Выставки Третьяковки за последние годы из «просто выставок» все чаще становятся настоящим путешествием в другой мир - путешествием в декорациях, в музыке, в ароматах разных стран и эпох. Прошлое 8 марта мы, как зрители, тонули в цветах в здании Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке на одноименной выставке «Цветы...», совсем недавно нам предлагалось окунуться в не менее сказочный мир балета Дягилевских сезонов на огромной ретроспективе «Видение танца» на Крымском валу. В канун нового года по соседству со звенящим и торжествующим миром театра эпохи модерн открылась другая, тихая и загадочная выставка - «Зеркала».
Как рассказывала куратор выставки Наталья Адаскина, идея проекта, посвященного теме зеркала, зрела давно: такое количество историй, мифов, примет связано с этим предметом, так много разных ролей оно играло в жизни людей в разные периоды истории, незаметно сопровождая их в жизни, отражая ее и играя с воображением, так много возможностей и художественных решений подарило оно художникам... Конечно, по ее признанию, в мечтах эта выставка мыслилась составленной из шедевров мирового искусства: сюда просятся и «Менины» Диего Веласкеса, и «Чета Арнольфини» Яна Ван Эйка и многое другое... Сюда же не попал замечательный портрет З.Гиршман кисти Серова, хотя находится неподалеку, в старом здании Третьяковки. Но что делать - сохранность экспонатов дороже, и выставку пришлось составить из фондов самой галереи и того, что было доступно. В итоге в нее вошли работы конца 18- 20вв., от чего, однако, она вовсе не кажется незавершенной.
На верхнем этаже зрителя ждет сразу несколько «обманок». Ирреальное пространство на видео Н.Элькониной - всего лишь отражение ее самой и обстановки комнаты в различных зеркальных поверхностях. Пытаясь прочитать тексты на щитах к выставке, вы вдруг видите в них себя. Наконец, зеркало, в котором отражается прекрасный букет, и в котором загадочным образом не видишь собственного отражения, оказывается вовсе не зеркалом, а искусно сконструированной дырой в раме, а букета, как выясняется два - и совсем одинаковых. Столь оригинальное оформление выставки принадлежит постоянному дизайнеру галереи Геннадию Синеву. Теряя ориентацию в пространстве и времени, наконец, окунаешься в сказочный, многосложный, гипнотизирующий и в чем-то пугающий, таинственный мир зеркал. Древний миф гласит о том, что дьявол преподнес зеркало людям, чтобы отвернуть их от одиночества размышлений, чтобы мир иллюзий уводил их от истины, чтобы притягательность собственного отражения, очаровывала разум. Магия зеркала - самое лучшее для этого средство, и мимо такого феномена не могло пройти равнодушно искусство, в котором иллюзорность отраженной действительности бесконечно переливается, а формы изысканы и отстраненны, где воображение находит для себя богатый мир искаженного, дробного, волнующего мира. Новые оттенки собственных отражений и собственных иронических, порой надменных, порой беспощадных и где-то совсем неожиданных портретов. Обман, иллюзия, магия...
Первым «обманутого» зрителя встречает знаменитый автопортрет З.Серебряковой «За туалетом». Миловидная, свежая, явно довольная своей цветущей красотой, молодая художница прихорашивается перед зеркалом, а вокруг царит чарующий аромат женского мира - баночки, скляночки, пузырьки духов, бусы, пудра. Рядом совсем иной по настроению и содержанию, чопорный потрет Елизаветы Алексеевны работы художника Манье начала 19 в. Зеркало за спиной императрицы, смотрящей на зрителя, отражает ее аристократический профиль и царственную осанку. На соседней стене возвышается горделивый портрет Ермоловой В.Серова. Легенда театра в узком черном платье возвышается над окружающим миром подобно античной колонне на пьедестале. И здесь нашлось место зеркалу - висящее позади великой актрисы, оно зрительно увеличивает пространство, отражая просторный зал ее особняка. На следующем стенде расположилась живопись «кабинетного жанра» первой пол. 19 в. Как считают сами организаторы, очень странно, что в эпоху романтизма зеркало в живописи не использовалось как символ мистики и рока, а оставалось просто деталью уютного интерьера аристократического особняка. Рядом, напротив, мистические символистские работы начала 20 в. - карандашные иллюстрации Н.Ульянова к рассказам Гофмана. По соседству можно увидеть и несколько настоящих старинных зеркал из собрания ГТГ, инкрустированных разными породами дерева. Тема детского самопознания с перед зеркалом: работе Богданова-Бельского «Дети за пианино». И, естественно, его величество автопортрет! Карандашный рисунок К.Петрова-Водкина в преломленном зеркале, словно пророческая, «инопланетная» акварель В.Попкова 1971 г., ироничная «лубочная» «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» В.Андронова и очень оригинальная работа монументалиста И.Николаева - автор изобразил себя не на холсте в зеркале, а прямо на зеркале, и любой зритель может увидеть себя частью картины.
Окунувшись в мистику и загадки верхнего яруса, спускаемся по лестнице на первый этаж - мажорный, сияющий и благоухающий. Здесь представлены работы отечественных авторов периода 20-го и начала 21-го века. Некоторые из них были и на мартовской выставке - мотив зеркала и цветов в натюрморте представлен пестрым «Натюрмортом с зеркалом» П.Кузнецова, солнечными «Розами» А.Герасимова и свежими «Розами» К.Коровина. Совсем иное настроение в холстах Т.Мавриной: дерзко-авангардные натюрморты 1930-х гг. напоминают о страшном положении художников-новаторов в этот период. Мотив женщины у зеркала занимал многих художников. Красота русской крестьянки в «Туалете Дианы» Г.Венецианова, портрет прихорашивающейся жены художника в «Ночном часу» К.Юона, острый дух времени в «Перед зеркалом» К.Истомина и переливающаяся всеми оттенками обнаженная в «Перед зеркалом» П.Кончаловского, мастерский рисунок в графической «Натурщице перед зеркалом» А.Дейнеки и тончайшая по живописи «Натурщица» Е.Моисеенко. Тема зеркала, как неотъемлемого атрибута жизни артистов театра и балета, нашла отражение в полотнах З.Серебряковой «Девочки-сильфиды» и «Балетная уборная» и «Портрете Ольги Лепешинской» А.Герасимова. Мотив зеркала в парикмахерской - Н.Ульянов и М.Ларионов. Оригинален скульптурный автопортрет Л.Кремневой, в котором автор изображает свою фигуру два раза, от чего, проходя мимо нее, создается ощущение реального отражения. Завершают экспозицию кинетические объекты 1970-2000-х гг. Здесь «Три стакана» и «Ложка, которая перевернула весь мир» В.Колейчука, «Зеркальный треугольник» Ф.Инфанте и «Зеркальные структуры» Н.Элькониной - здесь художники использовали зеркала как средство, с помощью которого можно создать другую реальность.
Зеркала, как отражение нашей жизни, нашего внутреннего мира, мира заблуждений, иллюзий, фантазий, мечты - все это слилось в поток художественных образов, неожиданных приемов и неожиданных ассоциаций.
Гипнотизирующие, забавные, таинственные, непонятные, притягивающие - самые разные зеркала будут мерцать в залах Третьяковской галереи на Крымском валу до 21 февраля.
artgals.info
19.01.10 4114
Новости искусства
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |