Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Раскопки на Сузунском медеплавильном заводе дали первые сенсационные результаты



Сводный археологический отряд Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ) и Сибирского музейного агентства завершил первый этап раскопок в поселке Сузун, на месте, где в XVIII–XX вв. располагались производства Сузунского медеплавильного завода и монетного двора. Первые результаты уже позволили восстановить технологию производства медной монеты, а историки всерьез задумались о превращении исторического памятника в музейно-туристический комплекс.

Справка:
История Сузунского медеплавильного завода ведется от именного указа императрицы Екатерины II, изданного 7 ноября 1763 г. Первый металл был выплавлен в Сузуне в 1765 г. Производство использовало медь, получаемую при выплавке серебра на Колывано-Воскресенских заводах (территория современного Алтайского края). Производство монеты было прекращено в 1847 г., завод окончательно остановлен в 1914 г.

Прежде, чем начать раскопки на территории Сузунского медеплавильного завода, археологам пришлось переквалифицироваться в мелиораторов: большая часть исторической территории была покрыта толстым слоем воды и грязи. Как выяснилось, болото это было рукотворного происхождения.

Под метровым слоем грунта исследователям открылись очертания главного канала, который снабжал завод водой (в XVIII веке все машины приводились в действие силой проточной воды).



Найдены деревянные остатки шлюза и прекрасно сохранившийся так называемый капитальный ларь — своего рода водораспределительный механизм. Для новосибирских историков это первый опыт «промышленной археологии», но на эту экспедицию ученые возлагают большие надежды. «Памятник этот уникальный, потому что Сузунский медеплавильный завод имел в своем составе монетный двор. А это большая редкость, потому что в Сибири, да и на Дальнем Востоке монетных дворов больше не было», — рассказывает начальник научно-методического отдела НГКМ Наталья Ермакова.

Археологам удалось обнаружить прекрасно сохранившиеся остатки бревенчатой крепостной стены, окружавшей завод в XVIII веке.

По словам руководителя раскопок, директора НГКМ Александра Шаповалова, ему еще не приходилось встречать такого мощного и сложного в инженерном плане сооружения: «Не сказать, что это была тюрьма, но заводу нужна была ограда. Русский люд, понятно, вороватый, тут и кандальники, и приписные крестьяне, которым все это не было близко, поэтому их тоже надо было как-то держать. А потом, это был как бы символ государственной власти, поэтому тут было все такое государственное, капитальное, производящее впечатление даже на тех, кто здесь работает».

Мастеровые Сузунского комплекса работали в две смены, по 12 часов каждая, с 4 часов утра до 16 дня и с 16 часов до 4 часов утра. Труд в основном был ручной и очень тяжелый, особенно у плавильных печей: в полумраке без вентиляции, в парах мышьяка и серы. Неудивительно, что рабочие и приписные крестьяне всячески противились походу в цех. Исторические документы, отнюдь не полные, содержат сведения о 93 побегах из заводского округа. Убежать удалось всего шестерым, остальные были пойманы и «биты батогами, плетьми и розгами».

Отдельный интерес для историков представляет производство в Сузуне так называемой «сибирской монеты». Ее хождение ограничивалось пределами Сибирской губернии, от города Тары на Иртыше до Камчатки.



Вес этих денег был меньше, чем у общероссийских, поскольку медь Колыванских заводов была богата примесями серебра и золота, а на монете, помимо вензеля Екатерины, был изображен герб Сибири с двумя соболями. Экспедиция НГКМ нашла большое количество монет и, что самое главное, отходов и заготовок производства. «Никто и никогда не видел этих монетных кружков и вырубок. И никто не представлял себе вот этого монетного производства, — говорит Александр Шаповалов. — Мы раньше думали, что монеты вырубались из длинных пластин, штамповались одна за одной. А на самом деле, оказывается, просто вырезались из раскованного молотом бруска».

По словам Нины Чесных, директора антикварного салона «Сибирская горница», «сибирская монета» пользуется постоянным спросом среди коллекционеров. Средняя стоимость колеблется между 1500 и 3000 рублей, но все зависит от номинала, состояния и года чеканки. Скажем, 10 копеек 1766 года оцениваются в 600 долларов США, а за аналогичную монету 1770 года просят уже не более 90 долларов.

Сегодня от комплекса Сузунского медеплавильного завода сохранилась всего одна полуразрушенная постройка — здание так называемой толчельни, где готовили руду к переплавке.

В планах исследователей к 2014 году восстановить часть производства, создав на бывшей территории завода действующий исторический комплекс, где туристы могли бы воочию увидеть, как в XVIII веке чеканили монету. От областного правительства уже получено предварительное согласие на финансирование реконструкции. Точный объем инвестиций пока не называется, но по оценке Андрея Шаповалова, речь идет о «нескольких сотнях миллионов рублей».

Как говорит специалист по внутреннему туризму турфирмы «Жемчужина Алтая» Андрей Устинов, создание подобных исторических комплексов — общемировая тенденция, однако, для успешного функционирования такой проект требует серьезных вложений в рекламу и инфраструктуру поселка. «Подобные проекты, конечно, интересны, чтобы люди, посетив такое место на выходных, сказали: «Ах!». Однако, это только в том случае, если вокруг построены достаточно комфортабельные гостиницы, рестораны, какие-то развлекательные комплексы. А без всего этого просто действующий монетный двор, расположенный почти в 200 километрах от города, мало кого привлечет».


Артем Шершнев, Фото sibir.3dn.ru (1), автора (2, 3)
Оцените материал: 0.0/0

    30.06.11 1985 antikvarius 
монета, золото, антиквариат, археология
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar