Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Позоры аукционных домов, или как купить да Винчи за гроши



Аукционный бизнес не могут потревожить никакие колебания валют. Торги на Christie's и Sotheby's проходят четко по расписанию и по-прежнему приносят миллионы. Между тем элитные аукционные дома поражают не только своей астрономической прибылью, но и вполне земными убытками, которые несут из-за ошибок оценщиков.

    Недавно английский коллекционер сэр Дэнис Мэхон объявил, что имеет на руках картину Караваджо "Шулеры" стоимостью как минимум 11 миллионов фунтов, которую некогда приобрел на Sotheby's "за бесценок" - то есть за 45 000 фунтов. Мэхон настаивает: эксперты попросту не узнали руку мастера и приняли реальный шедевр за скромную копию.

В разгар скандала объявился бывший владелец полотна - британец Билл Твейтс. Он расстался с картиной еще в 2006 году - тогда оценщики приписали работу одному из "старых мастеров" и заплатили за нее порядка 40 000 фунтов. В результате негодующий Твейтс подал судебный иск. Теперь главные эксперты по творчеству великого итальянца изучают скандальное творение буквально под микроскопом. Если суд официально признает авторство Караваджо, жертва обмана получит от "Шулеров" серьезную прибыль, а дирекция Sotheby's - грандиозные штрафы.

Между тем, по мнению специалиста школы экспертов и коллекционеров Кирилла Алексеева, подобные инциденты на крупных торгах все же не правило, а форс-мажор: "Когда на Christie's и Sotheby's приходит какая-то вещь, то она сразу попадает в довольно большой круг специалистов. Если ошибется один, то десять других не ошибутся. Еще важный момент - наличие рынка. Рынок - это пространство искусства, это система. И вот в этой системе должен "вариться" специалист. Он должен знать происхождение вещи. Он должен быть знаком с тем дилером, от которого эта вещь пришла". Но в любом отлаженном механизме случаются сбои.

В конце 90 годов британская пенсионерка Джин Марчиг продала через аукцион Christie's работу неизвестного немецкого художника XIX века с большой, как ей казалось, выгодой - за $19 000. Через несколько лет после удачной сделки бывшая владелица узнала в одной из картинок с выставки в Швеции тот самый рисунок. Только теперь он был представлен как работа Леонардо да Винчи. Оказалось, специалисты Оксфорда обнаружили на портрете отпечаток пальца, идентичный отпечатку да Винчи. Чтобы подтвердить догадку, ученые провели радиоуглеродный анализ творения и установили, что ему уже более 500 лет.

В данном случае почтенная леди стала жертвой банальной недоработки - поскольку экспертиза завершилась тем, с чего должна была начаться, продолжает Кирилл Алексеев: "Ошибка прежде всего может возникнуть в химическом анализе. Химический анализ, который делается в первую очередь, кладется перед экспертом-искусствоведом. И тот, руководствуясь тем, что 87% работ настоящие, аутентичные, начинает уже искусствоведческую экспертизу".

Впрочем, не только оценщики крупных аукционов грешат неточностью. В 2003 году токийский музей изобразительного искусства Гиндза выставил на продажу 170 предметов из коллекции японского живописца Кадзумасы Накагавы. В числе лотов оказался женский портрет неизвестного автора стоимостью 85 долларов. Рисунок так бы и ушел за гроши - покупатель нашелся быстро, однако одному из организаторов торгов он напомнил ранние работы Винсента Ван Гога. Добросовестные японцы моментально остановили продажу и отправили картину в музей художника в Голландию. А уже через неделю получили ответ: это действительно творение великого живописца, которое входит в каталог его произведений 1928 года. После сенсационного открытия рисунку дали официальное название "Голова крестьянки. Левый профиль" и пустили с молотка за $550 000.

Вести ФМ, Анна Владимирова

Оцените материал: 0.0/0

    12.04.15 1183 antikvarius 
аукцион, эксперт, Караваджо, картина
Аукционы


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar