Отчет ArtTactic о послевоенном и современном искусстве на аукционах 2015–2020 г.г.
Британская аналитическая компания выпустила новый отчет, показывающий изменения во вкусах коллекционеров с наступлением пандемии
Новый отчет британского аналитика ArtTactic посвящен послевоенному и современному искусству, проданному на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. С января 2015 по август 2020 года в таковых участвовало более 49 тыс. лотов и около 5 тыс. художников, результаты торгов легли в основу исследования.
Коллекционерские предпочтения, проанализированные с точки зрения национальности, возраста и пола авторов, обнаруживают интересный и местами новый взгляд на текущие тенденции на рынке послевоенного и современного искусства — это позволяет спрогнозировать его будущее в ближайшей перспективе с большей уверенностью, чем несколько месяцев назад.
Основные итоги отчета:
• Аукционные продажи послевоенного и современного искусства упали на 36 % за первые 8 месяцев года
Аналогичный отчет ArtTactic, вышедший прошлой осенью, показал снижение объема продаж послевоенного и современного искусства на ведущих аукционных торгах на 12,7 % в период с 2018 по 2019 год. После двух лет непрерывного роста этого сегмента рынка (2017, 2018) эти цифры были восприняты с пониманием: на горизонте маячил «Брексит», уже в реальности были торговая война с Китаем и беспорядки в Гонконге, ударившие по аукционным площадкам Лондона, Нью-Йорка и Гонконга соответственно. Пандемия 2020 года лишь усилила падение объема продаж послевоенного и современного искусства: за первые восемь месяцев этого года он снизился на 36 %, составив $1,22 млрд.
• Гонконг — вторая по значимости аукционная площадка современного искусства
Пандемия изменила иерархию мировых аукционных центров: Гонконг увеличил свою долю рынка до 26 %, по сравнению с 20 % за весь 2019 год, обогнав Лондон с 25 % ($314,6 млн против $303,5 млн). В этом подъеме центру азиатского арт-рынка помогло и ослабление позиций Нью-Йорка: 59 % объема продаж в 2019 году против 49 % за первые восемь месяцев этого года.
• Sotheby’s отвоевывает долю рынка у своих конкурентов
Из трех ведущих мировых аукционных домов самым гибким и адаптируемым во время пандемии оказался Sotheby’s (в первую очередь — за счет смелых решений по объединению аудиторий покупателей и внедрению технологий. — AI.). С января по август 2020 года объем его продаж составил $653,2 млн, или 54 % совокупных продаж «большой тройки» (по сравнению с 42 % в 2019 году). Доля Christie’s упала до 37 % (с 46 % в 2019 году) при объеме продаж $447,4 млн. Phillips также потерял позиции: 9 % против 13 % в прошлом году.
• Перестановки в рейтинге топ-художников
В общем аукционном зачете послевоенных и современных художников по объему продаж за время пандемии произошли серьезные изменения. Так, с начала 2020 года половина художников поднялись в топ-10 с ближних и дальних подступов — в их числе Рой Лихтенштейн (3-е место с 12-го места в 2019 году), Джоан Митчелл (6-е место с 16-го), Клиффорд Стилл (7-е место с 34-го), Уэйн Тибо (9-е место с 26-го) и Брайс Марден (10-е место с 52-го). В то же время рынок Энди Уорхола, лидера по объемам публичных продаж в последнее десятилетие, составил всего $27,1 млн, по сравнению с $104,5 млн за первые 8 месяцев 2019 года (сам художник опустился с 1-го на 12-е место в списке). Возглавляет «карантинный» рейтинг Фрэнсис Бэкон: всего два лота на общую сумму $81,8 млн. Разница с Чжао Уцзи, занимающим второе место, не только в объеме продаж ($67,9 млн), но и в количестве проданных лотов: у китайского художника за 8 месяцев карантина таковых набралось 27.
Таблица 1. Топ-10 художников послевоенного и современного искусства по объемам продаж в январе — августе 2020 года
|
Имя художника |
Место в рейтинге 2019 года |
Происхождение художника |
Объем продаж по молотку, $ млн |
Продано лотов, шт. |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Френсис Бэкон (1909–1992) |
6 |
Великобритания |
81,76 |
2 |
2 |
Чжао Уцзи (1920–2013) |
2 |
Китай |
67,94 |
24 |
3 |
Рой Лихтенштейн (1923–1997) |
12 |
США |
66,18 |
4 |
4 |
Дэвид Хокни (1937) |
4 |
Великобритания |
54,96 |
15 |
5 |
Жан-Мишель Баския (1960–1988) |
3 |
США |
45,15 |
11 |
6 |
Джоан Митчелл (1925–1992) |
16 |
США |
41,28 |
6 |
7 |
Клиффорд Стилл (1904–1980) |
34 |
США |
32,03 |
2 |
8 |
Герхард Рихтер (1932) |
5 |
Германия |
31,46 |
28 |
9 |
Уэйн Тибо (1920) |
26 |
США |
30,03 |
12 |
10 |
Брайс Марден (1938) |
52 |
США |
28,78 |
4 |
• Продажи молодых художников выросли на 21 %
На фоне значительного сокращения продаж признанных художников пандемия открыла возможности для молодых авторов: с января по август 2020 года объем аукционных продаж художников в возрасте до 45 лет увеличился на 20,8 % ($55,1 млн). На вечерние торги аукционных домов пришлось 56 % указанной суммы: в 2019 году она была равна 68 %, что говорит о признании ценности дневных продаж (и представленных там художников) коллекционерами молодого искусства. На 10 топ-художников в возрасте до 45 лет приходилось 59,5 % объема аукционных продаж молодого искусства: эта ниша также делится на фаворитов и «остальных» (просто у «остальных» молодых шансов быть приобретенными больше, нежели у признанных возрастных авторов. — AI.). Возглавляет рейтинг румынский художник Адриан Гени (ведомый Pace Gallery): с начала 2020 года его работы были проданы на общую сумму $8,1 млн. В целом соотношение продаж по объемам среди молодых (до 45 лет), возрастных (свыше 45) и умерших художников составило 4 %, 35 % и 61 % соответственно.
• Продажи чернокожих американских художников упали
Объем аукционных продаж чернокожих американских художников за первые 8 месяцев 2020 года сократился на 42 %. Самой заметной фигурой, как и в предыдущие годы, был Жан-Мишель Баския: объем его продаж сократился «лишь» на 19,4 %. Если же исключить Баскию из подсчета, то остальные 57 имен покажут снижение на 69,6 %. Количество чернокожих американских художников, представленных на ведущих аукционах, также уменьшилось: с 68 в 2019 году до 58 в нынешнем сезоне. Среди тех, чье искусство продолжило пользоваться высоким спросом среди коллекционеров, ArtTactic отмечает Титуса Капхара, Уолтера Прайса и Кевина Бизли.
• Женщины-художницы превзошли мужчин. Но не во всем
С января по август 2020 года объем аукционных продаж женщин-художниц составил $165 млн — на 21,4 % меньше, чем за тот же период 2019 года. Несмотря на снижение общих продаж во время пандемии, «женские» продажи выглядели значительно лучше «мужских»: падение последних за тот же период составило 37,4 %. В пятерку лучших художниц по результатам аукционных торгов вошли Джоан Митчелл, Яёи Кусама, Хелен Франкенталер, Сесили Браун и Луиз Буржуа. На 10 первых имен списка пришлось 75,4 % объема аукционных продаж женщин-художниц. При этом соотношение продаж художников разного пола в целом составило 86 % к 14 % — увы, не в пользу прекрасного пола.
Послевоенное и современное искусство в «обычный» кризис переживает серьезную чистку: по статистике прошлых рецессий его не переживает около 10 % признанных и половина молодых современных художников. Кризис «нового типа» вполне ожидаемо поднял в первую десятку рейтинга проверенных американцев вроде Роя Лихтенштейна и Клиффорда Стилла, но убрал из числа авторов желаемых лотов Энди Уорхола. Эксперты расходятся во мнениях о причинах падения интереса к отцу-основателю поп-арта: одни полагают, что Уорхола коснулось общее охлаждение рынка к его «внучатым племянникам» — Дэмиену Херсту, Ричарду Принсу и Такаши Мураками. Другие — что рынок намеренно придерживает лучшие работы Уорхола и «выстрелит» ими на следующей волне роста. Объединить обе теории может следующее предположение: в период непредсказуемых ежедневных изменений 2020 года от самого предсказуемого художника последних десятилетий коллекционерам просто захотелось отдохнуть.
Карантин также наглядно показал распределение коллекционерских предпочтений в условиях запретов на международные перевозки: коллекционеры, запертые в пределах своих стран, увеличили объем покупок на местном рынке — прежде всего Великобритания и Китай. На этом фоне американцы, готовящиеся к очередным выборам президента и потерявшие китайских коллекционеров на нью-йоркских торгах, «раздали» доли своей рыночной гегемонии соседям. Непатриотично с виду повели себя Италия и Франция — впрочем там рост рынка обеспечили художники других временных сегментов (старые мастера и модернисты). Диагноз «пациент скорее жив, чем мертв» относится и к таблице лучших соотношений среднего эстимейта и цены молотка: среди 10 первых позиций — 9 различных стран происхождения художников (в предыдущие годы уроженцы и эмигранты в США составляли 2/3 этого списка. — AI.).
Доля Латвии в общем зачете — 0,5 % рынка — это заслуга не уроженца Риги Марка Ротко (его продажи идут в зачет американцев), а Вии Целминьш под патронатом нью-йоркской Matthew Marks Gallery. Наряду с Румынией, идущей в общекомандном зачете восьмой (0,7 % рынка) благодаря Адриану Гени из Pace Gallery, Латвия показывает, что в пандемию внимания коллекционеров могут добиться и художники из стран Восточной Европы и Балтии. Но — важная оговорка — если за ними стоят топ-галереи. Другими словами, если молодых художников из развивающихся стран и готовы покупать дорого — то лишь в паре с манхеттенской пропиской.
Продажи «женского» искусства, с меньшей амплитудой просевшие в кризис относительно «мужских», — слабое утешение на фоне итогового баланса сил: 14 % против 86 % по объему продаж. При этом отметим, что средняя стоимость работ женщин-художниц выросла, особенно это касается топ-сегмента (а Джоан Митчелл даже вошла в топ-10 общих арт-результатов, поднявшись с 16-й позиции). А вот результаты чернокожих художников заставили задуматься: в 2020 году на публичных торгах их покупают значительно меньше — и по количеству лотов, и по количеству имен, и в абсолютных цифрах. «А как же результаты движения BLM?», спросите вы. Отвечаем: итогом борьбы с расовой дискриминацией на данном этапе стала массовая закупка «черного искусства» музеями (на первичном рынке) — следовательно, академическое признание ожидает этих авторов несколько позже. А вот тогда они станут желанными гостями на аукционных торгах… если, конечно, параллельно с музеями ими так же активно интересуются и частные коллекционеры.
В следующем материале по мотивам отчета ArtTactic мы разберем показатели художников из России и стран СНГ, оказавшихся в обойме международных дневных и вечерних торгов — в небольшом количестве, но с интересными результатами.
Источник 12.10.20 854
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |