Художник оставляет на экслибрисе свою подпись. Книжные знаки знаменитых авторов печатают малым тиражом — от 1 до 100 экземпляров. Потому неудивительно, что в мире появилось немало охотников за экслибрисами.
Олег Судленков, коллекционер экслибрисов:
Экслибрисом
увлекаются практически на всех континентах. По крайней мере, например, в
Европе каждый год проходят несколько регулярных конгрессов: собирается
несколько сот коллекционеров. Раз в два года проходит конгресс Всемирной
организации коллекционеров и художников экслибриса.
Самая большая коллекция в мире сегодня насчитывает 200 тысяч экслибрисов. Олег Судленков собрал порядка 8 тысяч книжных знаков. Для Беларуси это огромная цифра. Тех, кто увлекается экслибрисом, в стране не наберется и десятка. Во-первых, это дорогое удовольствие. Во-вторых, по мнению Олега Судленкова, в массах ослабевает интерес к искусству.
Элитарным это увлечение было и 40 лет назад, когда коллекционер только начинал интересоваться экслибрисами.
Олег Судленков, коллекционер экслибрисов:
Я
работал в газете «Советский инженер». И однажды главный редактор дал
мне задание написать что-нибудь о коллекционерах. Я написал большую
статью о филателии, её опубликовали, но он сказал, что об этом все
знают. Так как я был «книжником», я знал, что такое экслибрис, и стал
искать, кто в Минске их собирает.
После опубликования статьи в редакцию посыпались письма с экслибрисами со всего Советского Союза. Начало коллекции было положено. В дальнейшем Олегу Судленкову удалось заполучить книжные знаки многих известных советских художников. Со временем коллекционер открыл для себя еще одну страницу книжной истории — древние экслибрисы — Радзивиллов, Сапегов, Барановского.
Олег Судленков, коллекционер экслибрисов:
Когда
берёшь старый экслибрис, ощущаешь историю — знаешь, что этот экслибрис
держал в руках казначей Великого княжества Литовского 300 лет назад. И
волей-неволей понимаешь, что у тебя в руках исторический документ.
Экслибрис — это доказательство того, что раньше памятники письменности были настоящими драгоценностями. Так, еще в Древнем Египте папирусовые свитки обозначались надписями собственников. В случае пропажи на грабителей сыпались проклятья. В Европе экслибрис распространился после возникновения книгопечатания. Существовал закон, согласно которому без книжного знака владение книгой считалось нелегитимным. В дальнейшем экслибрисы потеряли юридическое значение. Зато выросла их роль в искусстве.
Олег Судленков, коллекционер экслибрисов:
Если
экслибрис делал Дюрер или Лука Кранах, цена их заоблачная — превышает
десятки тысяч долларов, потому что это оригинальные оттиски. Если взять
современных художников, то есть экслибрисы работы Пабло Пикассо с его
сигнатурой, то они тоже стоят крайне дорого.
Для Олега Судленкова самые ценные работы — тех художников, с которыми ему посчастливилось общаться. Во многих случаях завязывались тесные дружеские отношения. Так что увлечение возвращает вложенные в него средства сторицей. Коллекционеры экслибрисов становятся своего рода искусствоведами, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».