В коллекции майора Эдуарда Жмакина более шестисот шевронов
В служебной командировке в Барановичах заместитель командира 61‑й истребительной авиационной базы по идеологической работе подполковник Николай Широкий предложил мне написать об офицере, который собрал уникальную коллекцию шевронов. Конечно же, сразу захотелось подробнее узнать об истории шевронов, увидеть их собственными глазами.
И оказалось: этих самых знаков различия в коллекции майора Эдуарда Жмакина на сегодняшний день уже более шестисот! Конечно, не так уж и мало офицеров, увлеченных коллекционированием почтовых марок, мини-автомобилей, да и тех же пресловутых шевронов… Но Эдуард Жмакин собирает особенную коллекцию раритетов — в ней лишь авиационные шевроны. А также квалификационные знаки классности и знаки военных летчиков всех стран мира.
Давайте же познакомимся с коллекционером в офицерских погонах, который старательно изучает историю каждого шеврона, заводя на него своего рода досье.
С детства он мечтал о небе. Отец Эдуарда был летчиком 1‑го класса, вот и сын тоже выбрал профессию военного летчика.
В 1998‑м Жмакин-младший поступил в Военную академию Республики Беларусь — на авиационный факультет. С 2003‑го он начал службу в 927‑й истребительной авиационной базе. Затем были два года обучения на командно-штабном факультете Военной академии. Сейчас майор Эдуард Жмакин — заместитель командира авиационной эскадрильи 61‑й иаб по идеологической работе.
Самым первыми в коллекции Эдуарда Жмакина появились шевроны Военно-воздушных сил России и пилотажной группы «Русь». Тогда мой собеседник носил погоны курсанта и проходил летную стажировку на Смоленщине в Вязьме, где базируется эта пилотажная группа. Позже к коллекции прибавились знаки классности летчиков, знаки пилотов мира…
Эдуард рассказал мне и об истории шевронов. Эти знаки различия — «дети» особых символов, которые еще в древности считались священными, позволяли отличать членов одного племени от другого. Меня, например, удивило вот что: первые шевроны — это татуировки!.. Кроме того, у разных народностей в качестве знаков различия использовались перья, ракушки, каменные бусы и другие украшения, которые дополняли одежду первобытных людей. Ну а когда именно эти символические знаки превратились в современные шевроны и нашивки, определенно сказать сложно.
На одежде первые знаки различия появились в Древнем Китае и обозначали должности чиновников. В Европе распространение этой традиции относится к эпохе Средневековья, хотя во многом она продолжила военные традиции Древнего Рима: там каждый легион, каждая когорта и каждое подразделение имели свои особые значки и эмблемы.
В переводе с французского слово «шеврон» означает «стропила». Это в память о тех временах, когда офицеры парусного флота нашивали треугольные (в форме стропил) знаки на рукава камзола — для того чтобы во время боевой схватки можно было легко разглядеть своих командиров. Кроме того, сначала шеврон обозначал старшинство военного, а затем количество нашивок стало символизировать количество ранений военного человека, продолжительность службы.
Наука, занимающаяся коллекционированием и систематизацией различных нашивок, называется сигнуманистикой, а коллекционированием знаков — фалеристика.
В домашней коллекции майора Эдуарда Жмакина белорусские шевроны занимают почетное место. Причем здесь собраны знаки различия и несуществующих сегодня или переименованных авиабаз. Например, в 2010 году 116‑я бомбардировочно-разведывательная авиационная база и 206‑я штурмовая авиационная база были объединены в 116‑ю штурмовую авиабазу, 927‑я иаб вошла в состав 61‑й истребительной авиационной базы. Тогда же был образован 206‑й центр подготовки летного состава.
Грозный лев на фоне красного щита, стоящий на задних лапах, теперь лишь хранит воспоминание о стране, которая называлась Югославия… Узнала я и о том, что шевроны не только нашиваются, но и клеятся, крепятся с помощью липучки. Самые распространенные по способу изготовления нашивки — пластизолевые, вышитые и тканые. Одни из самых красочных — пожалуй, мексиканские. Тканые шевроны Казахстана, подаренные другом майора Жмакина во время обучения в Военной академии, гармонично соседствуют в коллекции с греческими, на которых изображены мифологические герои.
Переступив порог квартиры моего собеседника, я словно попала на большую яркую и необычную выставку. Среди представленных в ней многочисленных квалификационных знаков летчиков есть и особо ценные: из Таиланда, Бахрейна, Саудовской Аравии, Эритреи и других стран — всего 125 разноцветных «крылышек». Для сравнения: у друга Эдуарда Жмакина из Израиля в коллекции насчитывается более 700 знаков летного состава!
Особое место занимают «летные крылышки» СССР образца 1949 года. Длина такого знака — 10 сантиметров. Его подарил ветеран Великой Отечественной войны, давний друг семьи Жмакиных. Есть в коллекции офицера знаки, за которыми Эдуард «охотился» более двух лет, — польские «крылышки».
— В данный момент я занимаюсь поиском кубинских и австрийских знаков, — сказал мне майор Жмакин. — Трудно предположить, сколько времени займет этот поиск, но я уверен, что в конце концов он завершится успехом.
В процессе сбора информации накопился огромный материал, который офицер планирует использовать при написании справочного пособия с фотографиями знаков и образцов их ношения. Это стандартная практика среди коллекционеров. Знаний по отдельной теме становится так много, что возникает необходимость систематизировать их. Такие издания — огромное подспорье для начинающих коллекционеров. Помогающее к тому же выявить подделки и правильно атрибутировать тот или иной предмет.
Например, поначалу у Эдуарда было пять фальшивых знаков. Только общение с единомышленниками на коллекционных форумах позволило в дальнейшем избежать подобных ошибок… Сейчас офицер-энтузиаст сам дает советы молодым коллекционерам. Хотя есть еще много белых пятен в исследовании данной темы — приходится досконально изучать знаки различия пилотов мира.
В коллекции Эдуарда есть знаки Венесуэлы. До недавнего времени возникал вопрос: почему на одних «крылышках» лошадь скачет вправо, а на других — влево? Все встало на свои места, когда коллекционер сравнил два герба этой страны. С 1954 по 2006 год Венесуэла имела герб, отличительной особенностью которого являлась лошадь, скачущая вправо. А в марте 2006 года Национальная ассамблея одобрила проект Уго Чавеса по изменению национальных флага и герба. И на новом гербе лошадь бежит уже в другую сторону — влево.
Впрочем, Эдуард еще с молодых лет привык заниматься любым делом серьезно. Благодаря такому увлечению у майора белорусских ВВС Жмакина появилось немало истинных друзей в различных странах мира.
ИРИНА БУРАК,
burak@vayar.sml.by
Оцените материал:
14.07.12 7235
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |