Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


      

С промежутком в две недели в двух пермских выставочных залах открылись выставки художников, чьи имена часто пишут через запятую. Иван Борисов и Виктор Кузин — ровесники, друзья, фронтовики. Именно они (и Константин Собакин) создали то, что называют «пермской акварельной школой». Вот уже 10 лет нет на свете Ивана Борисова. Что же касается Виктора Федоровича Кузина, то на сегодняшний день он — единственный среди пермских художников участник Великой Отечественной войны — находится в прекрасной форме и по-прежнему много работает.

Все участники «акварельного кружка» рисовали пейзажи. Насколько они разные, позволяют понять выставки, одна из которых открылась в Центральном выставочном зале (Кузин), а вторая — в соседней галерее «Марис-Арт» (Борисов).

Выставка Виктора Кузина называется «Любимый город». В ней — только пейзажи Перми, и их набралось столько, что заняты все помещения, все выставочные площади. По работам Кузина можно наблюдать этапы жизни города за полвека, причем некоторых из его уголков — в деталях: деревню Балатово еще до ее превращения в большой городской микрорайон, на горизонте которой уже торчат подъемные краны; нынешний «Тихий Компрос» вокруг Дворца культуры им. Солдатова — глиняное море, через которое перекинуты деревянные мостки; все этапы строительства ЦУМа…

В 1950-1960-е годы Кузина увлекало все новое. В его работах этого времени запечатлена удивительная Пермь, устремленная в будущее. Одна из его работ так и называется — «Город строится». Десять лет спустя тема несколько иная — «Старое и новое», так называется акварель 1969 года. Контрасты Перми грядущей и Перми уходящей очаровывают художника, он увлечен сменой времен, остро ощущает важность того исторического момента, в который ему довелось жить. Похоже, Кузин стремится запечатлеть буквально каждый момент изменения лика Перми.

После 1970-х годов кузинская тема — Пермь уходящая. «Пермь уходящая. Старые дома» — так называется работа… 2009 года. Художнику в это время было уже 83 года, но, если сравнивать эту акварель с работами 1950-х годов, мы увидим только рост мастерства и никаких признаков его утраты.

На протяжении десятилетий Виктор Кузин демонстрирует неисчерпаемость своей любимой темы и подхода к ней, основанного на искренности. Кажется, что все эти годы он рисует один-единственный пейзаж, но такой, который показывает всю Пермь на протяжении всего этого времени.

Как всегда на вернисажах этого художника, главным «экспонатом» был сам Виктор Кузин. Поклонники толпились вокруг безупречного худощавого джентльмена в артистическом блузоне из черного бархата с щегольским шелковым платком на шее, а цифру, обозначающую его возраст, передавали друг другу шепотом, делая круглые глаза.

Акварель Кузина — легкая, полупрозрачная, тонкая, как сон. Идеальная техника для лирического пейзажа. Удивительно, но этот художник прославился пейзажами индустриальными, очень мощными и энергетичными, со смелым использованием черного цвета. На выставке, посвященной Перми, таких работ не было: экспозиционеры сознательно решили показать «другого» Кузина. Здесь представлена акварель из акварелей во всех смыслах этого слова.

Совсем иная акварель — в работах Ивана Борисова. В отличие от выставки Кузина, здесь работы не подобраны тематически, что неудивительно: старались собрать лучшее, что осталось в наследии художника. Поэтому среднерусские пейзажи здесь сменяются азиатскими, и светлым пятном среди бездны красок светится лист с изображением балерины — именно балетной серией Борисов в свое время особенно прославился.

Если смотреть на репродукции этих работ, ни за что не догадаешься, в какой технике это сделано. Насыщенные, плотные цвета, массивные объемы, четкие контуры — все это признаки живописи, а не акварели. К тому же, все эти работы — большого размера, что тоже придает им сходство со «старшей сестрой». Живописность — отличительная черта акварельного стиля Борисова. Он всегда тяготел к обобщениям, к поиску целостного образа, не размениваясь на детали, и мастерски умел это целое находить. Особенно это заметно в серии работ с изображением среднерусских храмов: художник отважно отбрасывает мелочи и находит красоту не в тщательной передаче декора, а в линиях, контурах, цветовых массах. При этом речь не идет о постепенном переходе в абстракцию: все, нарисованное Борисовым, узнаваемо, живо и реалистично.

Эта выставка — большая неожиданность и настоящий подарок к празднику Победы. Иван Борисов — художник востребованный, его наследие пользуется спросом. Неудивительно, что вернисаж в «Марисе» собрал целую когорту галеристов и коллекционеров.

Компаньон.

Оцените материал: 0.0/0

    13.05.10 2358 antikvarius 
искусство, вов, коллекционер, выставка, художник
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar