Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Прошел День памяти барона Штакельберга, основателя коллекции музыкальных инструментов в Нарве



30 марта 2011 года в Нарве, в приходском доме Александровского прихода прошел День памяти барона Константина Штакельберга. Офицер Русской императорской армии, барон фон Штакельберг, похороненный на нарвской земле, прославился еще и тем, что стал основателем придворного императорского оркестра, чья история продолжается и по сегодняшний день. А также он основал коллекцию музыкальных инструментов, которая бережно хранится, используется и экспонируется и ныне.

…И взошло солнце

День памяти барона начался панихидой на месте предполагаемого захоронения на Иоанновском лютеранском кладбище.

Потом заинтересованные в сохранении памяти о бароне Штакельберге собрались в концертном зале приходского дома на Вабадузе, 20. В тот самый момент, когда у портрета Константина Карловича Штакельберга зажигали свечи, снеговые тучи разошлись над городом и на небе засияло солнце. Собравшиеся почтить память барона сочли это за добрый знак.

Нарва

Перед началом лекционной части встречи, на которую в числе пришедших собрались научные и культурные деятели Эстонии и России, состоялся небольшой концерт.

Нарва

На нем инструментальные и вокальные номера исполнили артисты из Нарвы, Санкт-Петербурга и даже Америки. Среди них были вокалистка из Нарвы Изида Галимова, исполнившая под аккомпанемент регента Александровской церкви Тулике Юрьо романс «Замело тебя снегом, Россия», преподаватели Нарвской музыкальной школы, а также студенты Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, солисты Капеллы Таврической Олеся Морозова и Алексей Этчеверри.

Нарва

С приветом из Германии

На встрече собравшимся зачитали обращение от Президента Объединения семьи Штакельбергов из Германии Вольфганга Штакельберга. Бережно хранящие память о своем российском предке его нынешние потомки с удовлетворением узнали, что в Нарве состоится день памяти барона Штакельберга. Семья потомков этого выдающегося деятеля поблагодарила организаторов и всех участников Дня памяти барона.

Получше узнать о жизни Константина Штакельберга собравшиеся смогли благодаря прозвучавшим в тот день выступлениям. Владимир Кошелев, хранитель упомянутой коллекции, рассказал, что Константин Штакельберг родился в 1848-м году и еще в молодости получил прозвище «генерал от музыки».

Из выступления Владимира Кошелева

По линии матери его семья состояла в близком свойстве с императорской фамилией. Сестра матери Штакельберга, графиня Юлия, вышла замуж за принца Александра фон Гессенского. Его сестра, в свою очередь, впоследствии стала Марией Александровной, императрицей, женой Александра II. Такая связь в те времена считалась близким свойством и имела для Штакельбергов большое значение: их клан стал вхож во все знатные дома Европы и России.

Нарва

Например, жена императора Николая II запросто вызывала жену Константина Карловича Марию Васильевну к себе на дачу или домой, или приходила к ним в гости и дамы вместе музицировали. Императрица аккомпанировала на рояле, а жена Константина Штакельберга очень хорошо пела меццо-сопрано…

Рыжую красавицу баронессу фон Штакельберг описал даже корреспондент газеты «Фигаро», сделавший репортаж о необыкновенных торжествах, прошедших в Петергофе по поводу посещения России президентом Французской Республики в 1897-м году.

Но в историю барон Штакельберг вошел как очень талантливый организатор и коллекционер.

Воцарившись на престол, Александр III призвал к себе на аудиенцию полковника конной гвардии Штакельберга и принца Александра Ольденбургского и настоятельно попросил их организовать государственный симфонический оркестр.

На ту пору это была совершенно небывалая инициатива не только для России, но и для всей просвещенной Европы. Два долговязых немца организовали этот оркестр на удивление стремительно. Они объезжали города и веси, собирая музыкантов. 30 августа 1883-го года оркестр уже играл концерт для императора. У коллектива были свой устав, форма, квартиры, жалованье. (Удивительно, что оркестр, созданный Штакельбергом, существует по сей день Это заслуженный коллектив республики, академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича, старейший оркестр России).

Оркестр оказывал влияние на музыкальную культуру не только Петербурга, но и России и всего зарубежья. Очень скоро музыканты оставили военную форму и стали придворным оркестром.

А внутри оркестра Штакельберг организовал еще и музей музыкальных инструментов. Он называл его музеем музыки и разработал несколько его проектов. Умудрялся отчислять какие-то деньги на приобретение инструментов, находил людей, чтобы составлять каталоги собираемого инвентаря, хранить его. Музей как выставочная экспозиция, работающая по расписанию, существовал уже в 1900-м году.

Первыми экспонатами музея стали ни больше-ни меньше две скрипки Александра I, в том числе подлинный инструмент работы Страдивари.

Сейчас, правда, эти скрипки находятся в Москве, в государственной коллекции.

Штакельберг осуществил еще одно интересное начинание. К коронации Александра III, проходившей в мае 1883-го года, он вместе с князем Ольденбургским сумел возродить родовую музыку, которая была изобретена еще в середине 18-го века в Петербурге. Самый маленький инструмент был размером всего 5-10 см, а самый большой — порядка 6-ти метров. И каждый музыкант в таком оркестре играл только одну ноту. По найденным с трудом сведениям в Москве были заказаны необходимые инструменты, и возрожденная старинная музыка звучала на коронации. Причем, не только Александра III, но и Николая II в 1896-м году.

Музей, отметивший в 2000-м году свое столетие, считался единственным местом, где хранилась память о Штакельберге. Поэтому организация в Нарве дня памяти барона была названа приехавшими в наш город выдающимся событием.

Владимир Кошелев поблагодарил Андреса Вальме, руководителя НКО «Эстонский военный мемориал», взявшего на себя такую инициативу, за попытку поднять «деликатную и тонкую проблему восстановления фамильных захоронений баронов Штакельбергов». Также Кошелев выразил надежду, что это мероприятие станет в Нарве доброй традицией. Тогда россияне смогут приезжать в Эстонию уже с музыкой, издаваемой этими самыми уникальными экспонатами.

Символ русского дворянства

Об исследованиях генеалогии и семейных захоронений немецкого рода Штакельбергов рассказал профессор из Таллинна, председатель Эстонского Дворянского собрания Юрий Мальцев. Согласно этим исследованиям, в наших местах имеется два родовых склепа. Один – на Иоанновском лютеранском кладбище в Сийвертси, где, кстати, в тот же день прошла панихида и где, по наибольшей вероятности, захоронен барон Константин Штакельберг.

Нарва

Второй — на Ивангородской стороне, на мызе Лилиенбах, где захоронены представители другой ветви рода, по линии двоюродного брата Константина Штакельберга.

В этой капелле (часовне) Штакельбергов, что на нарвском кладбище, имеется 21 эпитафия с евангельскими текстами, а похоронены всего 15 человек. Именно это несовпадение вносит некоторую долю сомнения в то, что Константин Штакельберг захоронен именно в Нарве, и вместе с тем фамильный склеп его рода — наиболее вероятное место его захоронения.

В любом случае, отметил профессор, Нарва, скорее всего, имеет захоронение уникального человека, которое должно привести в порядок и опекать. Эта могила, подчеркнул Мальцев, символ для всего русского дворянства, призыв поехать сюда и поклониться этой могиле. Для города же она означает замечательный туристический объект.

На музыкальных подлинниках

Ольга Великанова, директор Музея музыки, расположенного в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга, дала собравшимся послушать тихое звучание виолончели Николая II и продемонстрировала фрагмент фильма о Шереметьевском дворце. Звучание старинных инструментов, собранных Штакельбергом, доказало, что человек не заканчивается, умирая, а его деяния остаются жить в делах потомков. И еще один главный вывод, который сделали собравшиеся: творчество — это одна из форм бессмертия.
Ольга Великанова позволила послушать звучание инструментов из коллекции Штакельберга. Пригласила собравшихся посмотреть на них в Санкт-Петербурге и даже послушать их вживую: концерты на этих старинных инструментах проводятся ежемесячно.

Ольга Великанова рассказала, как трогательно относятся к этим скрипкам, виолончелям и прочим инструментам хранители музея, которые на время концерта передают экспонаты из рук в руки исполнителям. Как бережно их обрабатывают, меняют перед каждым концертом струны, в общем, берегут для потомков.

Концертная деятельность – одно из направлений, которое также начал развивать барон Штакельберг. Коллекция музыкальных инструментов, продолжаемая на основе коллекции Штакельберга, разрослась и насчитывает уже более трех тысяч экспонатов, но экспонируется только на одну треть. И эти инструменты очень редко, но звучат в музейных концертах.

Первый концерт цикла «Музыкальные пятницы барона Штакельберга» состоялся 20 октября 2000 года. Сейчас идет уже 11-й сезон этого популярного цикла. В концертах выступают не только российские музыканты, но и зарубежные, в том числе из Эстонии.

Научный сотрудник Ивангородского музея Сергей Никитин рассказал о местах, связанных с семьей Штакельберг в Ивангороде, а председатель Объединения гидов Нарвы Елена Вальме познакомила с деятельностью своей организации.

Автор: Наталья Соболева

Фото Андреса Вальме и Ирины Кивимяэ

baltija.eu

Оцените материал: 0.0/0

    02.04.11 2580 antikvarius 
музыкальные иструменты, коллекционер
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar