В Донецкий музей коллекция уникальных акварелей попала из пункта макулатуры
У областного художественного музея – событие, без преувеличения, эпохальное. Его коллекция пополнилась 15-тысячным экспонатом. На вопрос, что это конкретно за экспонат, директор музея Галина Чумак отвечать не стала. По ее словам, все они по-своему хороши. Хотя, конечно, есть вещи, которыми она дорожит более всего.
- В этом году у нас появилась картина Кириака Костанди, а это – величина! Известный одесский греческий художник, примыкавший к "передвижникам". Было много хлопот, связанных с приобретением ее, затем – с идентификацией (специальная комиссия проверяла авторство художника). Теперь все это позади, и следующая задача – реставрация. У нас в музее есть очень квалифицированный реставратор. Ведь нет ничего хуже, если за такую тонкую работу берется человек, который не может отличить художественные краски от половых.
Подарки и покупки
15 тысяч – много это или мало? По сравнению с Лувром или Эрмитажем – очень мало. Но по сравнению с музеями многих других областных центров Украины – вполне солидно. Откуда они берутся? Пути экспонатов неисповедимы, а иногда – и вовсе авантюрны. Галина Владимировна рассказывает о некоторых. Начинает со вполне респектабельных:
- Нередко нам просто дарят. Вот у нас в воскресенье завершилась выставка Алексея Полякова,народного художника Украины. Это наш донецкий художник, один из лучших пейзажистов. Он нам подарил две своих картины. Это – самые последние приобретения. Другой пример. У нас выставлялся питерский художник Феликс Волосенков, наш земляк, родом из Красноармейска. Очень интересный мастер, в такой, знаете, абстрактной манере работает. Просто задарил нас всех, когда был здесь, а одну картину мы у него покупаем, как раз сейчас оформляем документы.
Свежий экспонат из Одессы: "Суфии" Константина Скопцова Фото М.Газизова
Так, например, когда в 2004 году меня назначали директором музея, наш известный музыкант, народный артист Украины Станислав Витальевич Савари мне подарил 10 красивейших китайских оригами из шелковой бумаги. Разноцветные, изящные – просто божественно! Я его сразу спросила: "Станислав Витальевич, можно я их передарю музею?" Он отвечает: "Ради Бога! Это уже твое!" Ну, и вот, теперь эти оригами принадлежат музею, а оформили мы это как дар Савари.
К сожалению, констатирует Галина Владимировна, не все, что хочет и что возможно купить, музей может себе позволить. Например, есть несколько работ знаменитого донецкого скульптора Николая Ясиненко. Но пока не купили. Не хватает денег.
- Бюджет нам в этом году на не дал ни копейки. Как и в предыдущий год. Поэтому будем покупать по спецсчета – то есть, за деньги, вырученные от продажи билетов. Это, по плану, от 80 до 100 тысяч гривень в год, - объясняет Галина Чумак.
Купить на деньги со спецсчета какого-нибудь ван Гога или Рембрандта Донецкий музей, конечно, не может. Но это не значит, что ему недоступные редкие вещи. Просто не все они стоят миллионы долларов. Некоторые - всего несколько тысяч, и вот это уже по силам музею. Причем за такие суммы можно действительно приобрести раритеты. Особенно, если это делается в силу хороших отношений. Или, скажем, движений души.
- Есть просто удивительные факты, когда знаменитые люди фактически дарят нам вещи, которые мы вряд ли по-другому смогли бы приобрести. Вот, например, случай с Борисом Мессерером, известнейшим российским театральным художником. Мне удалось убедить его – нет, не подарить нам, но фактически отдать в долг – пять шикарных офортов. Он меня вообще не знал до нашей встречи – но увидел, как у меня горели глаза на его выставке, и уступил мне с условием, что я когда-то как-то за них рассчитаюсь. Они еще не у нас, но скоро, надеюсь, будут здесь, хотя привезти их сюда – это целый процесс!
Это полотно Юрия Петрушкина "Ария" прислали из Кировограда Фото М.Газизова
Контрабанда и свалка
Есть путь пополнения музейной коллекции, связанный не с добрыми чувствами и красивыми поступками, а как раз наоборот:
- То ли милиция, то ли СБУ, то ли таможня время от времени конфискуют и нам передают произведения искусства. Привозят на экспертизу, и если это вещь, которая нам нужна, мы пишем письмо с просьбой ее нам передать. Так мы получили две иконы от мариупольской таможни, еще две – от Амвросиевской. И в обоих случаях были сюжеты, которых мы еще не имели. Так из Мариуполя пришел "Иоанн Богослов", из Амросиевки – "Святой Сисиний", о нем вообще у нас никто не слышал. Несколько икон передала Луганская таможня. А одна икона проходила по судебному делу. Она мне сразу очень понравилась, но пришлось приложить изрядные усилия, чтобы она оказалась у нас, - вспоминает Галина Чумак.
Анатолий Шаповалов "Паводок" Фото Максима Газизова
Вообще, иногда для того, чтобы доставить предметы в Донецк, директор музея вынуждена заниматься, скажем так, не вполне своим делом. В прошлом году ей лично пришлось привезти два роскошных грузинских кувшина и две дымковские игрушки. Тащила, как говорится, "на собственном горбу", как грузчик, в специально прихваченном на всякий случай чемодане.
Ну, и наконец, есть просто удивительные случаи, не объяснимые никак, кроме как вмешательством непонятно каких сил свыше.
- Несколько нет назад нам позвонили из одного пункта приема макулатуры в Кировском районе. И рассказали, что нашли там какие-то картины, свернутые в рулон. Я тут же даю машину, два моих специалиста едут туда и обнаруживают там прекраснейшие работы одного нашего художника Анатолия Танчева, давно умершего, их в макулатуру сдали родственники, которым это стало не нужно. Заплатили за эту так называемую "макулатуру" 50 гривень – и получили коллекцию акварелей, значительная часть которых – очень высокого уровня! – с удовольствием вспоминает Галина Владимировна.
Аналогичный случай. Есть в экспозиции две скульптуры из… металлолома, поступившего как-то на ДМЗ. Слава Богу, там хватило у кого-то ума не пустить это в переплавку, а позвонить в музей. Причем одна из скульптур – известнейшего советского скульптора Ивана Шадра, портрет большевика Леонида Красина на яшмовой подставке. Как она попала в металлолом? Ну, как у нас вещи в металлолом попадают?
Сколько тысяч впереди?
На этот вопрос Галина Чумак отвечает со свойственной ей категоричностью: "Много. В последнее время мы стали покупать больше, несмотря на все бюрократические сложности". Так что, вполне возможно, 20-тысячный рубеж – не за горами…
12.12.13 1527
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |