Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Вячеслав Ильенков коллекционирует фотографии и открыти старого Пинска и портреты его жителей

Вячеслав Ильенков коллекционирует фотографии и открыти старого Пинска и портреты его жителей
Вячеслав Ильенков коллекционирует фотографии и открыти старого Пинска и портреты его жителей


Сотни статей Вячеслава Ильенкова, посвященных истории полесского края, опубликованы не только в региональных изданиях, но также в республиканской прессе, в журналах и книгах, издаваемых и за пределами Беларуси.

У пинчанина есть прекрасная коллекция фотографий и открыток старого Пинска и всего пинского региона, а также портретов их жителей начиная с конца XIX века. Но Вячеслав категорически отказывается называть себя коллекционером, историком или краеведом. Себя он определяет так: «Фраза не моя, но выражает мое отношение к событиям и свидетельствам прошлого и моей работе. Звучит она так: «Постовой по истории». Таким себя и ощущаю».

Вячеслав расшифровывает свою позицию: «Я, конечно, влюблен в фотографию. Но в первую очередь меня интересует все, что связано с тем или иным снимком, как его можно «развить» с помощью других фотоснимков и исторических данных. Но ни в коем случае не накапливать определенное количество раритетов. Их надо знать и изучать, но не копить ради удовлетворения собственного тщеславия».

И как пример рассказал историю с внешне скромным снимком, выполненным Зофьей Хоментовской в 1932 году: «Озеро. Парахонск». Кто такая Хоментовска? Выяснилось, что происходит она из древнего славянского княжеского рода Друцких-Любецких, фотографировала и Полесье, и разрушенную в годы Второй мировой войны Варшаву, а затем внезапно исчезла из поля зрения даже историков польской фотографии, поскольку последние тридцать лет жила в Аргентине.

Благодаря в том числе и Вячеславу Ильенкову, имя Хоментовской вернулось в польское фотоискусство. Пинчанин по следам своих розысков написал даже сценарный план документального фильма о землячке: «Он «благополучно» пролежал в редакциях «Беларусьфильма» восемь лет. После того как пост министра культуры занял Павел Латушко, была проведена ревизия заявок. И в итоге при поддержке государства и частных инвестиций один из ведущих документалистов Беларуси Юрий Гурулев снял фильм «Летопись в лучах света» (он озвучен на русском, белорусском и польском языках), который уже успел получить приз одного из международных фестивалей».

Впрочем, рассказывая о Хоментовской, Вячеслав открывает шикарный фотоальбом, посвященный ее жизни, с репродукциями снимков ее авторства, изданный недавно в Польше. И добавляет: «Вот фото самой Хоментовской, сделанное в Парахонске, – преодоление женщинами реки вброд. В это же время там гостил классик польской фотографии, как его называют в соседней стране, – «отец польской фотографии» Ян Булгак, снимавший в основном Полесье. Он в тот же день сделал подобный снимок, и мне удалось его найти. Но у Зофьи это, так сказать, «жанровая» фотография, а Булгак нашел сюжет. Тонкая грань между мастеровым и мастером. Вот найти такие нюансы в фиксации прошлого – моя задача».

Любопытно, что в предисловии к фотоальбому, посвященному Хоментовской, польские коллеги назвали Вячеслава в числе иных профессором. На самом деле пинчанин в третьем поколении (чем заслуженно гордится) научных званий не имеет. После окончания техникума мог стать мелиоратором, но выбрал стезю журналиста, и не только пишущего, но уже пять лет как фотографа газеты «Пiнскi веснiк». С начала 90-х годов объездил практически все деревни Пинского района и ряда прилегающих – некоторые находки из общения с местными старожилами уже нашли свое отражение в публикациях, другие ждут своего часа.

А некоторые из старых фотографий, поступившие к Вячеславу Ильенкову, стали поводом к празднованию юбилеев. Так, в минувшем году в Пинске отмечались 100-летия этнографических фотосессий на Полесье, появления в городе первых синематографа и концертного зала. Основанием послужили точно датированные старые снимки из коллекции журналиста.

 

Кстати, в основном фотографии и открытки, нашедшие «приют» у Ильенкова, путешествуют по выставкам. Дома практически ничего не хранит: «Не хочу квартиру превращать в музей, поэтому, наверное, и не коллекционер».

Глядя на раритеты, не мог не поинтересоваться: «Откуда вещички?» Коллега не стал скрывать: «В основном подарки и снимки, отданные на хранение. Поверите, иногда прихожу, а на столе лежит стопка старых снимков. Спрашиваю у коллег – отвечают: «Принес неизвестный, для Ильенкова». Некоторые нахожу буквально на мусорках. Недавно в руки попал альбом, в котором зафиксирована жизнь пинской семьи в 50-60-х годах. Не хвастаюсь, но с каждым из них я стараюсь поработать. И большинство из находок появляются в том или ином проекте «Пiнскага веснiка» или музейных экспозициях».

Сейчас Вячеслав Ильенков начал курировать новый проект в своей газете: «Напишем историю вместе». Итогом его должно стать издание «Народного фотоальбома», приуроченного к 915-летию Пинска.

Нет сомнений, что альбом, посвященный Пинску, будет востребован не только горожанами, но и многочисленными гостями. В нем будут помещены снимки начиная с конца XIX века и до 1960 года. Любой житель Пинска, да и иной, имеющий «пинские» фотографии, может предоставить их для публикации. Обращаться в редакции.

Для «затравки» Вячеслав предоставил три фотографии из своей коллекции, которые он осторожно охарактеризовал: «По моим сведениям, публикуются впервые и отражают три периода истории города, которые могли быть зафиксированы "светописью”».

Приезд епископа Букрабы в Пинск (на снимке – довоенный железнодорожный вокзал): 1930-е годы.
На месте здания за цветочной клумбой был построен городской Дом культуры. Снимок 1963 г.
Полешуки приплывали на ярмарки в Пинске на своих лодках. Фото начала XX века.
Юрий Рубашевский, vb.by
Оцените материал: 5.0/1

    16.03.12 2956 antikvarius 
открытки, фото, портрет, коллекционер, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar