У питомцев подросткового центра «Форсаж», расположенного в Саратовской области, как считает их наставник Владимир Бачкин, по венам текут мазут и масло. У них разные судьбы, но очень похожие прозвища: Мазут, Капот... А ещё форсажистов объединяет желание служить в армии.
Теперь среди этих ребят трудных подростков всё меньше. Впрочем,
случалось, что подопечными Бачкина становились и те, кто всерьёз
рисковал оказаться за решёткой. Один из воспитанников был направлен сюда
комиссией по делам несовершеннолетних после совершения ограбления.
Вскоре он стал спортсменом-картингистом, а сейчас служит в пензенском
ОМОНе.
В настоящее время большинство питомцев «Форсажа» - дети военнослужащих, центр-то расположен в гарнизоне РВСН... Наверное, именно потому, что стратегическим ракетчикам с их затяжным, почти на неделю, боевым дежурством тяжелее всего заниматься воспитанием детей...
В своё время Владимир Бачкин работал в родной школе военруком. Когда начальную военную подготовку вычеркнули из программы, ему предложили вести уроки ОБЖ. Он отказался. Однако без дела долго сидеть не пришлось. Владимир Владимирович возглавил клуб школьников при домоуправлении.
- Райком ДОСААФ отдал нам старые карты и мопеды, а КЭЧ выделила барак. Занимались всё тем же, чем и сейчас: картинг, мототуризм, авиамоделизм. Единственное, финансирования не было вообще. А потом всё это рухнуло вместе с государством. Клуб школьников закрыли.
Тогда Владимир Бачкин стал учить подростков бесплатно, не получая за это от государства ни копейки. Его воспитанники по-прежнему выступали на соревнованиях... Большинство из них были детьми подворотен, с которыми не могли справиться ни учителя, ни детская комната милиции.
- Иногда, - поясняет Бачкин, - я обращался в комиссию по делам несовершеннолетних и говорил: дайте мне самых трудненьких на перевоспитание. Через год-другой их и не узнать было. Только не надо думать, будто бы здесь клуб трудных подростков, это не так. Я и сам не был паинькой, может быть, именно поэтому легко нахожу со всеми общий язык.
Однако у него поначалу возникали другие проблемы. Техника потихоньку сыпалась, а вот где взять деньги на её ремонт? Вопрос риторический. Интерес у ребят к этому клубу тут же поугас.
- И всё же мы не опускали руки, - вспоминает Бачкин, - меняли неисправные детали на подержанные. Ничего не поделаешь, не было у нас другого выхода.
Приходилось ему тогда и впрямь нелегко. Это сейчас во всей Саратовской области подобные подростковые центры можно пересчитать по пальцам. А в то время таких спортивных клубов были десятки. Словом, не всегда получалось побороться за призовые места. А каково оно, если карт рассыпался, скажем, прямо перед финишем...
«Эврика!» - однажды подумал Бачкин, глядя на мозолистые, пропитанные соляркой руки своих подопечных, и решил открыть новую секцию - «автомоторетро». Реставрировать раритеты интереснее, чем современные мотоциклы.
- Вспоминаю, как ещё ребёнком из кучи металлолома я воскресил 402-й «Москвич». Сутки напролёт проводил в гараже. Машину довёл-таки тогда до ума, но когда сел за руль, понял, что делать-то её было интереснее.
Тогда-то он и предложил своим воспитанникам восстанавливать старую технику времён Великой Отечественной войны. Так возник школьный Музей боевой славы военного водителя. Всё начиналось с «виллиса» - того самого лёгкого американского полноприводного разведывательного автомобиля, который нам поставляли по ленд-лизу. Как утверждает Владимир Бачкин, у него были отличная динамика и высокая для того времени скорость. «виллис» отличался не только маневренностью, но и проходимостью. Его относительно небольшие габариты позволяли такому внедорожнику колесить по прифронтовым лесам, доступным только пехоте. Главным недостатком этого джипа считалась его невысокая боковая устойчивость, требовавшая мастерского управления.
- Наш первый экспонат, который мы выкупили у охотников, был переделан просто до неузнаваемости. Какие только эксперименты с ним не проводили, потому-то и достался он нам совсем недорого. Словом, мои воспитанники прошли все виды слесарно-ремонтных работ. Так этому ни в одном ПТУ не научишься. Кстати, все запчасти на этот «виллис» нам продали прямо в коробках. Многие из них были неисправными. Представьте, сколько нам пришлось перелопатить литературы. До сих пор помню, как мы обложились кучей чертежей и документов...
Затем в музее появились и знаменитая полуторка (ГАЗ-АА), и «эмочка» (ГАЗ-М-1), и ГАЗ-67Б, и тяжёлый армейский мотоцикл «М-72». Однако прежде чем эти экспонаты попали на выставку, прошли годы и годы. Только, полуторку подопечные Бачкина собирали шесть лет.
- Тяжелее всего поначалу, а затем мы так наловчились, что каждый год выкатывали по машине. Глядя на некоторые экспонаты, даже специалисты порой не верят, что когда-то они были автохламом. Теперь наша техника каждый год принимает участие в параде Победы, который проходит в Саратове.
Неудивительно, ведь музею удалось собрать, пожалуй, самую богатую коллекцию авто в регионе. Там хранятся практически все наши машины времён войны. Вот только ЗИС-5 до сих пор нет.
- Где бы ни пытались выкупить, не получалось. Сейчас каждый дедуля знает слово «антиквариат». Как ни стремились сторговаться, всё бесполезно. Предлагали нам такие развалюхи, что живого места нет, а просили за них то лошадь породистую, то новый уазик, а уж если в разговоры вступают внуки, то вообще называют какие-то астрономические суммы в долларах. Заглянут в Интернет, высмотрят самую большую циферку и деловито выдают желаемое за действительное... А то, что мы для музея стараемся, никому дела нет!
Впрочем, и самому Бачкину за некоторые отреставрированные авто частные коллекционеры сулили такие космические деньги, что не хочется загромождать газетную площадь нулями. Только он непреклонен: нельзя же спекулировать памятью...
Кстати, после каждого ремонта из неисправных деталей на задворках вырастают курганы ржавого железа. Их директор центра не сдаёт в чермет за копейки, он нашёл старому металлу иное применение. Из сломанных запчастей он вместе со своими учениками варит металлические скульптуры. Они экспонируются прямо перед входом в подростковый центр.
- Над железом надо размышлять, - поясняет он. - Подхожу иной раз я к кургану, что-то много карданных валов. Из них получатся неплохие ноги. Выхлопные патрубки - рёбра. Из рессоры сделаем меч. И я уже зримо представляю себе будущий монумент.
Каждое лето воспитанники «Форсажа» отправляются в военно-спортивный лагерь. Все они увлекаются туризмом и спортивным ориентированием. Именно там все выпускники этого центра готовятся к службе в армии. Кстати, многие из них попадают служить именно в РВСН.
В настоящее время большинство питомцев «Форсажа» - дети военнослужащих, центр-то расположен в гарнизоне РВСН... Наверное, именно потому, что стратегическим ракетчикам с их затяжным, почти на неделю, боевым дежурством тяжелее всего заниматься воспитанием детей...
В своё время Владимир Бачкин работал в родной школе военруком. Когда начальную военную подготовку вычеркнули из программы, ему предложили вести уроки ОБЖ. Он отказался. Однако без дела долго сидеть не пришлось. Владимир Владимирович возглавил клуб школьников при домоуправлении.
- Райком ДОСААФ отдал нам старые карты и мопеды, а КЭЧ выделила барак. Занимались всё тем же, чем и сейчас: картинг, мототуризм, авиамоделизм. Единственное, финансирования не было вообще. А потом всё это рухнуло вместе с государством. Клуб школьников закрыли.
Тогда Владимир Бачкин стал учить подростков бесплатно, не получая за это от государства ни копейки. Его воспитанники по-прежнему выступали на соревнованиях... Большинство из них были детьми подворотен, с которыми не могли справиться ни учителя, ни детская комната милиции.
- Иногда, - поясняет Бачкин, - я обращался в комиссию по делам несовершеннолетних и говорил: дайте мне самых трудненьких на перевоспитание. Через год-другой их и не узнать было. Только не надо думать, будто бы здесь клуб трудных подростков, это не так. Я и сам не был паинькой, может быть, именно поэтому легко нахожу со всеми общий язык.
Однако у него поначалу возникали другие проблемы. Техника потихоньку сыпалась, а вот где взять деньги на её ремонт? Вопрос риторический. Интерес у ребят к этому клубу тут же поугас.
- И всё же мы не опускали руки, - вспоминает Бачкин, - меняли неисправные детали на подержанные. Ничего не поделаешь, не было у нас другого выхода.
Приходилось ему тогда и впрямь нелегко. Это сейчас во всей Саратовской области подобные подростковые центры можно пересчитать по пальцам. А в то время таких спортивных клубов были десятки. Словом, не всегда получалось побороться за призовые места. А каково оно, если карт рассыпался, скажем, прямо перед финишем...
«Эврика!» - однажды подумал Бачкин, глядя на мозолистые, пропитанные соляркой руки своих подопечных, и решил открыть новую секцию - «автомоторетро». Реставрировать раритеты интереснее, чем современные мотоциклы.
- Вспоминаю, как ещё ребёнком из кучи металлолома я воскресил 402-й «Москвич». Сутки напролёт проводил в гараже. Машину довёл-таки тогда до ума, но когда сел за руль, понял, что делать-то её было интереснее.
Тогда-то он и предложил своим воспитанникам восстанавливать старую технику времён Великой Отечественной войны. Так возник школьный Музей боевой славы военного водителя. Всё начиналось с «виллиса» - того самого лёгкого американского полноприводного разведывательного автомобиля, который нам поставляли по ленд-лизу. Как утверждает Владимир Бачкин, у него были отличная динамика и высокая для того времени скорость. «виллис» отличался не только маневренностью, но и проходимостью. Его относительно небольшие габариты позволяли такому внедорожнику колесить по прифронтовым лесам, доступным только пехоте. Главным недостатком этого джипа считалась его невысокая боковая устойчивость, требовавшая мастерского управления.
- Наш первый экспонат, который мы выкупили у охотников, был переделан просто до неузнаваемости. Какие только эксперименты с ним не проводили, потому-то и достался он нам совсем недорого. Словом, мои воспитанники прошли все виды слесарно-ремонтных работ. Так этому ни в одном ПТУ не научишься. Кстати, все запчасти на этот «виллис» нам продали прямо в коробках. Многие из них были неисправными. Представьте, сколько нам пришлось перелопатить литературы. До сих пор помню, как мы обложились кучей чертежей и документов...
Затем в музее появились и знаменитая полуторка (ГАЗ-АА), и «эмочка» (ГАЗ-М-1), и ГАЗ-67Б, и тяжёлый армейский мотоцикл «М-72». Однако прежде чем эти экспонаты попали на выставку, прошли годы и годы. Только, полуторку подопечные Бачкина собирали шесть лет.
- Тяжелее всего поначалу, а затем мы так наловчились, что каждый год выкатывали по машине. Глядя на некоторые экспонаты, даже специалисты порой не верят, что когда-то они были автохламом. Теперь наша техника каждый год принимает участие в параде Победы, который проходит в Саратове.
Неудивительно, ведь музею удалось собрать, пожалуй, самую богатую коллекцию авто в регионе. Там хранятся практически все наши машины времён войны. Вот только ЗИС-5 до сих пор нет.
- Где бы ни пытались выкупить, не получалось. Сейчас каждый дедуля знает слово «антиквариат». Как ни стремились сторговаться, всё бесполезно. Предлагали нам такие развалюхи, что живого места нет, а просили за них то лошадь породистую, то новый уазик, а уж если в разговоры вступают внуки, то вообще называют какие-то астрономические суммы в долларах. Заглянут в Интернет, высмотрят самую большую циферку и деловито выдают желаемое за действительное... А то, что мы для музея стараемся, никому дела нет!
Впрочем, и самому Бачкину за некоторые отреставрированные авто частные коллекционеры сулили такие космические деньги, что не хочется загромождать газетную площадь нулями. Только он непреклонен: нельзя же спекулировать памятью...
Кстати, после каждого ремонта из неисправных деталей на задворках вырастают курганы ржавого железа. Их директор центра не сдаёт в чермет за копейки, он нашёл старому металлу иное применение. Из сломанных запчастей он вместе со своими учениками варит металлические скульптуры. Они экспонируются прямо перед входом в подростковый центр.
- Над железом надо размышлять, - поясняет он. - Подхожу иной раз я к кургану, что-то много карданных валов. Из них получатся неплохие ноги. Выхлопные патрубки - рёбра. Из рессоры сделаем меч. И я уже зримо представляю себе будущий монумент.
Каждое лето воспитанники «Форсажа» отправляются в военно-спортивный лагерь. Все они увлекаются туризмом и спортивным ориентированием. Именно там все выпускники этого центра готовятся к службе в армии. Кстати, многие из них попадают служить именно в РВСН.
Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда». Фото автора.
Оцените материал:
24.07.11 1301
Конкурсы и Акции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |