Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Олег Мошинский: коллекционирую машины для души



Олег Мошинский, директор свердловского филиала ОАО "МРСК Урала", начал коллекционировать ретро-автомобили совсем недавно, но с первым же собранным экземпляром сумел получить немало наград. Несмотря на свое высокое положение и статус "белого воротничка", он признался, что сам любит покопаться в гараже, когда есть свободное время, а так же не уходил без приза с ралли ретро-автомобилей. Каким экземпляром он гордится, что является главной проблемой начинающих коллекционеров, сколько должен стоит вход в технологический музей и почему ретро-движению помешала программа утилизации?

Как вы стали коллекционировать ретро-автомобилей? Помните свой первый экземпляр?

На самом деле, машины мне нравились с детства, всю жизнь хотел в них разбираться, поэтому с удовольствием откликнулся на предложение известного коллекционера Алексея Заславского посмотреть ретро-автомобили. Пару раз с ним на эту тему пообщался, и лет десять назад приобрел первую машину. Правда, чтобы она стала целой ретро-машиной, нам пришлось собрать ее из трех с половиной.

Что это был за автомобиль? Говорят, что многие коллекционеры начинают с "Волги"?

Нет, это был ГАЗ-67. Делали автомобиль довольно долго – два года. Вечерами, коллективом сплоченных одной идеей людей, восстановили этот раритет. Это была одна из машин, которую я делал своими руками вместе с друзьями. Начали показывать ее на выставках, парадах. Как-то раз машина попала на глаза московской уважаемой комиссии, которая оценивает ретро-автомобили по качеству реставрации, сохранности, оригинальным деталям. Машина получила одну из наивысших оценок от этой комиссии.

Что конкретно оценивалось у этого автомобиля?

Целью оценки был не внешний вид, а максимальная аутентичность деталей. И получилось, что мы собрали автомобиль на уровне раритетов, хранящихся в Политехническом музее и в частных коллекциях. По словам комиссии, это была одна из 3-4 машин в стране по качеству. Конечно, на машине есть и вновь изготовленные детали: обивки сидений, тент, но все соответствует оригиналу, вплоть до цвета. В итоге, это была первая машина, а потом просто затянуло – стало интересно.

Следующие машины вы тоже сами делали?

Нет, сегодня моя роль в том, что я их завожу, после того, как их сделают. Еще я их мою, а раз в год на каких-то выезжаю, комплектую, ищу запчасти. К сожалению, самой сборкой уже не занимаюсь – нет времени. А хотелось бы, поэтому в мастерской я занимаюсь мелким ремонтом для того, чтобы не забывать, как выглядит гаечный ключ.

Вот вы собрали первую машину. А как решили, куда двигаться дальше, что собирать после нее?

Это проблема большинства начинающих коллекционеров. Сначала они покупают то, что нравится, потом то, что посоветовали друзья, а затем, что позволяют купить либо финансы, либо наличие товара на рынке. В результате, через несколько лет скапливается разномастное, никак не классифицированное собрание. Только потом приходит понимание, в какую сторону хочется двигаться, и что собирать. Кто-то начинает коллекционировать только отечественные машины, кто-то только военные автомобили, кто-то кабриолеты.

А когда вы поняли, что хотите собирать?

У меня это понимание наступило, когда было уже порядка 10 машин. Вернее не осознание того, что нужно собирать, а понимание того, что нельзя собрать все. Можно сказать, что я до сих пор не сформировал критерии того, как и что бы я хотел видеть в своей коллекции. Поэтому, пока главный критерий – это внутренние ощущения. Что-то нравится, что-то нет. Например, мне нравятся Москвичи 401, и сегодня у меня два готовых, один в работе, при этом нет ни одного стандартного. Есть один кабриолет Москвич, один пикап, которых в России вообще нет. Так же у меня есть, например, три Волги-21. Не знаю зачем, но есть.

Как вы находите новые экспонаты? Через интернет, клубы по интересам?

Способы все хороши. Что-то предлагают знакомые, но, в основном, это интернет. Бывает так, что появилось объявление, звонишь, а это твои старые приятели. Благодаря этому хобби они есть у меня по всей России.

Сколько сегодня у вас экземпляров?

Скажем так: порядка 15 автомобилей, и порядка 15 мотоциклов.

Коллекционирование есть для души, а есть вложение денег. Для вас это что?

У меня в первую очередь это для души. Потому что на сегодняшний день восстановление машины, особенно отечественной, убыточно. Стоимость восстановления значительно выше продажной цены и эксклюзивное восстановление машины является убыточным.

Есть у ваших машин необычные судьбы, истории?

Конечно! Первый "Газик" привезли из Талицы. На нем где-то пахали. Его мы вообще 4 часа выкапывали из огорода, а потом выдергивали уазиком. Вторую машину мы нашли в Асбесте, там был великий умелец, который сделал из нее не пойми что. Зато на ней были целые приборы и документы. Самый целый автомобиль был, правда, очень ржавый, но рука умельца его не касалась, поэтому было понятно из чего что делать.

Так же получилась полуторка (ГАЗ-АА). Половину машину с хорошим двигателем мы обменяли на кузов от самоделки из Асбеста. Основную полуторку взяли из Шадринска.

Какую машину вы можете назвать звездой вашей коллекции?

Есть машины, в которые ты вложил душу, и они тебе нравятся. А есть машины, которые нравятся просто так. Важна и редкость. Вот "Москвича" пикапа нет ни у кого - мелкая серия была, экспериментальный автомобиль. Мой автомобиль восстановлен как пикап, с оригинальным родным кузовом, с родной крышей. Он один такой в России, но сказать, что он самый любимый сложно: я на нем еще не ездил, так как его сделали только зимой. А так, ГАЗ-67 мне очень нравится и Mercedes 1939 года.

Некоторые собирают только репликары, то есть копии. Насколько для вас важна оригинальность деталей?

Судите сами: большинство современных машин рассчитаны на 12 вольт, у меня на 6. Кому шесть, тому шесть, кому двенадцать - тому двенадцать. Стараешься максимально приблизиться к оригиналу, но есть некоторые исключения. Скажем, я очень буду переживать за оригинальную ручку, но за колеса не так. К тому же, есть детали и материалы, которые сейчас не найдешь. Например, нитрокраску.

В реальную жизнь машины выводите?

Когда была выставка "Иннопром", меня попросили поставить машину. Люди ходили, смотрели. У меня сердце кровью обливается, когда я вижу, что люди считают, что это старая машина, и с ней можно делать все, что угодно. Потрогать ладно, но они могли встать ногами на капот, детей посадить на капот или с ногами на сидение!

Я слышал, что компания проводит пробеги ретро-автомобилей? Для чего они?

Просто общение. Раньше были ралли ретро-автомобилей. Три раза проводились, и три раза я занимал призовые места. Один раз я даже на родной резине проехал на Газике на этом ралли, все 70 км. Родной резины для этой машины в стране осталось комплекта три, а сдуру поехал на ней! Переживал страшно.

Бывают ли в Екатеринбурге собрания коллекционеров? Что обычно обсуждаете?

Сводится все к просто общению. С одной стороны это людям, городу показать, ветеранам приятно на 9 мая увидеть легендарные машины, а с другой - зимой общения мало. Поэтому всегда приятно увидеться на воздухе, пообщаться.

Вы менялись с коллекционерами машинами?

Это очень сложно. На сегодняшний день машины меняются на деньги. Либо на деньги, либо отдаются просто так, чтобы площадку расчистить. С обменом сложно и потому, что сегодня развелось немало жуликов. Например, я купил одну машину в Оренбурге, а через год ее активно продавали в интернете! Я спросил, можно ли посмотреть машину, и объявление исчезло.

Как на коллекционировании отразилась программу утилизации? Вроде бы, теперь проще найти автохлам, когда его привозят на утилизацию?

Это и плохо и хорошо для коллекционеров. Если раньше какую-то машину можно было купить за 10-15 тысяч рублей, то сейчас меньше 50 тысяч никто не продаст. Хотя они никому не нужны, но их пытаются сдать. Но реально, интересных машин одна из тысячи.

Где вы храните свои машины?

На частной территории, в частном гараже.

Слышали, что Виктор Вексельберг планирует построить в Екатеринбурге музей частных коллекций. Вы бы отдали туда свои автомобили?

Знаю, что музей техники начинает строить господин Козицин, но не думаю, что он будет кого-то приглашать, потому что у него самого с техникой полный порядок. Вторая идея, которая активно лоббируется при помощи городских властей - это выставочный центр. Он строится уже сейчас, и на его территории может появиться такой городской музей.

Отдать туда? Все не отдам, но что-то, и на какие-то сроки, при условии сохранности, почему бы и нет? Хотя есть машины, которые на сегодняшний день, мне не интересны совсем, а продавать просто обидно по тому труду, который был в них вложен. Их можно отдать какой-нибудь музей, где от них будет хоть какая-то польза.

А вы считаете, он должен быть бесплатным или платным?

Если он будет бесплатным, то его не будут ценить, а если будет дорогим, в него не будут ходить. Должна быть определенная середина, все должно быть рассчитано. Но полностью окупаемым он точно не будет, и его нужно будет содержать на какие-то деньги. Минимальный же взнос должен быть, чтобы музей не превратился в пивнушку или мусорку.

Кто самый крупный коллекционер в городе? Отслеживаете ли вы свой "рейтинг"?

Мне все равно. Я не гонюсь за количеством, можно и сто машин найти. Качество тоже. У меня точно не больше, чем у всех. Мне конкретные экземпляры больше интересны.
  ae96.ru

Оцените материал: 0.0/0

    21.06.11 1868 antikvarius 
коллекционер, коллекция, ретроавтомобиль
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Денис • 15:24, 05.05.13
Продам Газ искра- Двухдверный седан. Полностью пластиковый кузов. В 60-е годы на северодонецкой авторембазе созданы и выпущены 11 автомобилей на базе ГАЗ 21. 2-х дверный седан ЗАРЯ - 11шт. До нашего времени остались единичные экземпляры. Описание посмотрите-САРБ-СТАРТ-ЗАРЯ. Полная информация по тел. обмен на авто. Этот автомобиль зарегистрирован в ГАИ-самодел . новый техпаспорт. новые номера . исторические фото прилагаются.
avatar