В
Исландии 1 марта отмечают День пива. Этот праздник был введен в 1989
году в честь отмены сухого закона, действовавшего в стране 75 лет. Девиз
Дня пива: пить можно столько, сколько можешь вместить.
Валерия Панченко - бирофила из Самары - мало интересуют шумные
торжества и количество выпитого. Его больше привлекает пивное
"сопровождение".
Не один такой
Бирофилия - это коллекционирование пивной атрибутики: пробок,
этикеток, кружек, бутылок, открывалок и бирдекелей. Этот вид
собирательства популярен во всем мире.
Валерий Панченко собирает российские этикетки от пива. В прошлом
году Московский клуб коллекционеров пивной атрибутики назвал его
коллекцию второй по количеству этикеток среди русских собирателей. 20
огромных папок хранят более 20600 экземпляров, относящихся к разному
времени. Как патриот своего города, Валерий Панченко уделяет особое
внимание этикеткам «Жигулевского пива».
А начиналось все с десятка пивных этикеток, привезенных на память
из поездки с друзьями на море в 1971 году. Ну, привез и забыл о них,
пока друг не прислал из Ульяновска еще 20 штук. Тогда Валерий Панченко
даже не представлял, что этикетка может иметь ценность, быть предметом
гордости, фактом истории. И только в последние десять лет бирофилия
стала увлечением и делом жизни г-на Панченко. «Сначала я "варился в
собственном соку". Потом выяснилось, что я не один такой собиратель, -
вспоминает он, - и что для коллекции нужна система. А без организации по
определенному признаку - не коллекция, а накопительство». Валерий
Панченко выбрал общепринятый порядок и систематизировал этикетки по
городам выпуска пива, заводам. Каждая буква алфавита в его папках
представляет пивоваренную промышленность определенных населенных
пунктов. Кстати, другой самарский бирофил - Владимир Сударушкин - собирает пивные
этикетки всего мира и классифицирует их по сортам.
Валерий Панченко ведет активную переписку и обмен по почте и
Интернету, отслеживает новинки в магазинах, «дружит» с пивными заводами,
ресторанами. Он все время пытается установить контакт с теми, кто может
предоставить новые экземпляры. Но не всегда находит понимание. Часто,
чтобы заполучить новую этикетку, приходится долго объяснять,
уговаривать. В магазинах Валерий Александрович нередко вступает в диалог
следующего содержания: «Мне то пиво, но с хорошей этикеткой». -
«Зачем?» - «Мне не пиво нужно, а этикетка». - «Тогда выливайте. Пиво мы
выпьем, а Вы этикетку возьмете».
«Сейчас маленькие пивоварни не выдерживают конкуренции с крупными
заводами, - рассказывает Валерий Панченко. - Очень жаль. Они
представляют интерес для бирофила. А Жигулевский завод, «Балтика» долго
не меняют оформление этикеток. Ведь каждое малейшее изменение рисунка,
дизайна для коллекционера имеет значение».
Еще кружки и бутылки
В папках Валерия Александровича есть дореволюционные этикетки:
конца XIX, начала XX веков. «Очень мало сохранилось этикеток 20-40 годов
прошлого века, потому что многое уничтожали», - рассказывает Валерий
Панченко. Но его задача как раз и состоит в том, чтобы найти, добыть
экземпляры и изучить их значение и историю. Так, например, он гордится
этикеткой, которая была использована вместо бумаги для заявления о
приеме на работу подсобной рабочей на пивзавод. Этот экземпляр относится
к 1956 году.
Валерий Панченко собирает также пивные кружки, бутылки конца XIX,
начала XX веков, которые он называет «дорогим удовольствием». Их нельзя
назвать «красивыми» (название, дата выпуска пива «выбиты» прямо на
стекле), - они интересны как факт истории. В Саратове он приобрел пивной
поднос, который, по легенде, выпущен в честь 300-летия императорского
дома Романовых в количестве 300 штук.
Валерий Панченко занимается еще и изучением истории пивоварения,
работает в библиотеках, архивах, ведет споры на интернет-форумах,
публикует материалы о пиве в СМИ. Он получил диплом от Союза российских
производителей пива за участие в конкурсе журналистов «Пиво и общество»
за публикацию «Развитие российского пивоварения».
Недавно Валерий Панченко отметил 60-летие. Его жизнь наполнена
общением, благодаря постоянному поиску этикеток и изучению истории
пивоварения. Только об одном он грустит: «Я не воспитал такого человека,
которому можно было бы передать дело - коллекцию, чтобы она жила и
пополнялась новыми экземплярами». Поэтому он очень надеется, что ему
удастся открыть музей пива, где он мог бы стать
директором-экскурсоводом, представлять свои экспонаты. И показать людям
то, что так дорого его (да и не только его) сердцу.
Оцените материал:
15.07.10 1756
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |