ими же.
Волшебное зеркало (Китай, бронза, 2001 год). Диаметр - 5,5 см, вес - 64 г, толщина: макс. - 5 мм, мин. - 1,5 мм. Барельеф на обратной стороне зеркала - Будда с сосудом в левой руке.
Будда с сосудом в левой руке. Отраженное изображение в зеркале отличается некоторыми деталями от барельефа на его обратной стороне.
Бронза (сплав меди, свинца и олова) была изобретена в Китае за 2000 лет до нашей эры, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 годом нашей эры. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Танг, умершего примерно в 950 году нашей эры. С ним в одной могиле было 26 его жен в возрасте от 13 до 26 лет, которые не имели права жить после смерти мужа-императора. И на всех жен всего лишь одно магическое зеркало. Вот как мало их тогда было.
Но через 500 лет, в эпоху правления династии Мин (1368-1644), волшебные зеркала уже перестали для правителей Китая быть большой редкостью, и зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Возможно, тайна появления изображения на зеркале была не известна и самим китайским мастерам. Дело в том, что в среднем только одно из сотни сделанных зеркал проявляло волшебные способности. Первые попытки объяснить их причину предпринял еще в XI веке китайский ученый Шен Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем более толстая, что приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности. Древние китайские поэты давали свои, поэтические объяснения "прозрачности" металлических зеркал. Этих объяснений поэту Кин Ма, например, хватило на целую поэму.
Англичанин Джон Свинтон - первый известный нам европеец, увидевший волшебное зеркало. Он купил его в 1831-1832 годах в Индии в Калькутте, куда оно попало из Китая, и тут же отправил зеркало в Англию Дэвиду Брюстеру. Сэр Дэвид Брюстер (1781-1868) был шотландским физиком, известным своими открытиями в области поляризации света. Кстати, он изобрел любимую нами с детства игрушку-калейдоскоп и был автором еще нескольких оптических игрушек. Сэр Дэвид изучил полученное зеркало и опубликовал отчет в "Философском журнале". Отчет начинался с сообщения, что это зеркало "...удивило дилетантов и сбило с толку философов Калькутты". А затем сэр Дэвид раскрывал секрет. По его мнению, изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется. В заключение он рекомендовал организовать производство и продажу таких зеркал в Англии, что будет очень прибыльным делом. Но вместо зеркал по его рецепту в Европе появились другие научные доклады с другими рецептами.
В 1844 году известный французский астроном Араго, один из создателей фотографического процесса, рассказал о волшебных зеркалах на заседании Академии наук Франции. В Париже кроме Араго такое зеркало уже имел знаменитый французский математик маркиз де Лагранж.
Сенсационную статью, как сказали бы сейчас (и возможно, настолько же правдивую, как нынешние сенсации), опубликовал в популярном немецком журнале "Садовая беседка" в 1877 году известный в то время писатель Карус Стерн. Он нашел у римского писателя Аулюса Геллиуса, который жил во II-III веках нашей эры, фразу про "зеркала, некоторые из которых отражают их обратную сторону, а некоторые нет". Штерн также раскопал записи итальянского историка Муратори о том, что волшебное зеркало было найдено под подушкой некоего Бишопа из Вероны, который впоследствии был осужден на смерть. И наконец, в той же статье сообщалось, что в древнекитайской книге, относящейся к IX веку нашей эры, есть упоминание о волшебном зеркале.
А вот поблизости от Китая, в Японии, события развивались по-другому. В японских источниках от древнейших времен до второй половины XIX века не обнаружено никаких упоминаний о волшебных зеркалах. Но уже в середине того века в Европу были привезены зеркала, сделанные в Японии. Видимо, японские мастера сумели получить способ изготовления из Китая или научились делать их сами. В 1877 году в Лондоне была организова на целая выставка волшебных зеркал из Японии.
В начале ХХ века большинство ученых и Запада и Востока считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер сначала обрабатывал стальным инструментом тыльную часть зеркала, делая рельефный рисунок более качественным. Затем он помещал зеркало на стол тыльной стороной вниз и начинал шлифовать лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Эти микрозеркала должны были, по мнению ученых, формировать изображение внутри "солнечного зайчика". Объяснение звучало авторитетно, но никто не мог показать хотя бы одно зеркало, сделанное в Европе или Америке этим или каким-либо другим способом.
А в Китае уже нашли волшебное зеркало диаметром 52 см, весом более 12 кг и толщиной 1,3 см. При такой толщине слоя бронзы объяснение европейских ученых выглядело неубедительно.
Но не это гигантское зеркало вызвало замешательство специалистов, а то, что обнаружены зеркала, у которых рисунок в "солнечном зайчике" не соответствовал рельефу на обратной стороне зеркала! Например, в одном буддийском храме хранилось зеркало, на тыльной стороне которого изображена луна, сияющая над морем, а в отраженном солнечном луче на стене храма возникала фигура Будды в цветке лотоса.
Волшебное зеркало как бы посмеялось над всем западным ученым миром. Новые необычные находки могли вызвать новую волну интереса к зеркалу, но этого не произошло, так как разразилась сначала Первая, а затем Вторая мировые войны. Кроме опубликованной в 1932 году статьи английского кристаллографа сэра Уильяма Брэгга в ХХ веке вплоть до 1958 года не было никаких сообщений о волшебных зеркалах. Но самое страшное, что и в Китае и в Японии зеркала перестали производить, так как умерли или были убиты те немногие мастера, которые умели их делать.
В 1961 году премьер-министр коммунистического Китая Джоу Эньлай посетил Шанхайский музей, заинтересовался волшебными зеркалами и дал указание восстановить их производство. Эту работу поручили нескольким университетам и техническим институтам. В печати на протяжении двух лет появлялись публикации об их работе, в которых излагались главным образом отрицательные результаты экспериментов. Китайские ученые из разных учреждений вели исследования независимо, каждый пытался найти свой метод и критиковал коллег. Через два года публикации прекратились и появились новые китайские зеркала, которые ни в чем не уступали древним. Изображение, отражаемое ими, могло соответствовать или не соответствовать рельефу на тыльной стороне зеркала. Где и как делали новые зеркала и вся история их воссоздания были окутаны строжайшей тайной. Из переписки с моим китайским коллегой мне стало известно, что сейчас их делают в городе Янгжоу (Yangzhou).
Итак, за последние полтора столетия десятки ученых занимались разгадкой волшебного зеркала. Многие из них были уверены, что им удалось раскрыть тайну. Но только в Китае научились делать зеркала, равные древним. Мировой науке остается недоступным метод, найденный в современном Китае, и поэтому сегодня можно только перечислить способы изготовления, предлагавшиеся на протяжении полутора столетий, тем более что каждый из них претендует на достоверность.
Итак, возможные способы производства волшебных зеркал.
1. При литье более тонкие части зеркала остывают быстрее, чем толстые, что приводит к деформациям поверхности. Поскольку этот процесс зависит от очень многих факторов, только одно-два из сотни зеркал как бы сами собой становятся "волшебными".
2. На лицевой стороне зеркала гравируется рисунок, который затем заполняется бронзой другого сорта и полируется.
3. На лицевой стороне зеркала вырезается рисунок, затем поверхность покрывается амальгамой ртути и полируется.
4. Рисунок на лицевой стороне зеркала протравливается кислотой или другими химикатами, а затем полируется.
5. Рисунок прорезается на тыльной стороне зеркала, что вызывает появление неровностей при полировке лицевой поверхности.
6. Рисунок штампуется на лицевой стороне зеркала, а затем поверхность полируется.
Сейчас многие склоняются к тому, что волшебные зеркала можно делать разными, чуть ли не всеми перечисленными способами. Только никто почему-то не может это доказать, изготовив зеркало, демонстрирующее что-нибудь новое, например Эйфелеву башню.
Продолжающиеся научные исследования рождают новые сомнения. В 1999 году двое ученых: доктора наук М. Г. Томилин из Государственного оптического института им. С. И. Вавилова и Дж. Сайенс из Калифорнийского университета разрезали волшебное зеркало, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. Был использован новейший метод выявления структурной неоднород ности материала при помощи тонких слоев нематических (не знаю, что это такое) жидких кристаллов путем наблюдения их в поляризационном микроскопе. Результаты: структурных неоднородностей поверхности сечения зеркала выявить не удалось, и, как и полагается в науке, появилась еще одна публикация о волшебных зеркалах. Она начинается так: "В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватываю щую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия". Написано это накануне XXI века.
А что же в России? На территории нашей родины есть место, о котором мало кто знает, но которое хранит множество загадок, в том числе и связанных с зеркалами. Место это называется Минусинская котловина. Расположена она в Сибири, в 300 км к югу от Красноярска, вверх по течению Енисея. Удивительно, но в этих суровых местах археологи нашли следы культур, созданных нашими предками, начиная с XIV века до нашей эры.
Производство бронзы, как считают историки, было там в III тысячелетии до нашей эры, то есть раньше, чем в Китае. Существует гипотеза, что гунны, погубившие Древний Рим, родом из этих мест. Для нас же самое интересное, что в Минусинской котловине найдено более 360 древних бронзовых зеркал, относящихся к разным эпохам. То ли здесь на протяжении тысячелетий был какой-то культ зеркал, то ли женщины жившего там народа были необычайно кокетливы? Неизвестно...
При изучении зеркал Минусинской котловины историки, естественно, не обращали внимания на их лицевую сторону, покрытую слоем окислов, а занимались рисунками и надписями на обратной стороне. И в музеях эти зеркала лежат лицом вниз. Никому и в голову не приходит, что под слоем патины может прятаться некая тайна.
Сотрудники музеев стараются сохранять вещи в том виде, в каком они к ним поступили, и предложение отполировать лицевую сторону зеркала, которому тысяча лет, звучит для них кощунственно. Но если среди 190 старинных зеркал из бронзы, хранящихся в Минусинском краеведческом музее, есть такие, лицевая сторона которых немного выпукла, то велика вероятность, что это "волшебные зеркала". И полировка может открыть их тайну.
Возможно, что среди читателей найдутся те, кто захотел бы сам проникнуть в секрет волшебных зеркал. Один из путей исследований - это попытаться изготовить волшебное зеркало из... монеты или медали. Ведь, по предсказаниям ученых, отштампованный, а затем сошлифованный рисунок можно увидеть в отраженном свете. И если полировать монету до момента исчезновения рисунка, то, может быть, он снова станет виден в "солнечном зайчике"? Можно шлифовать лицевую сторону монеты до тех пор, пока не начнет проявлять себя рисунок с обратной стороны, и получить "волшебную прозрачную монету", у которой герб России или СССР будет "виден" через слой металла. В обоих случаях поверхность монеты должна быть слегка выпуклой, так же как немного выпуклы все волшебные зеркала. При полировке верхнего рисунка не следует прилагать больших усилий. А если вы будете пытаться делать "прозрачную монету", то при шлифовке нужно сильнее давить на обрабатываемую поверхность, особенно в конце работы. Проверять монету следует солнечным лучом, а экран располагать на разных расстояниях от нее. Вот все советы, которые можно дать. Остальное зависит от вас.
История
Когда в Китае научились делать прозрачные зеркала — доподлинно неизвестно, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 г. н. э. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Тан, умершего примерно в 950 г. н. э. С ним в одной могиле было похоронено 26 жен в возрасте от 13 до 26 лет. Зеркало на всех было одно!
И только через 500 лет, в эпоху правления династии Мин, волшебные зеркала перестали быть редкостью для правителей Китая. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно найти в крупнейших музеях мира. Я увидел и влюбился в них навсегда. И конечно же, мне, как и многим другим людям, не давала покоя тайна их изготовления.
Зато я выяснил, что на эту тему написаны десятки статей и книг. И это несмотря на то, что никто из авторов так и не смог раскрыть секрет зеркал. Как их делали? Почему возникали изображения, нанесенные на тыльную сторону зеркала? И наконец, самая главная загадка — почему только одно из сотен сделанных зеркал проявляло волшебные свойства? Ответов на эти вопросы никто не знал. Точнее, каждый автор считал, что нашел разгадку, но затем появлялся новый труд, полностью дискредитирующий предыдущий.
Первые попытки приоткрыть завесу тайны предпринял в XI в. китайский ученый Шень Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем толстая, и это приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности.
Спустя несколько столетий Дэвид Брюстер — шотландский физик и изобретатель любимой нами игрушки калейдоскопа, писал, что изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется.
В XIX в. западные ученые считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива.
После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика.
Объяснение звучало весьма авторитетно, если бы не одно но. Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту. Каково же было удивление мирового сообщества, когда в середине века японцы привезли в Европу целую партию волшебных зеркал. Где они их раздобыли — неизвестно. Может быть, украли секрет у китайских мастеров или научились делать их сами. Как бы то ни было, но в 1877 году в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии!
Впрочем, китайцы в долгу не остались и продемонстрировали миру очередной шедевр — старинное зеркало толщиной 1,3 см. При такой толщине слоя бронзы все объяснения европейских ученых выглядели смешно и нелепо. Но самое невероятное заключалось в другом. На этот раз рисунок в солнечном зайчике не соответствовал рельефу на обратной стороне зеркала!
Там было изображено солнце, встающее над озером, а в отраженном солнечном луче на стене храма возникали луна и звезды. Волшебное зеркало задало очередную задачку ученому миру. Притом что и предыдущая еще не была разгадана...
В начале XX в. поднялась новая волна интереса к китайским зеркалам. Но тут, увы, разразилась сначала Первая, а затем Вторая мировые войны. А в конце 1950-х гг. выяснилось, что волшебные зеркала ни в Китае, ни в Японии больше никто не делает — некому. Одни из старых мастеров умерли, другие были убиты...
К счастью, в 1961 г. премьер-министр Китая Джоу Эньлай, посетив Шанхайский музей, заинтересовался волшебными зеркалами и приказал восстановить их производство.
Но одно дело — дать команду, и совсем другое — ее выполнить. Несколько университетов и технических институтов два года бились над решением этой задачи, но, увы, у них ничего не получалось. И только на третий год миру были явлены волшебные китайские зеркала новейшего производства, которые ни в чем не уступали древним. Изображения, отражаемые ими, то соответствовали, то не соответствовали рельефу на тыльной стороне зеркала. Стало быть, старинную технологию удалось возродить. Но, как и прежде, секрет изготовления держался в строжайшей тайне.
Сегодня несколько десятков ученых пытаются разгадать секрет китайских зеркал, но безрезультатно. Перечисляются как минимум шесть способов, по которым можно изготовить волшебное зеркало. Только почему-то никто из них не может этого сделать.
Несколько лет назад русские и американские ученые разрезали волшебное зеркало, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. В ход пошли новейшие микроскопы, жидкие кристаллы, современные технологии, но структурных неоднородностей обнаружить не удалось. В конце концов в одном научном журнале появилась статья, в которой говорилось: «В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватывающую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия».
У нас в Сибири есть место, которое хранит множество тайн, в том числе связанных с зеркалами. Это Минусинская котловина, расположенная в 300 км от Красноярска. Невероятно, но в этих отнюдь не солнечных краях археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы в III тысячелетии до н. э., то есть раньше, чем в Китае.
Но самое невероятное заключается в том, что в Минусинской котловине найдено около четырехсот древних бронзовых зеркал. Половина из них хранится в местных музеях. Лежат эти бесценные экспонаты лицевой стороной вниз, а это наводит на мысль о том, что исследователи изучали исключительно рисунки и надписи, расположенные на обратной, тыльной стороне. А на лицевую, покрытую слоем патины, не обратили никакого внимания.
«На солнце правда всегда проступает наружу», - гласит древняя Китайская пословица.
И в мужских, и в женских погребениях скифов находят бронзовые зеркала. Об их предназначении спорят. В отполированной поверхности можно было увидеть свое отражение. Оборотная сторона иногда служила календарем, где бег времени передавали фигурки оленей и горного козла. Отражение завораживало: верили, что через зеркала осуществляется связь с потусторонним миром.
На выставке "Золотые олени Евразии" можно увидеть зеркало и в земной, и в сакральной ипостасях. Богиня с зеркалом и скиф, пьющий из рога. Золото. 350-е годы до н. э.На золотой бляшке из кургана Чертомлык (Приднепровье) изображена Табити - верховная богиня Огня. Она держит зеркало, как жезл. А перед ней стоит, как мальчик, скифский царь с кубком-ритоном в руках. Он пьет божественный напиток "власти от бога". Женщин кочевники боготворили. Девы-воительницы не уступали мужчинам в сражении. Кроме того, они были хранительницами очага.
Домыслы: Волшебные зеркала - источник информации по типу DVD???
Вот глядя на это разнообразие, просто диву даешься. Вот признайтесь, вы знали, что этого добра столько много? Я вот не знал. А их не просто много этих «зеркал», а просто очень много. Что их все объединяет? У всех имеется по центру этакая «пипка», походит на ушко от некоторых типов пуговиц. То есть, элемент этот сделан не просто так, а для конкретной функциональной цели. А именно, для установки и фиксации «зеркала» в одно и тоже место. Не уж-то в устройство для просмотра и проигрывания?
Что роднит все наши дисковые носители информации? Отверстие по цетру. Что роднит все эти «зеркала»? проушина по центру. Все нынешние выпускаемые DVD и не только, имеют на своей тыльной поверхности рисунок, с названием и образами содержимого.
Информация на диске записывается в виде спиральной дорожки из питов (англ. pit — углубление), выдавленных в поликарбонатной основе. Каждый пит имеет примерно 100 нм в глубину и 500 нм в ширину. Длина пита варьируется от 850 нм до 3,5 мкм. Промежутки между питами называются лендом (англ. land — пространство, основа). Шаг дорожек в спирали составляет 1,6 мкм. Питы рассеивают или поглощают падающий на них свет, а подложка — отражает. Поэтому записанный компакт-диск — пример отражательной дифракционной решётки с периодом 1,6 мкм. Для сравнения, у DVD период — 0,74 мкм.
Данные с диска читаются при помощи лазерного луча с длиной волны 780 нм, излучаемого полупроводниковым лазером. Принцип считывания информации лазером для всех типов носителей заключается в регистрации изменения интенсивности отражённого света. Лазерный луч фокусируется на информационном слое в пятно диаметром ~1,2 мкм. Если свет сфокусировался между питами (на ленде), то приёмный фотодиод регистрирует максимальный сигнал. В случае, если свет попадает на пит, фотодиод регистрирует меньшую интенсивность света.
А если на древнее зеркало лазером посветить? Есть сведения, что в древности дополнительно использовались парогенераторы, которые позволяли обладателю зеркал, создавать объемные изображения (отображение информации с зеркала) - голографические...
Источник 24.07.15 11126
Восток. Жизнь и обычаи.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |