Вообще-то Владимир Беликов - директор по качеству и сертификации авиастроительного холдинга, профессор Академии рынка труда и информационных технологий, председатель секции кибернетики Центрального дома ученых РАН. Как сам он о себе говорит, математик, инженер и чистейший технарь. Но помимо этого коллекционер и член Национального союза библиофилов. В его личных запасниках хранится более 15 тысяч гравюр, самые ранние из которых датируются XV веком. Малую часть своей коллекции он привез в областной художественный музей.
Когда-то возникшая страсть к книгам и книжным иллюстрациям закономерно распространилась и на станковую графику. Постепенно работы копились: покупки за рубежом, дары от все ширящегося круга знакомых художников. Правда, Владимир Гурьевич отшучивается на вопрос о формировании коллекции, утверждая: для этого существует четыре вполне доступных всем способа - дарение, покупка, обмен, ну и кража, конечно. С юмором говорит и о собственных художественных опытах, вспоминая полтора года посещения изостудии в Доме пионеров и лень, из-за которой забросил занятия.
Хранятся все накопленные работы в специальных папках в квартире самого коллекционера, и пересматривать их удается только перед проведением очередной выставки при отборе гравюр для нее. Ведь 15 тысяч работ осенним вечером за чашкой кофе не полистать, как фотоальбом. Может, именно поэтому с 80-х годов он охотно показывает свои сокровища зрителям в самых разных уголках нашей страны и за ее пределами.
- Я в ваших краях нередко бывал в командировках по своей основной работе, приезжал в Полярный и Снежногорск. А теперь вот и в Мурманске оказался. Зная свой график, я за месяц до приезда связался с художественным музеем, написал, кто я такой, что у меня прошло уже 300 выставок в 50 странах. И говорю: «Давайте дружить!», - рассказывает коллекционер. - Мне было очень приятно, что, когда я предложил музею идею этой выставки, мы сразу обо всем договорились и даже наметили еще пару совместных проектов на будущее.
Что касается нынешней экспозиции, то в ней представлены 32 гравюры XVIII-XIX веков - иллюстрации к драматическим произведениям Шекспира. Есть среди них и фантазийные работы по оригиналам английского художника Джорджа Ромни и швейцарского живописца Иоганна Генриха Фюссли на тему «Детство Шекспира». И особую ценность представляют работы мастеров «Шекспировской галереи», существовавшей в Англии более 200 лет назад.
- Был такой художник Джон Бойделл, который в конце XVIII века решил предложить ведущим живописцам того времени поучаствовать в создании галереи по произведениям драматурга. Он специально купил дом в Лондоне, в котором устроил музей из этих работ. А на первом этаже здания была печатная мастерская, где подписанные работы он переводил в гравюру. Так появилась коллекция из 167 живописных полотен и 102 гравюр. Но вскоре дела у него пошли плохо, и пришлось распродать почти все, - говорит Владимир Гурьевич.
Что стало с картинами из этой галереи, неизвестно, но многие гравюры сохранились, и часть из них сейчас в коллекции Владимира Беликова.
Огромное количество работ позволяет ему формировать масштабные выставки, посвященные какому-либо автору или тому, как разные художники раскрывают в своем творчестве ту или иную тему. Например, «Руины в гравюре», «Двое», «Библейские сюжеты». В Мурманск коллекционер привез именно Шекспира, потому что в этом году ему исполнилось бы 450 лет. Экспозиции к юбилеям он вообще создает довольно часто. И недавно из-за этого чуть не лишился сотни с лишним работ. Поскольку в 2014 году исполняется 200 лет Михаилу Лермонтову и Тарасу Шевченко, год назад коллекционер решил сделать тематическую подборку, посвященную им, и назвать «Россия и Украина. Два гения».
- У меня в октябре 2013 года в Киеве проходила выставка «Портрет Серебряного века». В то время там все было еще спокойно. Перед моим отъездом зашла речь о двух юбилеях. Все загорелись этой идеей, и мы сошлись на том, что выставку устроим летом, - вспоминает собеседник. - Но в декабре мне звонят и просят провести ее буквально на днях: хотят начать с нее весь год, посвященный Тарасу Шевченко. Ну я противиться не стал, и мы открыли выставку 16 января. Крещатик уже начинал бурлить. А 20 января, когда я уезжал из Киева, видел, как горели 6 автобусов.
Он благополучно вернулся в Москву, а через месяц, когда пришло время забирать работы, оказалось, что из-за напряженной обстановки гравюры вывезти не получится, ведь выставка проходила в Российском центре науки и культуры, который был захвачен. К счастью, работы удалось спасти, но только в конце апреля выставка снова оказалась в Москве. Вполне возможно, что в обозримом будущем ее смогут увидеть и мурманчане.
В своем увлечении, которое, на первый взгляд, совсем не характерно для человека с математическим складом ума, Владимир Гурьевич не видит ничего удивительного. Ведь должно же быть в жизни что-то, кроме работы.
- Чем больше я этим занимаюсь, тем больше понимаю, что мне не хватает знаний. Меня интересует искусство гравюры как таковое. И мне как технарю очень интересно общаться с художниками. Это люди из другого мира, у которых я постоянно учусь, - продолжает коллекционер. - К тому же я всегда мечтал о своей библиотеке. Ведь это не просто хорошее чтиво. Книга интересна переплетом, иллюстрациями, шрифтом, гравюрами. Но в нашей семье не было денег для хорошей библиотеки. Наверное, повзрослев, я исполняю свою детскую мечту.
Выставка, посвященная Шекспиру, откроется 3 ноября и продлится чуть больше трех недель. Причем это тот уникальный случай, когда с разрешения коллекционера после Мурманска она отправится в путешествие по области. Ее увидят в Североморске, Полярном и Кировске.
Автор фото: Лев Федосеев
30.10.14 1545
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |