В музее истории Могилева демонстрируется выставка «Рождественские открытки серебряного века».
Серебряным веком в России называют конец XIX — начало XX столетий. Именно в этот период в империи (с 1871 г.) по примеру Европы был введен новый для того времени вид почтового отправления: открытые письма. Первые русские иллюстрированные открытки, которые называли «поздравишки», посвящались праздникам Рождества и Пасхи. Поздравления с Новым годом появились у нас в начале XX века.
В музее истории Могилева демонстрируется выставка «Рождественские открытки серебряного века». Экспонаты для нее предоставлены из частной коллекции сотрудника музея истории и религиоведения Санкт-Петербурга Вадима Кустова.
— Мои открытки в основном из семейного архива, — поясняет Вадим Михайлович. — Наверняка, во многих семьях тоже имеются свои «поздравишки» разных периодов. Не торопитесь от них избавляться: ведь это история вашей семьи и Родины. Рождественские открытки являются отражением религиозных традиций общества на бытовом уровне.
Одной из первых русских новогодних открыток называют издание 1888 года «Тройка зимой», выпущенное по акварели художника Н.Н.Каразина по заказу общины святой Евгении, занимавшейся благотворительностью. Над созданием «поздравишек» для общины работали известные художники — Бенуа, Рерих, Репин, Маковский и др. В этом творчестве принимали участие даже царские особы — великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II.
— Особой популярностью пользовались открытки художницы Елизаветы Бем, особенно с иллюстрациями детей, — рассказывает коллекционер. — Среди представленных на выставке в музее, а их привезено более 40 штук, есть и отпечатанные по акварели Бем. Даже с автографом художницы. Оказывается, в качестве сюжетов для отечественных рождественских открыток выбирались разные зимние развлечения — катания на коньках, санях, санках, а также румянощекие дети, заснеженные церкви, ангелы и т.д.
— В начале XX века, когда открытки выпускали не только издательства, но и фотоателье, спрос на «поздравишки» настолько возрос, что российские предприятия не справлялись с заказами, — продолжает увлекательный экскурс в прошлое российский культуролог-религиовед. — Специально для России их стали печатать в Германии, Швеции, Париже. Но «заграничные» сюжеты были далеки от религиозного значения праздника. И только надпись «С Рождеством Христовым» на фоне бутылок с шампанским или столов, ломящихся от снеди, напоминала о нем.
В дореволюционных иностранных сюжетах часто присутствовали — цифровое обозначение наступающего года, мчащийся поезд. Нередко изображались символы богатства — мешки с деньгами и свиньи. В российских «поздравишках» начала века появился фольклорно-мифологический персонаж Дед Мороз, перенявший функции святителя Николая.
Петербургский коллекционер представил на выставку не только открытки, но и альбом 1871 года. И, так сказать, «для общего впечатления» в Могилев доставлены новогодние и рождественские «изображения» советского периода. В 20-х годах XX века традиция выпуска «поздравишек» прервалась, возобновившись в 1938 — 1939 гг. с появлением в незначительном количестве открыток военно-патриотической тематики. Зато в послевоенное время были в ходу фотографии, переснятые с дореволюционных рождественских почтовых отправлений. В коллекции Кустова представлены и такие — на обратной стороне одной в 1953 г. отправитель написал:
«Когда бокал ты свой поднимешь,
Кремлевские часы пробьют 12 раз,
Пусть этот звон тебе напомнит
О нашей дружбе в этот час!»
Людмила ГРИШАНОВА, mogved.by
Оцените материал:
08.01.10 2830
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |