В донецком музее ретропаровозов живут "Кукушка" и "Овечка"
После двух лет реконструкции в Донецке открылся музей истории и развития Донецкой железной дороги. Музей по-прежнему находится в помещении бывшего паровозного депо станции Юзово, построенного еще в 1872 году, где собраны уникальные экспонаты, которые в свое время исправно ездили по железной дороге, возили людей и грузы.
«У нас более 50 единиц ретротехники, из них 17 — паровозы различных серий, а всего в музее более 10 тысяч экспонатов, ведь есть еще документы, форменная одежда, знаки различия, служебные часы, фонари и многое другое, — рассказал директор музея Владимир Донченко. — Например, вот донесение императору Александру III об открытии сообщения между Харьковом и Таганрогом, где впервые упоминается Донецкая железная дорога. Датировано донесение 23 декабря 1869 года по старому стилю и считается датой основания Донецкой железной дороги».
На входе посетителей музея встречает знаменитый танк-паровоз «Кукушка» серии Ь-2062. Ему 84 года, и этот паровоз с непростой жизненной историей. Отработав десятки лет на Енакиевском метзаводе, «Кукушка» заняла почетное место в виде памятника у Донецкого дворца молодежи «Юность». В 2004 году неизвестные демонтировали и вывезли «Кукушку» на металлоприемку в Ясиноватую, где паровоз разрезали и собирались переплавить. Милиция спасла паровоз в последний момент, останки «Кукушки» восстановили по сохранившимся чертежам на Авдеевском заводе нестандартизированного оборудования и отправили в музей.
«Это единственный в мире оставшийся паровоз этой серии, ни один музей мира не может похвастаться таким экспонатом», — не без гордости отметил Владимир Донченко. К слову, «Кукушкой» паровоз прозвали за его сигнал, напоминающий звуки, которые издает эта птица. Увы, восстановить голос «Кукушке» не смогли.
А самый старый экспонат музея — паровоз серии ОВ, он же «Овечка», которому в этом году исполнилось 110 лет. Чтобы увидеть «Овечку», придется ехать в Ясиноватую, где расположен филиал Донецкого музея истории и развития железной дороги.
Одно из последних приобретений музея — грузовой паровоз ЛВ-0407 («Лебедянка Воршиловградская»). Его подарили Донецку Российские железные дороги, и это последний паровоз этой серии из 500 изготовленных в середине прошлого века. Три года Украина и Россия договаривались о передаче экспоната, и три недели дончане на малой скорости гнали «Лебедянку» в столицу Донбасса из Челябинска, преодолев 2500 км.
Именно «Лебедянка» должна была возглавить Поезд Победы, который 7 сентября, в день 70-й годовщины освобождения Донбасса от фашистов, проехал по городам области. К сожалению, восстановить «Лебедянку» к этой дате не успели, и Поезда Победы возглавил паровоз серии ЭР 775-07, который также сейчас находится в музее.
После реконструкции Музей истории и развития Донецкой железной дороги стал более удобным для посетителей: увеличена смотровая площадка, в здании транзитного вокзала открыт новый зал с экспонатами новой истории ДонЖД. Экспозицию в основном зале периодически меняют — на смену паровозам приходят электровозы и тепловозы. По словам главного инженера ДонЖД Александра Скубченко, возможно, площадь музея будет увеличена еще больше, чтобы вместились все 50 единиц транспорта. «При этом вход в музей неизменно остается бесплатным!» — подчеркнул директор музея Владимир Донченко.
Из истории "кукушки" от Музея истории и развития Донецкой железной дороги
Гордостью нашей экспозиции является маневровый бестендерный танк-паровоз Ь-2062, любовно прозванный в народе за его сигнальные звуки гудка «Кукушка». Изготовлен паровоз в 1929 году на Коломенском паровозостроительном заводе и до 1973 года проработал на Енакиевском металлургическом комбинате, где затем, почти 30 лет, до 2000 года в качестве памятника отечественному паровозостроению простоял он на постаменте в районе железнодорожного цеха.
В 2000-м году, по просьбе тогдашнего губернатора Донецкой области Виктора Януковича перевозят паровоз в парк имени Ленинского комсомола города Донецка, где он становится одним из первых экспонатов будущего музея истории промышленности Украины.
Установили паровоз на видном и почетном месте перед зданием выставочного комплекса, но уже в конце 2002 года переместили на дальнюю неохраняемую территорию. И становится паровозик объектом мелких хищений: всё, что может быть откручено– откручивается и уносится.
Видя всё это, руководство музея Донецкой железной дороги неоднократно, начиная с 2000 года, выходило с предложением к городским властям установить этот уникальный экспонат на круглосуточно охраняемую музейную площадку, где будет гарантирована полная его сохранность и доступность для многочисленных посетителей дорожного музея и гостей города Донецка - любителей железнодорожной техники.
На все просьбы были получены отказы. И случилось то, что и должно было случиться. 29 января 2004 года исторический государственный памятник железнодорож-ной техники, каким, в соответствии с приказом Министерства культуры и искусства Украины, являлся паровоз Ь-2062, вывозиться из города Донецка и сдаётся в пункт приёма металлолома в городе Ясиноватая, где, порезанный на части, находит своё последнее пристанище.
Действия руководства музея были быстрыми и эффективными. Уже 5 февраля 2004 года, порезанные на части останки паровоза были найдены органами МВД города Донецка и переданы на сохранность Донецкой железной дороге с целью дальнейшего проведения ремонтно-восстановительных работ. Проводились они на Авдеевском экспериментальном заводе нестандартного оборудования и, 28 октября 2005 года, восста-новленный паровоз был доставлен в дорожный музей. На сегодняшний день, данный паровоз является единственным экземпляром на всем постсоветском пространстве маневрового танк-паровоза серии Ь.
Маневровый бестендерный танк-паровоз легкого типа серии 137 колесной формулы 0-2-0 с кулисным механизмом Вальсхарта. Длина –7030 мм, высота – 3696 мм, колесная база – 2150 мм, диаметр цилиндра – 300 мм, ход поршня – 550 мм, диаметр движущихся колёс – 970 мм, конструкционная скорость – 40 км/час., вес в порожнем состоянии – 16,5 т, запас воды – 2,5 т, тормоз Вестингауза, давление пара – 12 атм. Экспонат принят на баланс музея 28 октября 2005г.
Историческая справка
Для маневровой работы на подъездных путях промышленных предприятий и фабричных ветках русские и иностранные заводы в дореволюционные годы построили значительное количество танк-паровозов самых разнообразных конструкций. Большинство танк-паровозов заказывалось заводам в индивидуальном порядке и строилось с учетом местных требований. Изготавливались они первоначально на иностранных предприятиях. Первые паровозы типа 0-2-0 для маневровой и хозяйственной работы были изготовлены в 1860 году заводом Шарп-Стюарт в Манчестере и поступили на Петрбурго-Варшавскую ж.д. Эти паровозы, обозначенные серией Е, имели прицепленный к ним тендер и работали первоначально с балластными поездами при строительстве дороги. Все другие паровозы типа 0-2-0 для маневровой работы строились как танк-паровозы.
Первые отечественные танк-паровозы типа 0-2-0 были изготовлены на Коломен-ском паровозостроительном заводе в 1885г. каждая новая конструктивная модель паровозов этого типа имела свое буквенное или цифровое обозначение.
В 1912-1916 годах на Коломенском заводе было построено 12 танк-паровозов типа «И» колесной формулы 0-2-0, на которых был установлен парораспределительный механизм Вальсхарта. Боковые баки для воды у паровозов типа «И», расположенные вдоль котла, затрудняли машинистам видимость пути и сигналов. Поэтому в 1914 году конструкторы завода несколько перепроектировали паровоз типа «И», оставив все основные размеры котла, машины и ходовой части без изменения. Кроме этого паровозы оборудовались тормозом Вестингауза. Измененный тип паровоза получил заводской тип 137. Этот тип паровоза использовался как на промышленных предприятиях, так и на железных дорогах общего пользования, где ему присваивалось наименование «Ь». Строительство этого типа танк-паровозов на Коломенском паровозостроительном заводе продолжалось до 1932 года.
23.01.14 3209
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |