Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Роберт Акопян более полутора десятка лет занимается бирофилией



  Коллекционеры - люди увлеченные, преданные своему делу, порой чуточку чудаковатые. Словом, не совсем от мира сего. Месяцами могут рыться в специальной литературе, с упорством и азартом гоняться за редким экземпляром для своей коллекции. И неважно, что они собирают: марки, монеты, спичечные коробки или уникальные пасхальные яйца. Главное - сам процесс поиска и обретения вожделенного экспоната.

    К числу таких людей относится и Роберт Акопян, более полутора десятка лет занимающийся бирофилией - собирательством пивной атрибутики. В коллекции Р.Акопяна около тридцати наименований различной пивной атрибутики из 24 стран мира. Одних этикеток более 16 тысяч, 2000 бирдекелей (подставок), полторы тысячи пробок, более 200 пивных бокалов и стаканов. Не говоря уже о многочисленных "пивных" сувенирах: сотни брелков, зажигалок, открывалок, пепельниц, открыток, конвертов и многого другого с пивной тематикой. Есть и небольшая библиотека - книги и журналы, буклеты и брошюры, альбомы, посвященные истории производства пива в Армении и других странах.
   Дома у Роберта Акопяна небольшой музей - экспозиции своей коллекции он отвел целую комнату. Роберт переписывается с коллекционерами из стран СНГ и Европы, обменивается с ними этикетками и подставками, он - член Московского клуба бирофилов. В Армении такого клуба нет, да и других бирофилов тоже. Роберт - единственный в стране коллекционер пивной атрибутики, "монополист", как назвал его один из украинских коллег.
   Монополистом Роберт быть совсем не хочет и с удовольствием поделился бы своей "монополией" со всеми желающими разделить его увлечение. Но охотников что-то не находится. А пока, будучи членом Союза филателистов Армении, он участвует в организуемых выставках. Таких выставок за плечами Р.Акопяна с десяток. Представленная им экспозиция пивной атрибутики из 24 стран была удостоена диплома и серебряной медали на выставке, организованной во время шахматной Олимпиады 1996 года в Ереване. Таких же наград он удостоился за тематические экспозиции, посвященные II Всеармянским спортивным играм и 1700-летию принятия Арменией христианства (2001 г.).

   Роберт Акопян - участник многих пивных фестивалей, форумов и съездов бирофилов в России и Украине. Его коллекции демонстрировались в Москве, Львове, Николаеве, Одессе.

   - Увлечение бирофилией, коллекционирование - это просто хобби или нечто большее?
   - Сначала это действительно было просто забавой. Собирал красивые, оригинальные этикетки. Потом подставки, пробки. А потом пошло-поехало... Стал относиться к этому увлечению серьезно, так сказать, по долгу службы. Считаю, что данное занятие может принести конкретную пользу.
   Здесь необходимо сделать пояснение. Дело в том, что Роберт Акопян более 30 лет работает на ереванском пивзаводе "Киликия", последние годы - мастером-пивоваром. Так что его увлечение возникло отнюдь не случайно.


   - Простите за мой скептицизм, но какую пользу может принести ваша коллекция пивной атрибутики? Разве что очередной диплом или медаль на какой-нибудь выставке...
   - Получать дипломы и медали почетно и приятно. Но речь не об этом. Ежегодно я устраиваю в Ереване как минимум 1-2 выставки своей коллекции на различные темы. На них приходит немало людей, в том числе и молодые художники-дизайнеры. Поверьте, им есть на что посмотреть и чему поучиться, ведь там собрано немало прекрасных образцов полиграфического искусства - яркие этикетки, оригинальные подставки, различные атрибуты. Я не хочу сказать, что наши отечественные этикетки и другая атрибутика плохи, но ведь можно делать лучше, привлекательнее, ярче. На пивной атрибутике многих стран, той же Украины, Бельгии, Германии, Чехии можно проследить не только историю пивоварения в этих странах, но и вообще их историю, культуру народов. Там часто выпускают этикетки, подставки и другую пивную атрибутику, посвященную тому или иному событию, юбилею, национальному празднику. Можно сказать, что такие выставки способствуют развитию дизайнерского, оформительского искусства, вообще полиграфии.

   - Вы не раз ездили на встречи бирофилов в Россию и Украину, участвовали в пивных праздниках и фестивалях. Что дают подобные встречи?
  - Действительно, мне довелось побывать на многих пивных праздниках, встречах бирофилов. В последний раз в сентябре-октябре прошлого года принял участие во встрече коллекционеров пивной атрибутики в Николаеве (Украина), где показывал свою экспозицию, а затем повез ее в Одессу. Конечно, приятно пообщаться с коллегами-коллекционерами, обмениваться экспонатами, дарить друг другу сувениры.
   Поверьте, бирофилия - это не праздное собирательство. Коллекционеры приносят реальную пользу, собирают исторические документы и материалы, издают книги. Например, львовский коллекционер Р.Лазовюк написал книгу "Пиво в кулинарных рецептах". Он же стал активным участником создания Музея пива при львовском пивзаводе "Колос", имеющем столетнюю историю.
    "Книгу о пиве" издал коллекционер из Смоленска В.Довгань. Это своеобразная энциклопедия об этом напитке, в ней собраны уникальные архивные документы. А московские бирофилы совместно с редакцией журнала "Тара и упаковка" выпустили роскошный альбом "Пиво Российской империи", где имеются сведения и об армянских производителях пива Карса, Тифлиса и Владикавказа (эти города входили в состав Российской империи). Так вот, на все эти пивные праздники и встречи я ездил на собственные деньги. И лишь в последние несколько лет руководство родного завода стало финансировать эти поездки. Это свидетельствует о том, что у нас наконец осознали серьезность данного дела, что участие на таких встречах представителя Армении приносит реальную, ощутимую пользу. Ведь я в своей экспозиции представляю атрибутику в том числе и нашего завода, а значит рекламирую его продукцию. Кроме этого я, как вы знаете, связан с десятками коллег-коллекционеров из стран СНГ и Европы. Мы обмениваемся различной атрибутикой, я посылаю им этикетки и подставки завода "Киликия". И поскольку этикетки являются "молчаливыми продавцами", то получается, что если 28 лет я варил пиво, то уже второй десяток лет его рекламирую, "продаю". Это, можно сказать, одна из форм маркетингового продвижения продукции.

   - Видимо, не случайно последние два года вы занимаетесь организацией на заводе музейного и архивного дела. Не жалеете, что оставили свою специальность?
   - Пивоварению я отдал большую часть своей жизни. Начинал с простого варщика пива, потом был удостоен звания мастера-пивовара. Сейчас на заводе есть хорошие специалисты, так что в новой роли я принесу гораздо больше пользы. Видимо, так думает и руководство завода, доверив мне эту работу.

   - Можно предположить, что на заводе намечено создание своего музея?
  - Эта идея существует не один год. Было много насущных и неотложных проблем, и у руководства завода до этого просто руки не доходили. Недавно сделали капитальный ремонт здания, и уже отведено помещение под музей. Уверен, что в будущем году, к 55-летию завода, музей будет открыт. У нас уже собрано немало материалов об истории пивоварения в Армении, архивные документы об истории предприятия. Правда, многое за десятилетия было утеряно, но немало удалось сохранить. Я готов предоставить часть моей коллекции для постоянно действующей экспозиции, периодически ее обновлять.

   - Лет 6-7 назад в Армении впервые был проведен праздник пива. Казалось, он станет традиционным, но, к сожалению, этого не случилось.
   - Подобные праздники и фестивали проводятся во многих странах. Это, в первую очередь, такие "пивные" страны, как Германия, Чехия, Бельгия, Ирландия, Словакия, Украина. Свой профессиональный праздник "День пивовара" уже несколько лет отмечают в России. Даже такие "непивные" страны, как Швеция и Финляндия, отмечают свой пивной день. В Швеции он проводится в мае и называется "День солода и пива", а в Финляндии в октябре - "День финского пива".
   Такие фестивали и праздники, равно как встречи бирофилов и выставки пивной атрибутики, как правило, спонсируют пивзаводы тех городов, где они проводятся. К примеру, в Николаеве это пивзавод "Янтарь", в Донецке - "Сармат", в Киеве - "Оболонь", в Москве - "Очаковское". Во всех этих городах существуют свои клубы бирофилов, которые издают газеты, журналы, информационные бюллетени. Конечно, я не призываю создать в Армении клуб бирофилов. Но в стране, в которой традиции пивоварения уходят в глубь веков, хотя бы раз в год стоит отмечать такой праздник. Тем более, что сегодня у нас работают два мощных предприятия, производящих отличное пиво.

   - Вопрос не к коллекционеру-бирофилу, а к мастеру-пивовару: действительно наше пиво самое лучшее и самое вкусное, как обычно его рекламируют? Не поймите меня превратно, мне нравится наше пиво - и "Киликия", и "Котайк", оба сорта хороши по-своему. Но хотелось бы узнать мнение специалиста.
   - Иногда спрашивают, какое самое лучшее пиво? На этот вопрос однозначно ответить сложно. Немцы, например, рекламируют свое пиво "Варштайнер" как королеву в мире пива. Чехи считают, что самое лучшее - светлое пиво, поскольку его труднее готовить. В Армении же утверждается лозунг "Мерн урише" - "Наше иное!". И коль речь зашла о пиве, приведу такие статистические данные.
   Первое место в мире по производству пива занимает Китай (291,000 млн. гл в год), в прошлом году обогнавший по этому показателю Соединенные Штаты (233,300 млн. гл). На третьем месте - Германия (106,190), на четвертом - Бразилия (85,600) и на пятом - Россия (85,200). В Европе тройка лидеров выглядит так: Германия, Россия, Великобритания. Армения в этом списке из 50 участников занимает четвертое место с конца. Что касается потребления пива на душу населения, то здесь лидируют чехи, за ними немцы и ирландцы. Данных о потреблении пива у нас нет. Но если мы хотим стать "пивной" страной, то стоит начать вести подробную статистику.

   - И все же, "наше иное" пиво может составить конкуренцию тому же немецкому или чешскому?
   - Однозначно. По своим вкусовым качествам оно ничем им не уступает. Другое дело, что нужно научиться его рекламировать, грамотно и красиво подать и продвигать, "выводить в свет". А для этого огромное значение имеют этикетки, кольеретки, пробки, подставки - словом, та самая "одежда" бутылки, в которой это пиво будет подаваться.

Ара Ванецян, old.express.am

Оцените материал: 0.0/0

    01.12.14 1656 antikvarius 
бирофил, коллекционер, коллекция, хобби, атрибутика
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar