Выставка новых работ открылась в Литературном музее в Москве
Рукописи, фотографии, книги – всего более тысячи уникальных предметов были переданы музею при поддержке ВТБ. Среди них записка на манжете рубашки, написанная рукой Михаила Булгакова, письма Виктора Некрасова, Андрея Белого и многое другое. О новых работах рассказала куратор выставки – Евгения Варенцова.
– Евгения Михайловна, выставка «Дар бесценный» состоит из четырех частей. Почему была выбрана такая структура и что это за части?
–
Дело в том, что вещи попали в Литературный музей из четырех источников.
Всего мы получили порядка тысячи двухсот предметов. Первая часть –
рукопись Бориса Николаевича Бугаева, известного под псевдонимом Андрей
Белый. Это совершенно замечательный документ – комментарий, составленный
поэтом в декабре 1926 года, к двум письмам. Первое – его к Блоку,
второе – Блока к нему. В частности, он говорит, что письмо Блока было
написано 4 января, а его – 5 января 1903 года. Уникальность в том, что
это не ответы: оба письма – первые. Очень может быть, что они
встретились посередине между Москвой и Петербургом, в Бологом. Это
время, когда поэты еще не были знакомы: встреча состоится только в
следующем, 1904 году. Но поскольку литературные вкусы и интерес к
философским проблемам у них был общим, возникло желание и потребность к
переписке.
– Как же рукопись попала к Вам?
– Рукопись была передана Клавдией Николаевной Бугаевой, вдовой поэта,
Борису Пастернаку. Он хотел издать Андрея Белого во Франции. Пастернак
передал ее своему близкому другу – Ольге Ивинской. Потом комментарий
попал во Францию. А теперь благодаря банку ВТБ вернулся в Литературный
музей и наконец, соединился с нашей коллекцией документов. Их передала
нам Клавдия Николаевна. Кстати, вместе с комментарием к Пастернаку
попала фотография Бугаева 1928 года работы Напельбаума. Снимок также
представлен на выставке. Рядом – конверт, в котором он хранился. На
конверте рукой Пастернака на русском и французском языках написано:
«Андрей Белый. Борис Николаевич Бугаев».
– В числе прочих вещей коллекция музея пополнилась частью собрания
известного букиниста и коллекционера Эммануила Ципельзона. Что это за
предметы?
–
Это совершенно замечательные документы. Среди них большое собрание
рукописей поэтов Серебряного века: Александра Туфанова, Бориса
Садовского, Елизаветы Пановской. Единственной, кстати, «сестры»
объединения «Серапионовы братья». Кроме того мы получили записные книжки
Павла Антокольского. Одна 1910, вторая – 1914 года. В них рисунки,
дневниковые записи, наброски стихотворений. Эти документы имеют огромное
значение для нашего филиала – Музея Серебряного века. Единственная
рукопись XIX века принадлежит известному драматургу Нестору Кукольнику.
Прежде всего, мы знаем его как автора стихов на романсы Глинки. Он,
кстати, писал и либретто к его операм «Иван Сусанин» и «Руслан и
Людмила».
– Одна из настоящих сенсаций и одновременно загадок – записка Михаила Булгакова.
– Пожалуй, это самая ценная часть в комплексе документов Ципельзона.
Записка сделана карандашом на манжете от рубашки: «1922 год. 19 сентября
я писал на манжете. Единственному человеку, который поддержал пламень
во мне. Я этого никогда не забуду. Михаил Булгаков».
– У Вас есть предположение, кто этот человек?
–
Мы думаем, что она адресована его близкому другу, тоже писателю Юрию
Слезкину. Со Слезкиным Булгаков работал в 1920-21 годах во Владикавказе.
В своей автобиографической повести «Записки на манжетах» Булгаков как
раз пишет об этом Владикавказском периоде. Более того, Юрий Слезкин один
из действующих лиц этой повести. Потом они вместе были в Москве. Здесь
же на витрине вы сможете увидеть дарственные надписи уже Слезкина
Булгакову. Мы сохраняли интригу до конца и не рассказывали об этих
находках даже Мариэтте Омаровне Чудаковой.
– Давайте вернемся к структуре выставки. Что стало третьей частью?
– Третья часть – архив писателей и диссидентов Льва Копелева и Раисы
Орловой. Лев Копелев известен широкому читателю, как Рубин – один из
персонажей книги Солженицына «В круге первом». Три друга: Солженицын,
Рубин (Копелев) и Панин. Они же фигурируют в книге Копелева «Утоли мои
печали». Копелев пишет: «Новый 1948 год мы встречали на одной койке».
Это происходило в Марфинской шарашке или спецтюрме №16. Большой интерес,
несомненно, вызовут рукописи, сделанные там в 1950-51 годах. Тогда они
вместе с Солженицыным писали техническое и лингвистическое обоснование
телефонов, которые потом будут известны как Уоки-Токи. Еще одна часть
архива – фотографии Копелева и Орловой. Среди них снимки, сделанные на
пресс-конференции 23 января 1981 года. Тогда Копелев и Орлова, выехали в
Германию по приглашению Генриха Бёлля. Именно тогда их лишили
гражданства. Также мы получили большое количество книг. Все они с
дарственными надписями от Булата Окуджавы, Лидии Чуковской, Фазиля
Искандера, Андрея Сахарова, Владимира Войновича и многих других. Все они
вошли в нашу литературу и культуру в числе первых.
– Еще одна часть выставки – архив Виктора Некрасова. Какова судьба этих документов?
–
Вообще, предварительная работа – это всегда очень сложный и, главное,
неожиданный процесс. Вот и некрасовский архив буквально свалился нам на
голову. Владелец позвонил и сказал: «У нас есть эти вещи». Мы пришли,
посмотрели и забрали то, что было интересно. Волею судеб архив Некрасова
оказался разорванным на части. Часть в Париже, часть в Киеве, часть в
Москве. Документы, которые попали к нам уцелели чудом. В 1976 году
Некрасов был вынужден эмигрировать. Его квартира осталась без присмотра.
Новые жильцы вывезли имущество как ненужное. А эти документы остались
забытыми на балконе. В старом коричневом портфеле. Повезло, что эти люди
понимали, кто такой Виктор Некрасов, и документы выкидывать не стали.
Позже они передали их журналисту одного известного издания, а тот уже
продал их нам.
– Что же было в чемодане?
– Здесь письма к матери, военные письма 1943-44 годов. В одном из них
он пишет: «Вы, вероятно, волнуетесь, долго не получая от меня писем. Но
буквально нет ни одной свободной минуты. Немец бежит так, что мы догнать
его не можем. Делаем по 30-35 км в день и все еще его не видим». На
выставке также представлен кусочек машинописного текста. Это телеграмма.
Ее послал Виктор Некрасов матери в Киев 18 мая 1946 года. Ее текст: «В
издательстве роман приняли. Знамени редколлегия читает». Речь идет о
повести «В окопах Сталинграда». Судьбоносная телеграмма, которая решила
судьбу будущего писателя. Этот архив требует работы.
– Можно ли сегодня оценить значение этих документов? Проливают ли
они свет на какие-то неизвестные факты или это всего лишь приятное
дополнение к собранию музея?
–
Нельзя сказать, что здесь что-то совсем неожиданное. Но всегда приятно
пополнять коллекцию. Любая рукопись писателя, любой его автограф – вещь
уникальная. Каждый документ требует работы. А коллекция куплена
относительно недавно, в августе. За два месяца мы обработали небольшую
часть и поспешили ее показать.
– Вы знаете, вообще мои симпатии лежат в XIX веке. Но и эти рукописи
представляют большой интерес. Понимаете, когда берешь в руки автограф
писателя, фотографию, невольно испытываешь душевный трепет, волнение.
Это оригинал, метка эпохи. И каждый кусочек, каждая эта меточка
составляет определенный культурный слой, что-то добавляет. Иногда мы
даже не можем сказать, какую ценность составляет рукопись. А когда она
ложиться в контекст имеющегося, приобретает особое звучание. Каждый
кирпичик необходим в здании русской культуры. В истории каждого
писателя.
30.10.12 2284
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |