Из крошечного офиса на юге Индии Виджай Кумар просматривает артефакты на своем ноутбуке с точностью судмедэксперта. Для неискушенного глаза ширина бронзового носа Шивы или его суставов пальцев невидимые детали. Для Кумара это подсказки о статуе, которые открывают некоторые из крупнейших ограблений произведений искусства в истории.
Более десяти лет Кумар посвятил себя единственному делу: поиску контрабандных артефактов у самых богатых коллекционеров мира. Вместе с другими гражданскими детективами, разбросанными по миру, он помогает конфисковать множество экспонатов из крупных музеев и аукционных домов.
Энциклопедические знания и владение материалом позволяют Кумару отыскивать отличительные знаки на антиквариате, сопоставляя архивные фотографии с предложениями в глянцевых каталогах современных аукционов.
Кумар создал организацию India Pride Project, которая ведет базу данных о нескольких тысячах артефактов сомнительного происхождения. Это помогает полицейским арестовывать контрабандистов и проверять документы на таможне.
По его словам, они мало зарабатывают на работе, полагаясь на добровольцев.
В последние годы резко возросло количество реституций произведений искусства. Незаконная торговля культурными ценностями — это крупный бизнес. Верхние оценки годовой стоимости рынка достигают почти 10 миллиардов долларов. Это число делает его одним из самых крупных черных рынков в мире...
По данным группы Интерпола о произведениях искусства: с 2017 по 2020 год правоохранительные органы вернули почти в десять раз больше украденных предметов по всему миру, чем число пропавших без вести. Данные поступают из 195 стран-членов организации, хотя не все представляют цифры.
Столкнувшись с судебным преследованием, Метрополитен-музей сдал золотой гроб с мумией, узнав, что он был украден во время арабской весны. Музей извинился перед Египтом и изменил свою политику приобретения.
Художественные преступления трудно раскрыть. Легальные продажи смешиваются с теневыми. Произведения исчезают на десятилетия, прежде чем снова появляются на аукционах. Контрабандисты подделывают записи о происхождении предметов. Отмывание денег часто является параллельной деятельностью, особенно в финансовых и торговых центрах, таких как Женева, Дубай и Мальта. Во многих случаях лишь горстка людей несет ответственность за подавляющее большинство украденных работ в каждом регионе.
«Был всплеск интереса» к борьбе с контрабандистами, — сказал Мэтью Богданос, руководитель отдела по торговле антиквариатом окружной прокуратуры Манхэттена, которая с момента открытия в 2017 году вернула около 1700 предметов.
Иногда они ловят крупную рыбу. В прошлом году миллиардер из американского хедж-фонда Майкл Стейнхардт согласился передать сокровища на сумму 70 миллионов долларов. В его коллекции был сосуд для возлияний с изображением головы оленя и критский сундук, использовавшийся для хранения человеческих останков. Стейнхардт утверждал, что не совершал никаких преступлений и что он купил объекты на основании ложных сведений от продавцов.
Крупнейшие уловы часто связаны с Индией и другими азиатскими странами, где неохраняемые храмы являются легкой мишенью. Во время ареста в ходе операции «Скрытый идол» были обнаружили товары на сумму более 100 миллионов долларов на нью-йоркских складах индийско-американского арт-дилера Субхаша Капура. Возможно, он предстанет перед судом в США уже этим летом.
Недавно США вернули премьер-министру Индии Нарендре Моди 157 контрабандных артефактов. Согласно правительственному отчету за 35 лет до 2012 года в Индии было обнаружено менее двух десятков предметов.
Артур Бранд, голландский детектив, вспомнил картину, изъятую у еврейских галеристов в нацистской Германии. Лувр, куда она попала, вернул произведение их внучке восемь десятилетий спустя.
Говорят, Чингисхан называл грабеж своих врагов «величайшим удовольствием». Армии Наполеона грабили европейские города, вывозя картины и переплавляя скульптуры из драгоценных металлов. В хаотичные недели после вторжения США в Ирак вандалы украли тысячи предметов старины из национального музея в Багдаде.
Богданос, бывший морской пехотинец, сказал, что этот эпизод стал переломным моментом в его осознании происхождения произведений искусства. Его стол украшен десятками желтых стикеров, каждый из которых представляет собой продолжающееся расследование похищенных работ, которые, как теперь полагают, оказались в руках США.
«Никто не хочет обнажать музеи своих сокровищ. Но я просто хочу знать, что они попали туда правильно. А если нет, то они должен вернуться на родину», — сказал он.
На сегодняшний день десятки стран ратифицировали конвенцию ЮНЕСКО 1970 года о борьбе с торговлей предметами старины. Ноотчет за 2018 год, подготовленный по заказу французского правительства, показал, что около 90% африканских артефактов все еще хранятся за пределами континента.
Сопротивление идет со всех сторон. Британский музей отказался передать некоторые из своих наиболее примечательных экспонатов, в том числе Розеттский камень. Но многие частные продавцы полностью сдаются. В 2019 году была статистика, что количество витрин антикварного искусства на Манхэттене сократилось с дюжины до трех.
«Похищенные предметы должны быть возвращены, потому что они представляют ценность для местного населения, у которого они были отобраны в первую очередь», — сказал Джеймс Куно, президент J. Paul Getty Trust, управляющий самым богатым художественным учреждением в мире J. Paul Getty Museum.
48-летний Кумар знает об этом все. О раскрытии многих преступлений он написал книгу.
Есть примеры, когда женщина наняла Маринелло, юриста и основателя Art Recovery Internationa, для проведения комплексной проверки объектов в своём загородном поместье. И он обнаружил давно потерянную скульптуру божества, известную как йогиня, богиня и мастер тантры. Он связался с Sotheby’s. Он консультировался с британским историком. Затем он связался с организацией India Pride Project, управляемой Кумаром. «Мы пытались найти её более двух десятилетий», — ответил Кумар. Маринелло поделился фотографиями в высоком разрешении. Кумар связался с полицией индийского штата Уттар-Прадеш. Официальные лица подтвердили, что несколько статуй были украдены из деревни Лохари примерно в 1980 году. Владелица статуи согласилась вернуть статую, которую она приобрела вместе с домом. В этом году состоялась церемония передачи статуи в Лондоне индийским дипломатам.
В детстве бабушка Кумара привила ему любовь к элегантным изделиям из бронзы династии Чола. Путь к охоте за древностями был длительным. Уговорив родителей обезопасить себя в финансовом отношении, Кумар изучал бухгалтерский учет в колледже, а затем начал карьеру судового маклера.
Но желание задокументировать богатые, но недооцененные художественные традиции Индии сохранялось. Кумар начал посещать отдаленные храмы. В 2006 году он создал блог «Поэзия в камне», «путеводительа по индийскому искусству». Через интернет он нашел людей, разыскивающих пропавшие артефакты. И они составили, возможно, самую большую базу данных пропавших индийских артефактов.
Через несколько лет Кумар добился большого успеха. Он сопоставил предметы, продаваемые Капуром, нью-йоркским арт-дилером, с фотографиями храмов во французских исследованиях 1950-х годов. Эта информация была передана индийской полиции и следователям США, которые назвали Капура «одним из самых плодовитых контрабандистов в мире».
С тех пор Кумар помогал репатриировать произведения из разных учреждений, таких как Национальная галерея Австралии и Художественный музей Толедо в Огайо. Он заработал репутацию активиста в социальных сетях. Его твиттер — это сборник цитат из малоизвестных книг по истории искусства.
«Я критически относился к правоохранительным органам, лицемерному миру искусства и мошенникам, поэтому повсюду нажил врагов», — писал Кумар в своей книге «Похититель идолов», в которой рассказывается о перипетиях Дело Капура.
О своей миссии Кумар говорит: «Мы позаботимся о том, чтобы украденный предмет нельзя было продать. Мы не позволим вешать ценники на наших богов».
Источник 01.05.22 489
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |